Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методы и приёмы выявления нарушений фонематического слуха



34. Методы и приёмы выявления нарушений фонематического слуха

Так как фонематические дефекты звукопроизношения обусловлены нарушением фонематического слуха, воспитатель должен проверить его состояние. Для этого педагог определяет умение ребенка дифференцировать (различать) на слух следующие группы звуков: свистящие — шипящие (с — ш, з — ж, с' — щ, ц — ч), сонорные (л — р), звонкие — глухие (б — п, д — г, г — к), твердые — мягкие (т — т’ н—н’ д — д’). Одним из наиболее доступных приемов проверки является такой. Воспитатель просит ребенка повторить за ним в той же последовательности два слога, например: са — ша (ши — сы; со — шо; шу — су и др.) — для детей пяти лет. Шестилетним детям можно предлагать для воспроизведения по три слога, например: са — ша — са (сы — сы — ши; шо — со — шо; шу — шу — су). Проговаривая слоги, воспитатель закрывает рот экраном (можно листом бумаги), который держит на расстоянии 10—15 см, чтобы ребенок не мог использовать как подсказку видимые им движения органов артикуляционного аппарата (при с губы в улыбке, при ш округленные, выдвигаются вперед) и различал звуки только на слух. Сначала воспитатель произносит звуки медленно, затем постепенно убыстряет темп.

Можно также использовать и другие приемы:

разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга одним из дифференцируемых звуков, например: крыша — крыса, бочки — почки, лак — рак, дачка — тачка и т. д. Воспитатель называет слово, а ребенок дает ему соответствующую картинку;

попросить ребенка повторить за взрослым знакомые ему слова, отличающиеся одним звуком, например: кит — кот — ком или сом — сок — сук. Если ребенок допускает ошибки, это необходимо учесть при исправлении звукопроизношения и провести соответствующую работу, направленную на развитие фонематического слуха.

Так как фонетические нарушения звукопроизношения связаны в основном с нарушением речедвигательного анализатора, воспитатель должен зафиксировать все отклонения в строении органов артикуляционного аппарата — челюстей, зубов, твердого нёба. Наиболее частыми дефектами челюстей и зубного ряда являются различные нарушения прикуса (соотношения верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях):

 

 

  35. Принципы логопедической работы — это общие исходные положен, кот опредют деятть логоп и дет в процес корр наруш речи.Логопедич возд представляет собой педагогич процесс, в кот реализ задачи корригир обучен и воспит. В процес организац корригирго обуч больш значен придается общедидактич принципам: воспитывающего харра обучен,научнти, систематичн и последоватти, доступнти, нагляднти, сознатти и активнти, прочности, индивидуального подхода.Логопедическое воздействие опирается и на спец принц: этиопатогенетич (учета этиолог и механизм реч нарушен), системности и учета структуры речго нарушя, комплексности, дифференцирого подход, поэтапнти, развития, онтогенетичий, учета личностных особенней, деятельнго подх, использован обходного пути, формиря речх навв в услов естествго речго общен. При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы. Так, при дислалии неправильный прикус предрасполагает к искажению артикуляции звуков, недоразвитию артикуляторной моторики. В этом случае логопедическое воздействие сочетается с ортодонтическим вмешательством по нормализации прикуса. Дислалия может быть вызвана и недостаточным вниманием окружающих к речи ребенка, т. е. социальным фактором. В этом случае логопедическая работа направляется на нормализацию речевых контактов ребенка с социальным окружением, на развитие речевой моторики, фонематического восприятия. Логопедическое воздействие в ряде случаев сочетается с разными видами медицинского воздействия (медикаментозного, психотерапевтического и др.). Замены звуков при дислалии могут быть обусловлены неточностью слуховой дифференциации, неразличением звуков на слух или заменой этих звуков вследствие недоразвития тонких артикуляторных движений. При устранении дислалии основным является воздействие на ведущее нарушение — не-сформированность слуховой дифференциации или недоразвитие артикуляторной моторики. Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов. Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств. Многие речевые нарушения проявляются в структуре различных психических и нервно-психологических расстройств. Расстройства речи в большинстве случаев представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного (медико-психолого-педагогического) воздействия, т. е. воздействия на весь синдром в целом, с учетом характера взаимодействия между отдельными речевыми и неречевыми симптомами и группами симптомов. Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей. Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому. Например, работа по устранению дислалии включает следующие этапы: постановка, автоматизация, дифференциация звуков.     36. Подготовительный этап. Основные направления логопедического воздействия I этап - подготовительный Задачи: а) Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; б) Устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение. Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях (рис.8). Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь). Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяв добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как невслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. В процессе логопедических занятий ребенок должен прежде всего приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих. Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов: I этап - узнавание неречевых звуков. II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. III этап - различение слов, близких по звуковому составу. IV этап - дифференциация слогов. V этап - дифференциация фонем. VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа. Артикуляционная гимнастика В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения). Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем. Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука. Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».       38. Этап формирование первичных произносительных умений навыков. Основные направления коррекционной работы. II этап - формирование произносительных умений и навыков.  Задачи: а) устранение неправильного звукопроизношения; б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию; в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей. Формирование произносительных умений и навыков Логопедическая работа по устранению дислалии строится на основе выработки новых артикуляционных навыков путем использования компенсаторных возможностей организма (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и кинестетических ощущений). Занятия по исправлению дефектов произношения проводят в определенной последовательности. Все артикуляционные упражнения распределяются по следующим видам: 1) постановка звука; 2) автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных); 3) автоматизация навыка произношения звука в словах; 4) автоматизация навыка произношения звука в предложениях; 5) дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков; 6) автоматизация звука в разговорной речи. Для ведения логопедических занятий нужны зеркало, набор зондов, шпатели, вата, спирт; набор дидактического и иллюстративного материала; индивидуальные тетради для записи домашних заданий, словари, специальная литература, протоколы речевого обследования логопатов. При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами. Первый способ основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом непосредственное слуховое восприятие звучания, восприятие видимых речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала), ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены восприятием работы речевых органов, отображенной с помощью различных пособий. В практике применяются разнообразные пособия, начиная с простой полоски бумаги, отклоняющейся под действием струи выдыхаемого воздуха, и кончая различными электроакустическими приборами, преобразующими звук или вибрации частей речевого аппарата в зрительные сигналы («ДВИН», виброскоп и др.). В тех случаях, когда не удается получить нужную артикуляцию по подражанию целиком, приходится сначала довольствоваться воспроизведением отдельных ее элементов. Иногда малоподвижность или недостаточная управляемость речевых органов вынуждает прибегать к целой системе подготовительных артикуляционных упражнений, к своеобразной артикуляционной гимнастике. Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на ее основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение. Связанные с определенным положением или движением речевых органов кинестетические раздражения в сочетании с сопутствующими им слуховыми раздражениями закрепляются в коре головного мозга в виде системы следов, что в дальнейшем является предпосылкой для активного, произвольного воспроизведения требуемой артикуляции. Третий способ - смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных пояснений.     42. Артикуляционная гимнастика Методика поведения Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.Виды артикуляционных упражненийУпражнения для губ1. Углы рта слегка оттянуты, видны передние зуба, объем движения, как при артикуляции звука и.2. Губы нейтральны, как при произнесении а.3. Губы округлены, как при о, при у.4. Чередование движений от а к и, от а к у я обратно.5. Плавный переход от и к а, от о к о, от о к у и обратно.Артикулирование ряда с плавным переходом: и — а —о — у и в обратном порядке.В момент артикулирования можно подключать проговаривание. В ходе выполнения упражнений логопед перед зеркалом дает пояснения ребенку, в каком положении находятся губы при произнесении того или другого звука. Упражнения для языка1. Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка языка выгнута в направлении к верхним резцам. Позиция углов рта и челюсти не фиксируется в сознании ребенка как артикуляторная позиция: это положение необходимо лишь для облегчения зрительного контроля.2. Боковые края языка подняты, образуется круглая щель, необходимая для произнесения свистящих звуков; эта поза называется «язык желобком» или «язык трубочкой». Чтобы облегчить ребенку выполнение упражнения, можно предложить высунуть распластанный язык между зубами, после чего округлить губы и таким образом загнуть боковые края языка. Можно воспользоваться круглым зондом («спицей»), нажать им на основание языка (вдоль средней линии) и попросить ребенка округлить губы.3. Язык поднят к альвеолам, боковые края прижаты к коренным (верхним) зубам. Язык как бы присасывается к верхней челюсти.4. Последовательное чередование верхних и нижних положений языка: язык поднимается, плотно прижимается (присасывается) к верхней челюсти, вслед за этим резко отводится в нижнее положение. В момент отрыва языка издается щелкающее звучание, упражнение называется «пощелкивание», «игра в лошадки».При выполнении упражнения логопед обращает внимание ребенка на опущенную неподвижную нижнюю челюсть.5. Кончик и передняя часть спинки языка подняты к аль­веолам («язык ложечкой», или «чашечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при артикулировании которых средняя часть спинки языка прогибается, а передняя часть и корень языка слегка подняты.6. Ритмичные движения языком влево-вправо, кончик языка касается верхних альвеол или проходит по границе между верхними резцами и альвеолами.7. Совместным движения языка и губ: кончик языка упи­рается в нижние резцы, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой, зубы слегка раздвинуты. Особое внимание обращается на сочетание положения языка с позицией губ для звука и; кончик языка находится в верхнем положении, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой. Обращается внимание на сочетание верхней позиции кончика и передней части спинки языка с позицией губ для лабиализованных гласных (о и у).  
   
 

 

 


  КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА 1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены. 2. Вытягивание губ вперед трубочкой. 3. Чередование положения губ в улыбке и трубочкой. 4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки. 5. Язык широкий. 6. Язык узкий. 7. Чередование широкого и узкого языка. 8. Подъем языка за верхние зубы. 9. Чередование движений языка вверх и вниз. 10. Чередование следующих движений языка (При опущенном кончике): отодвигать его в глубь рта и приближать к передним нижним резцам. «ЗАБОРЧИК» Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, взрослый про себя произносит звук И) - Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. - Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. «ТРУБОЧКА» Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. - Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты. - Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложить, ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1-2 см от губ) и взять ее губами.         КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ДЛЯ ЗВУКОВ С, СЬ, З, ЗЬ, Ц) «ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА» Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. - Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. - Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти. При этом: - не подворачивать и не натягивать нижнюю губу на нижние зубы. - Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. - Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. - Проконтролировать выполнение можно так: поднести вату ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно она будет отклоняться. (Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.) «СДЕЛАТЬ ЯЗЫК ШИРОКИМ» или «ЛОПАТОЧКА» улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти. - Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. - Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. - Не высовывался язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. - Боковые края языка должны касаться углов рта. - Если это упражнение не получается вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». «КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося звук Ф длительно, сдуть ватку на противоположный край стола. - Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. - Нельзя надувать щеки. - Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. - Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. - Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. - Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.       КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ДЛЯ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ )«НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК»Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти. При этом: - не подворачивать и не натягивать нижнюю губу на нижние зубы. -Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. -Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. -Проконтролировать выполнение можно так: поднести вату ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно она будет отклоняться. (Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.)«СДЕЛАТЬ ЯЗЫК ШИРОКИМ» или «ЛОПАТОЧКА»улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.-Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.-Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.-Не высовывался язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.-Боковые края языка должны касаться углов рта. -Если это упражнение не получается вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». «ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ»Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.-Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна.-Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см.-Если нижняя челюсть участвует в выполнении упражнения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).-Выполнять упражнение только в медленном темпе. «ГРИБОК»Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.-Следить, чтобы губы были в положении улыбки.-Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.-При повторении упражнения надо открывать рот шире.«ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА»Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.-Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.-Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.-Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. -Язык должен быть широким.-Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».«ГАРМОШКА»Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная связка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.-Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.-Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до пяти.-Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.«ФОКУС»Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.-Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.-Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе, посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.-Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.    
  КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ДЛЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ) «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти. При этом: - не подворачивать и не натягивать нижнюю губу на нижние зубы. - Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. - Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. - Проконтролировать выполнение можно так: поднести вату ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно она будет отклоняться. (Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.) «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. - Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. - Язык должен быть широким. - Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». «ПАРАХОД ГУДИТ» Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы (как гудит пароход) - Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу. «ИНДЮК» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится (БЛ-БЛ) (Как индюк болбочет) - Следить, чтобы язык был широким и не сужался. - Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. - Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. «КАЧЕЛИ» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. - Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. «ЛОШАДКА» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) - Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. - Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. - Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему упражнение «Приклей конфету», а потом вернуться к этому упражнению. - Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. «БЕЗЗВУЧНО ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА» Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. - Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. - Кончик языка не должен загибаться внутрь. - Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.   7. Авторами разработаны наборы дидактического и наглядного материала по процедуре обследования.дислалии Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста: 1) ориентировочный этап, на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком; 2) дифференцировочный этап, включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта; 3) обследование всех компонентов языковой системы, включая звукопроизношение и фонематические процессы; 4) заключительный (уточняющий) этап, включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания. При работе над третьим пунктом плана обратите внимание на то, что результаты обследования произношения заносятся в Речевую карту, которая состоит из следующих основных блоков: § Паспортные данные. § Анамнез. § Данные объективного обследования специалистов. § Состояние когнитивных и сенсорных процессов. § Состояние моторики. § Строение и подвижность органов артикуляции. § Произносительная сторона речи. § Состояние фонематических процессов. § Результаты обследования лексико-грамматического строя речи. § Состояние письма и чтения (для детей школьного возраста). § Проявления заикания (для заикающихся детей). § Логопедическое заключение. § План коррекционной работы. § Результаты исправления речи. При логопедическом обследовании детей с дислалией необходимо тщательно исследовать строение и подвижность органов артикуляции, состояние фонематических процессов и произносительной стороны речи, включающей общее звучание речи (темп, ритм, голос, тембр, дыхание, паузацию, дикцию) и звукопроизношение. Обследование начинается с проверки изолированного произношения звуков. Затем исследуют произношение звуков в словах и предложениях.   КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ДЛЯ ЗВУКОВ Р, РЬ)«ЧЬИ ЗУБЫ ЧИЩЕ?» Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. - Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. - Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался вовнутрь, а находился у верхних зубов. - Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. - Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. - Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперед, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.«ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА» Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. - Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. - Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. «ЛОШАДКА»Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) - Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. - Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. - Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему упражнение «Приклей конфету», а потом вернуться к этому упражнению. - Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. - Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. - Язык должен быть широким. - Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти. При этом: - не подворачивать и не натягивать нижнюю губу на нижние зубы. - Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. - Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. - Проконтролировать выполнение можно так: поднести вату ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно она будет отклоняться. (Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.)«ИНДЮК»Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится (БЛ-БЛ) (Как индюк болбочет) - Следить, чтобы язык был широким и не сужался. - Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. - Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.«БАРАБАНЩИКИ»Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д: д-д-д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. - Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. - Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара – не был хлюпающим. - Кончик языка не должен подворачиваться. - Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.   16. Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка. Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Целенаправленные артикуляционные движения в начале логопедической работы детям еще недоступны, поэтому очень важно найти возможность опоры на непроизвольные движения. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Игровые задания, в которых детям предлагается изобразить, как обезьянка вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, произнося звукосочетание ихи-хи-хи; как птенчики просят пищу; как сердится бульдог, оскаливая зубы, и другие, помогают преодо


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.