|
|||
Венецианская хартия9. Венецианская хартия Незыблемость основных принципов археологической реставрации была подтверждена решением 2-ого международного конгресса технических специалистов по историческим памятнкам в 1964 году в Венеции.Решение получило название Венецианской хартии. Венецианская хартия ставит на первое место консервацию памятника ограничивая область реставрации. “Реставрация должна проводиться в исключительных случаях. Прежде всего необходима безусловная документированность”. “Реставрация должна прекращаться там, где начинается гипотеза”. Венецианская хартия в значительной степени, чем более ранние документы, уделяет внимание вопросам градостроительной роли памятников и окружающей среды. Это новое отношение к вопросам сохранения наследия отражено в официальном названии “Международная хартия по консервации и реставрации исторических памятников и достопримечательных мест”. В тексте также говорится, что городские и сельские комплексы должны рассматриваться как памятники архитектуры. Они «должны быть окружены особой опекой». Более широкое представление о том, чем является памятник архитектуры, отражено и в положении, что «это понятие охватывает не только выдающиеся памятники, но и более скромные, приобретающие со временем значительную культурную ценность».
10. Историческая, художественная и утилитарная ценности памятника “Памятник архитектуры” - “памятник истории и культуры”. Прежде всего это означает двоякую ценность сооружения – историческую и художественную. Историческая ценность памятника выражается прежде всего в том, что он служит носителем информации о прошлом, т. е. Истоическим источником. Эта информация обладает многосторонностью и проявляется в различных сферах, что позволяет рассматривать памятник как спецефический и комплексный исторический источник. Не менее очевидно присутствие в памятниках архитектуры художественной ценности. Произведения архитекторов прошлого, будь то постройки античного, средневекового периода или же нового времени, способны вызывваь острое эстетическое переживание у современного человека. Сторонники археологической реставрации не отрицая художественной ценности памятников все же выдвигали на первый план историческую ценность, значение памятника как документа. В настоящее время преобладает стремление видеть в памятнике единство художественного и исторического, что в действительности далеко не всегда может быть четко расчленено. Современный подход к рассмотрению художественного значения памятника базируется на положении, что памятник всегда осуществляет свое эмоционально-эстетическое воздействие в определенном контексте. В контекстесовременной культуры контекст его архитектурного и природного окружения, среда, который памятник формирует и от которого в свою очередь в большей степени зависит его художественное восприятие, т. е. Контекст среды. Основной целью проведения любых работ на памятнике архитектуры являетс продление его жизни как сооружения, обладающего многосторонней ценностью. Важное условие продления жизни памятника – активное ключение его в жизнь современного общества. Эта цель достигается двумя путями: - благодаря выявлению художественной и исторической ценности (реставрация) и - наделению его практической функцией (приспособление).
Одна из гавных теоретических предпосылок, на которой базируется современные педставления о реставрации – признание того, что художественно-ценным объектом определяющим ее направленность становится не творческий замысел древнего мастера, а существующий в наше время памятник с его утратами, поздними наслоениями и установившимися связями с архитектурно-пространственной средой. Современная теория устанавливает принципиально иное отношение к наслоению, за которыми признается не только истоическая и художественная ценность как самостоятельных произведений отражающих особенности культуры своего времени, но и роль их как составных частей памятника в целом. Другое общее требование предъявляемое к рестарации – максимальное сохранение подлинности. Изложенные положения – лишь самые общие принципы реставрации. Памятники в случае реставрации обладают бесконечным разнообразием не допускающим догматического подхода. Поэтому нет и не может быть набора жестких требований , которые реставратору механически надлежит соблюдать. Реставрацию следует рассматривать как спецефический творческий процесс. При этом вынесение решения о судьбе памятника не может быть доверено суждению одного человека, какой бы высокой квалификацией он не обладал, а подтверждается авторитетным кругом специалистов.
Реставрационное производство имеет существенные отличия от обычно-го строительства и ремонта. Во время ре-ставрации продолжается исследование памятника, закладываются дополнитель-ные зондажи, разбирается поздняя клад-ка, выполняется разверстовка. Процесс реставрации — это неразрывный процесс раскрытия памятника и его восстановле-ния. Из этого прежде всего вытекают не-которые особенности его организации. Так, в ходе производства оказываются неизбежными остановки работ для фик-сации раскрытых частей памятника, а иногда и для выработки нового реставра-ционного решения, если всплывают не-известные ранее обстоятельства. Отдель-ные детали проекта получают оконча-тельное уточнение только в процессе вос-становления, которое производится с привязкой к сохранившимся в натуре сле-дам, по месту. Особое значение при реставрации приобретает обеспечение сохранности подлинных элементов памятника, даже если это приводит к известному удоро-жанию и замедлению темпа работ. В си-лу этого в ходе производства нередко приходится прибегать к установке вре-менных креплений и защитных уст-ройств. Необходимо предохранять даже от кратковременного намокания те кон-струкции, которые наиболее подвержены разрушению под действием влаги: дере-вянные перекрытия, своды и т.п. Любые вскрытия кровли и тем более длительные работы по реставрации покрытий реко-мендуется проводить только после уст-ройства специальных временных кро-вель, которые выполняются с таким рас-четом, чтобы под ними можно было ра-ботать. Это требование должно выпол-няться совершенно неукоснительно при наличии в памятнике стенописей, лепни-ны, другого ценного декоративного уб-ранства. Работа по реставрации требует привлечения масте-ров высокой квалификации таких специ-альностей, как каменщики, белокаменщи-ки, плотники, штукатуры, лепщики, ма-ляры, а иногда и специалистов редких профессий: позолотчиков, резчиков по дереву, мастеров по искусственному мра-мору и др. При всем разнообразии реставраци-онных материалов к ним предъявляются некоторые общие требования. Материа-лы тех новых дополнений, которые име-ют непосредственный контакт с подлин-ньши материалами памятника, должны достаточно близко соответствовать им по ряду параметров. Резкое различие их по физико-механическим, а иногда и хими-ческим свойствам может привести к весь-ма нежелательным последствиям. Наиболее заметно проявляется несов-местимость древних и новых материалов при использовании жирных цементных растворов в старых зданиях, сложенных на известковом растворе. К особенно тя-желым последствиям приводит использо-вание цементного раствора в сплошных облицовках и штукатурках, когда искус-ственно прекращается миграция водяных паров сквозь стену, что вызывает интен-сивное намокание и разрушение толщи кладки. Если же при этом на внутренней поверхности стеи имеется роспись, то она неизбежно гибнет. Требование сохранения паропроница-емости стен сохраняет значение и при производстве отделочных, в частности малярных, работ, в силу чего масляная краска и другие образующие плотную пленку покрытия строго ограничивают-ся, а предпочтение отдается известковым, клеевым и кремнийорганическим красоч-ным покрытиям. Особые меры предосторожности сле-дует принимать при работах на памятни-ках деревянного зодчества, поскольку да-же кратковременные протечки или изме-нения режима содержания здания могуг в этом случае вызвать ускоренное разру-шение древесины.
|
|||
|