Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Неврологические и анатомо – физиологические основы строения и функций речевого аппарата.



Неврологические и анатомо – физиологические основы строения и функций речевого аппарата.

Цель: изучить и систематизировать основные понятия и содержание вопросов о строении, функциях центрального и периферического отделов речевого аппарата.

План:

*центральный и периферический отделы;

*строение и функции центрального отдела;

*зависимость возникновения различных речевых расстройств от поражения определенной центральной области;

*строение и функции периферического отдела.

Речь – одна из основных высших психических функций. Речевые расстройства обусловлены нарушением формирования либо поражением речевого аппарата. Под речевым аппаратом подразумевается система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Эта система включает два тесно связанных между собой отдела – центральный и периферический.

Центральный отдел находится в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.

1.Корковые центры.

Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер. Речевые рефлексы связаны с деятельностью всей коры больших полушарий мозга. Однако некоторые участки имеют преимущественное значение в образовании речи. К ним относятся: зона Вернике, зона Брока, левая лобная доля, теменная доля, височная доля, затылочная доля.

Зона (центр) Вернике (по имени немецкого невропатолога и психиатра К.ВЕрнике) – участок коры головного мозга, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей). Обеспечивает процесс восприятия устной речи. При ее поражении возникают дефекты фонематического, или речевого, слуха (сенсорная афазия, сенсорная алалия).

Фонематический слух, т.е. способность различать звуковой состав слова, формируется у ребенка в процессе обучения пониманию устной речи. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению. Фонематический слух является основной речевой системы, и его потеря ведет к недоразвитию всей системы.

Зона (центр) Брока (по имени французского антрополога и хирурга П.Брока) – участок коры головного мозга, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария (у правшей). Обеспечивает моторную организацию речи. При поражении возникает невозможность произнесения звуков речи, слогов или слов из-за дефектов объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт (моторная афазия, моторная алалия).

Левая лобная доля осуществляет функцию планирования, программирования и контроля речемыслительной деятельности. Поражение моторных областей лобных отделов ведет к нарушению произвольной регуляции двигательных функций (регуляторная апраксия), которое проявляется преимущественно в форме нарушения речевой регуляции (динамическая афазия).

При поражении корковых зон моторной области возникает корковая дизартрия.

Теменная доля коры связана с восприятием и анализом чувствительных раздражений, пространственной ориентацией, регуляцией целенаправленных движений. Следствием поражения корковых полей теменной области являются расстройства координации и управления различными движениями (апраксия). При оральной апраксии нарушаются произвольные движения артикуляционного аппарата: больные не способны по заданию выдвинуть язык изо рта, поднять его вверх и т.д. Если апраксия возникает в раннем детском возрасте, она может стать причиной недоразвития речи, в более позднем – лежит в основе речевого нарушения, при котором первичный дефект состоит в трудностях различения близких артикулем (афферентная моторная афазии).

Височная доля связана с восприятием слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений, анализом и синтезом речевых звуков, механизмами памяти. При поражении левой височной доли мозга возникают расстройства фонематического слуха (см.описание зоны Вернике), вследствие чего страдает целый комплекс речевых функций: письмо, чтение, активная речь. Кроме того, при поражении определенных зон левого полушария нарушается слухоречевая память (акустико – мнестическая афазия).

Затылочная доля коры головного мозга является зрительной областью. При поражении левой затылочной доли утрачивается способность различать буквы (буквенная агнозия). Вследствие нарушения зрительного восприятия возникают специфические нарушения чтения (оптические алексия и дислексия) и письма (оптические аграфия и дисграфия).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.