Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этиология дислалии. Характер повреждения различных отделов речевого аппарата. Механизмы нарушения произношения звуков.



 

 

Вопросы и ответы.

 

· Дислалия. Определение. Сведенья о распространении. История изучения

· Классификация дислалии. Основные формы.

· Классификация дислалии (психолингвистический аспект).Механизмы. Симптоматика.

· Этиология дислалии. Характер повреждения различных отделов речевого аппарата. Механизмы нарушения произношения звуков.

· Функциональная дислалия. История изучения, причины, виды, симптоматика

· Механическая дислалия. История изучения, причины, проявления, специфика устранения

· Обследование лиц с дислалией: структура, задачи, принципы, методы, приемы.

· Методы и приёмы выявления нарушений фонематического слуха 

· Принципы логопедической работы

· Подготовительный этап. Основные направления логопедического воздействия

· Этап формирование первичных произносительных умений навыков. Основные направления коррекционной работы.

· Артикуляционная гимнастика Методика поведения

· Условия формирования у детей навыков правильного произношения

· Исправление звуков к, к', г, г', х, х' при различных видах нарушений

· Исправление звуков ш, ж, ч, щ при различных видах нарушений

· Сигматизмы

· Дефекты озвончения и их исправление

· Автоматизация звука

· Дифференциация звуков

· Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата

· Комплекс артикуляционных упражнений (для звуков с, сь, з, зь, ц)

· Комплекс артикуляционных упражнений (для звуков ш, ж, ч, щ)

· Комплекс артикуляционных упражнений (для звуков л, ль)

· Комплекс артикуляционных упражнений (для звуков р, рь)

27.Дислалия. Определение. Сведенья о распространении. История изучения Дислалия—наруш звукопроизн при норм слухе и сохран иннервации реч апп.Среди нарушй произноситой сторы речи распрострми явл избиратые нарушя в ее звом (фонемом) оформлен при нормом функционнии всех остальных операций высказя. Эти наруш проявля в дефектах воспроизведен звв речи:искаженм(ненормативном)ихпроизнесен,заменх одних зв др,смешен зв и—реже—их пропусках. Термин «дислалия» ввел профессор врач И. Франк. он применил его как наименован всех видов произноситх расстрв различй этиол. Несколько позже, швейцарский врач Р. Шультесс вводит в свои работы термин «дислалия», как произноситые нарушя, обусловле анатомичми дефми органов артикии. В классификации Куссмауля была принята точка зрения Шультесса, др позицию занимал польский исследль В. Олтушевский, кот относил к дислалиям наруш произношя, не обусловые анатомичми дефми реч апп. В отечой логии XX в. объем понятия дислалии не отличался от принятого в работах Куссмауля и Гутцмана. Но уже в 30—50-е годы это понятие претерпет изменя. М. Е. Хватцев рассмл дислю как одну из форм косноязычия. Он включал в нее звукопроизносые нарушя, обусловле пораженем или расстройством периферичх органов речи: костно-хряще-мышечных частей, или «периферической или иннервацией»,и нарушя звукопроизня, обусловые периферичй тугоухю. М. Е. Хватцев выделяет 3 формы дислалии: механическую, обусловленную грубыми анатомиескими дефми оргв реч (расщелинами нёба, короткой подъязычной уздечкой); органичю, обусловю периферичой тугухю, аномалми челюстей, зубов, языка и нёба; функционю, обуслю мышечной вялостью мягкго нёба, недостатой гибкю кончка яз, слабостью выдыхой струи воздха.А. М. Смирнова публикует классифю дефов произношя, кот заметно отличся от классиф, предложенной М. Е. Хватцевым.О. В. Правдина дает иную трактовку дислалии: в частности, были исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха. Она выдел 2 формы: функционя и механичя, в состав последн была включ и ринолалия.С. С. Ляпидевского и О. В. Правдивой прослеживается делен произноситх дефов на дизартрию и дислалию и отказу от термина «косноязычие». В эти же годы в работе С. С. Ляпидевского и Б. М. Гриншпуна ринолалия была выделена из механич дислалии в отдельн реч наруш. Это сузило понят дислалии и сделало его более четким. В дальнейшем делен дислалии на функцю и механичю стало разделся большом авторов. В настоящ вр терм «дислалия» приобрел междуный харр, хотя его содерж и виды наруш, не всегда совпадают. Произносите деф по нейрофизиолму и психологму мехму, по вызывающ их причм, по роли в общем реч развит реб и методам преодоля нередко оказся различнми.Дислалия явлся одним из наиболее распрострх деф произнош. Статист данные отечх и зарубежх исследй указт, что недостат произнош имся у 25—30% детей дошк возр (5—6 лет), у 17—20% дет шк возр (I— II классы). У учащ более старш возр недост произнош занимт не более 1 %. Это свидетет о том, что встречся временные наруш, кот преодолся в ходе реч разв дет и в процессе шк обуч.       31.Функциональная дислалия. История изучения, причины, виды, симптоматика Функциональная дислалия - (греч. dys – нарушение + греч. lalia – речь) нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.При функциональной дислалии, в отличие от механической, не наблюдается заметных отклонений от нормы в строении артикуляторного аппарата. В ее основе чаще всего лежат функциональные нарушения в работе коры больших полушарий головного мозга. Такие нарушения могут быть вызваны общей физической ослабленностью детей и другими причинами. По мере роста и развития ребенка эти небольшие отклонения нередко выравниваются, однако уже сформировавшееся неправильное звукопроизношение так и остается. Как уже говорилось, внутри функциональной дислалии выделяют моторную и сенсорную формы.Моторная функциональная дислалия связана с функциональными нарушениями в центральном отделе речедвигательного анализатора. Это обусловливает некоторую неловкость и недифференцированность движений губ и языка ребенка, что в свою очередь приводит к неточности артикулирования звуков и приблизительности их звучания. Это чисто фонетический дефект, поскольку полных замен одного звука речи другим здесь обычно не наблюдается.Сенсорную функциональную дислалию вызывают функциональные нарушения в центральном отделе речеслухового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически близких звуков (звонких и глухих, мягких и твердых, шипящих и свистящих и др.). В этих условиях ребенок «соглашается» на полную замену одного звука речи другим и говорит, например, «сапка» вместо «шапка» или «лыбак» вместо «рыбак». Эта форма нарушений звукопроизношения, носящая фонематический характер (ребенок не различает двух разных фонем), в дальнейшем обычно сопровождается и однотипными буквенными заменами на письме, характерными для одного из видов дисграфии.При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной недостаточности могут наблюдаться случаи смешанной, то есть сенсомоторной, дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искаженно, а другие заменяет артикуляторно или акустически близкими. Все сказанное о функциональной дислалии не исключает, однако, и случаев чистого подражания, когда дефекты в произношении звуков у ребенка с совершенно нормальным речевым аппаратом бывают обусловлены только неблагоприятным социальным окружением.Для всех форм функциональной дислалии характерно то, что при ней никогда не страдает произношение гласных звуков. Причины возникновения функциональной дислалии:1. Неправильное воспитание речи ребёнка в семье "сюсюкают" с малышом. 2. Возникнуть по подражанию. 3. Двуязычие в семье. 4. Педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на звукопроизношение ребенка, не поправляют его ошибок;5. Дефекты звукопроизношения могут вызваны недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдается затруднение в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих, мягких и твёрдых, свистящих и шипящих;6Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. (она может быть вызвана и неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому). 6.Вызвана снижением слуха (наблюдаются затруднения в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных). 7. Недостаточное умственное развитие ребенка. У детей-олигофренов в половине случаев отмечается нарушение звукопроизношения.     28.Классификация дислалии. Основные формы. В основе дисл лежать функциональные (обратимые) нейродинамические сдвиги в центрх отделах речх анализатов (речедвигго и речеслухго) или дефекты анатомичго строен артикулго апп(механическую (органическую)),т.е. периферичго отд речедвигго анализатра (зуб, челюст, яз, нёб). от эт внутри дисл выдел 2основн формы – механическую, связе с «механич» повреждем артикулго апп и функционю, не связю с таким повреждм. Внутри же функционой дисл в свою очдь выдел 2формы – моторную и сенсорную.Моторн функционя дисля связ с функционми наруш в центрм отд речедвигго анализат. Это обусловлет неловкость и недифференцирсть движен губ и яз реб, что приводит к неточнти артикулиря зв и приблизитти их звучан. Это фонетичй дефт,т.к.полных замен одного зв речи дрм здесь обычно не наблюдся. Сенсорн функционю дисл вызывают функционе наруш в центрм отд речеслух анализат, что приводит к затруднен в слухй дифференци акустич близких зв (звх и глх, мягх и тверд, шип и свист и др.). В эт услях реб «соглашается» на полную замену 1зв р др и говорит, «сапка» вместо«шапка» или «лыбак» вместо «рыбак». Эта форма наруш звукопроизнош, носящая фонематич харр (реб не различ2 разных фонем), в дальнейшем сопровожд и однотипн букв заменами на письме, харми для 1 из видов дисграфии.3основные формы дислалии: 1 акустико-фонемат,2 артикуляторно-фонематич, 3артикуляторно-фонетич. Акустико-фонематич дислалия–недостаточ сформирть фонематичго слуха, -система фонем оказся не полностью сформирой (редуцированной) по своему составу, -не опознает тот или др акустичй признак сложн зв, по которому одна фонема противопоставлена другой. -при восприятии речи происход уподобле 1фонемы др на основе общности большинства признаков. -звук узнается неправильно. -приводит к неправму восприят слов (гора — «кора», жук — «щук», рыба — «лыба»). Неразличение, наблюдся при дислалии в отношении фонем с одномерными акустичми различми: в отношении шумных фонем, различ по глух-зв, некот сонорн ф (р - л) и некот др. для группы звуков, дефектным оказтся восприят всей группы. -нарушенным оказывается противопоставлен в группе взрывных или сонорных согл.У реб нет наруш слуха, у него избиратно не формирся функя слухго различен некоторых фонем. Артикуляторно-фонематич дисл. деф, обусловл несформир операций отбора фонем по их артикулятм параметрам в моторном звене произвдва речи. Выд 2основн варта наруш.1артикуляторн база оказся не полню сформирой, редуцирой. При выборе фонем вместо нужн зв (отсутствго у реб) отбир зв, близк по набору артикуляцх признв. Происх замен 1зв др(зв более прост по артикули.) 2.артикуляторная база оказся сформированной. Усвоены все артикуляторн позиции, необходимые для производва зв, но при отборе зв принимся неправое решен:-звой облик слова становся неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешеням зв в силу их недостат дифференциац, к неоправдму их употрю.При этой форме дислалии фонематич восприят у реб чаще сформир полню. Он различает все фонемы, узнает слова, в том числе и слова-паронимы. Ребенок осознает свой дефект и пытается преодолеть его. Артикуляторно-фонетич дисл. относ дефекты звго оформл речи, обусловл неправ сформировавшся артикуляторн позиц.Зв произнос ненормир, искаж для фонетич сист данн яз, кот у реб при этой форме дислалии сформир, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Наблюдается и другой тип искажения, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске, элизии звука. Случай пропусков звуков при этой форме дислалии — явление редкое (чаще встречается при других, более грубых дефектах, например, при алалии). Для обознач искажен произнош зв использ междунар термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм: ротацизм — дефект произношения р и р, ламбдацизм — л и л, сигматизм — свистящих и шипящих звуков, йотацизм — йот (j), каппацизм — к и к, гаммацизм — г и г, хитизм — х и х. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку пара-: параротацизм, парасигматизм и др. По колву нарушх зв дисл дел на простую и сложную. Если в произношении отмечается до 4дефектх зв, - это прост дисл, если 5зв и бол-- сложн дисл. К простым (мономорфным) -наруш, при кот дефектно произнос 1звук или однородн по артикул зв.К сложн (полиморфным) относ наруш, при кот дефектно произнос зв разных групп (свистящие и соноры). 32. Механическая дислалия. История изучения, причины, проявления, специфика устранения Механич (органическая) дисл-(греч. dys-нарушение + греч. lalia-речь) наруш звукопроизн, вызван деф периферич апп речи (органов артикуляции). Данная форма связа с аномальн развит артикулят апп (в первые 3 мес берем, когда закладка лицевой части скелета, касается нёбн расщел, приобретен-травм, ожогов, ранений, привычки реб постоянно держать пальцы во рту.распрострым деф в строен челюстей явл неправ прикус. Н прикус резцы перекрыв нижн на 1,5–3 мм. Аномал прикус часто встреч у физич ослабл детей, у мальчиков чаще.Глубокий прикус– верхн резцы слиш глубоко перекрывт нижние.Открытый передний прикус Открытый боковой прикус между корен зуб с одной или с обеих сторон остается щель.Прямой прикус – при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, совсем не перекрывая их.Перекрестный прикус – наруш норм соотношен зубн дуг, кот оказ смещен вбок по отношен др к др. Прогнатия –вперед верхн чел.Прогения –вперед нижн чел. Аномалии в строении зубов:• редкое располож зубов;•расположен зубов вне челюстн дуги;• слишком мелкие или деформир зубы;•наличие диастемы (щели меж верхн резц). Аномалии в строен яза:•слишком больш яз;•слишком мал язык;•коротк уздечка яз (подъязыч связка).2 первые аномал в строен яз чаще всего наблюд при общем физич и умств недоразвит реб.Аномал в строен мягк и тверд нёба:•расщел мягк и тв нёба;•выс (готич) тверд нёбо;• низкое твердое нёбо.Аномал в строен губ:•расщел верхн губ.• недоразв губ.Причин возникн механич (органич) дисл:1.Аномал зубочелюс сист2.Неправе строен нёба.3. Толст губы, част с отвисл нижн губ или укороч, малоподвиж верх губа затрудняют четкое произношение губных и губнозубных зв.4.Часто укороч уздечка Влияние аномал на звукопроизн. Корот уздечка-на произнош отдельн зв, Расщел неба - наруш произнош всех зв речи. Строен чел и зуб влияют на произнош свист и шип зв, Налич прогнат, проген, открыт передн прикус, отсутств передн зуб- приводит к деф в произнош названных зв. Бок открыт прикусы способств «утечке» воздуха по бокам, что обеспеч«боковое» произнош реч зв.Корот узд яз - звука «р», иногда – «л» и даже шипх верхн артикул, т.к необходим высок подъем кончика яз. Слишком высок тверд нёбо - зв «р», т.к даже при достат длин узд норм артикулирие эт зв может быть затрудн. Строен губ-губных зв. Массивного яз-к неотчетл звуч мног зв речи.Механической дислалии - особенностиВ этих случаях одновременно страдают целые группы звуков, имеющие какие-то общие моменты в артикуляции. Например, при наличии у ребенка открытого переднего прикуса обычно наблюдается межзубное произношение сразу всех переднеязычных звуков («С», «3», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «т», «д», «н», «л»), поскольку данная аномалия не позволяет удерживать кончик языка за передними зубами.Дефекты звукопроизношения при механической дислалии выражаются главным образом в искаженном произношении звуков, а не в заменах их другими звуками. Это объясняется тем, что ребенок, различающий звуки на слух, стремится произнести именно нужный звук, не допустив его замены другим звуком, но из-за дефектов в строении артикуляторного аппарата звучание получается искаженным. (Например, «р» произносится картаво, но не заменяется другим звуком.) Правда, вследствие неправильного артикулирования звуков и постоянного в связи с этим восприятия на слух неверного их звучания при механической дислалии вторично может страдать и слуховая дифференциация звуков (неумение отличить нормальное звучание «р» от картавого).Однако дефекты в строении артикуляторного аппарата играют роль лишь предрасполагающего момента и только в 33 % случаев приводят к неправильному произношению звуков. Чаще же всего физически и психически здоровые дети самостоятельно находят пути компенсации имеющихся у них анатомических дефектов. Особенно большое компенсирующее воздействие в этих случаях оказывает благоприятное речевое окружение и должное внимание со стороны взрослых к речи ребенка. (Мы не имеем здесь в виду случаи врожденных нёбных расщелин, о которых речь пойдет в соответствующей главе.)   29.Классификация дислалии (психолингвистический аспект).Механизмы. Симптоматика. 3основн формы дисл: 1 акустико-фонемат,2 артикуляторно-фонематич, 3артикуляторно-фонетич.Акустико-фонематич дисл–недостаточ сформирть фонематичго слуха, -система фонем оказся не полностью сформирой (редуцированной) по своему составу, -не опознает тот или др акустичй признак сложн зв, по которому одна фонема противопоставлена другой. -при восприятии речи происход уподобле 1фонемы др на основе общности большинства признаков. -звук узнается неправильно. -приводит к неправму восприят слов (гора — «кора», жук — «щук», рыба — «лыба»). Неразличение, наблюдся при дислалии в отношении фонем с одномерными акустичми различми: в отношении шумных фонем, различ по глух-зв, некот сонорн ф (р л) и некот др. для группы звуков, дефектным оказтся восприят всей группы. -нарушенным оказывается противопоставлен в группе взрывных или сонорных согл.У реб нет наруш слуха, у него избиратно не формирся функя слухго различен некоторых фонем. Артикуляторно-фонематич дисл. деф, обусловл несформир операций отбора фонем по их артикулятм параметрам в моторном звене произвдва речи. Выд 2основн варта наруш.1артикуляторная база оказся не полню сформирой, редуцирой. При выборе фонем вместо нужн зв (отсутствующего у ребенка) отбирся зв, близк по набору артикуляцх признаков. Происх замен 1зв др(зв более прост по артикули.) 2.артикуляторня база оказся сформировй. Усвоены все артикуляторн позиции, необходые для производва зв, но при отборе зв принимся неправое решен:-звой облик слова становся неустойчым (реб мож произни сл право и неправ). приводт к смешеням зв в силу их недостат дифференциац, к неоправдму их употрю.Замены и смешен при этой форме дислалии осущся на основе артикуляцой близти зв. Но, как и в предыдей груп наруш, эти явления наблюд меж зв или класс звув, различся по 1из признв: свистящ и шип с-ш, з-ж(крыса-«крыша»),меж взрывн шумн переднеяз и заднеяз т-к, д-г (Толя-«Коля», гол-«дол»), меж парн по артикул язычн тверд и мягк фонеми с-с, л-л, т-т(сад-«сядь», лук-«люк», тук-«тюк»)и др.Эти явления наблюдся среди зв, одинакх по способу образов, меж аффрикат if и ч(«курича»-курица,«крицать»-кричать), сонорами р и л («лыба»-рыба, «рапа»-лапа).При этой форме дисл фонематич восприятие у реб чаще всего сформир полностью. Он различ все фонемы, узнает слова, и слова-паронимы. Ребенок осознт свой дефект и пытся преодть его. такая самокорр под управлением слухового контроля успешн. Дефе произнош при этой форме дисл обуслно не моторн наруш, а наруш операций отбора фонем по их артикуляторм признакам. Артикуляторно-фонетич дисл. деф зв оформлен речи, обусловл неправно сформировавшся артикуляторн позиц. Зв произнос ненормирно, искажено для фонетич системы данного языка, кот у реб при этой форме дисл сформир, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправый зв по своему акустичму эффекту близок к правильн. Наблюд и др тип искажен, при кот зв не опознается. В эт случх говорят о пропуске, элизии звука. Случай пропусков звв при этой дисл-явлен редкое (чаще встреч при др, более грубых деф, нр, при алалии). При дисла аналог зв, сугубо индивидый по своему акустичму эффекту, выполняет в речой системе реб ту же фонематую функц, что и нормирый зв.Наруш не все зв.Для обознач искаж произнош зв использ междунар термины, образов от назван букв греч алф с пом суф -изм: ротацизм — дефект произношения р и р, ламбдацизм — л и л, сигматизм — свистящих и шипящих звуков, йотацизм — йот (j), каппацизм — к и к, гаммацизм — г и г, хитизм — х и х. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку пара-: параротацизм, парасигматизм и др. По колич нарушх зв дисл делится на простую и сложную. в произнош отмеч до 4дефх зв, - это простая дисл, если 5зв и более -- сложная дисл.К простым (мономорфным) относ наруш, при кот дефектно произнос1 зв или однородные по артикул зв.К сложным (полиморфным) относ наруш, при кот дефектно произнос зв разных групп (свистящ и сонор).   33 Обследование лиц с дислалией: структура, задачи, принципы, методы, приемы. Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей с дислалией и дизартрией зависит в первую очередь от правильности диагностики этих речевых нарушений. 1. Диагностическое обследование включает в себя обследование: Состояния звукопроизношения, которое строится с учетом структуры произносительных дефектов. 2. При дислалии, наряду с изучением умения произношения звуков и состоянием сформированности фонематического восприятия, обследуется состояние артикуляционной базы: моторики и строения органов артикуляции. воспитатель знакомится с речью каждого ребенка своей группы. Обследование речи проводится дважды: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги. должен четко представлять, что ему при этом надо выявить в речи ребенка, знать, как проводить обследование, какой материал использовать, как оформить результаты и какие сделать выводы. При обследовании речи ребенка педагог обращает внимание на состояние звукопроизношения, словаря и фразовой речи. познакомиться с данными о его здоровье, так как развитие речи тесно связано с психофизическим развитием; знать, как говорят члены семьи ребенка, чтобы привлекать к занятиям по звукопроизношению с ребенком дома только тех, кто говорит правильно. Сначала воспитатель изучает речь ребенка на занятиях, в играх с детьми, где может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный), недостатки речи (заикание, задержку развития речи и др.). Затем проводит индивидуальное обследование, в процессе которого выявляет особенности речи ребенка. Для обследования звукопроизношения надо иметь предметные картинки на определенные звуки. Картинки подбираются для проверки следующих групп звуков: 1 -я группа — звонкие согласные, в, б, д, г: 2-я группа — свистящие с, с', з, з', ц: 3-я группа — ш и п я щ и е ш, ж, ч, щ: 4-я группа — сонорные л, л’, р, р', j: 5-я группа — з а д н е я з ы ч н ы е к, к', г, г', х: 6-я группа — мягкие т', д', н': Для проверки словаря ребенка специальный материал не подбирают. Запас слов и умение воспроизводить их слоговую структуру можно проверять при назывании детьми предметных картинок во время обследования состояния звукопроизношения. При этом учитывают, не делает ли ребенок перестановок в словах, пропусков слогов, сокращений слов. В основном же состояние словаря и фразовой речи воспитатель выясняет на занятиях по разным разделам программы. Проверку навыков построения предложений, употребления предлогов, согласования членов предложения в роде, числе, падеже воспитатель может провести, используя сюжетные картинки. Картинки подбираются такие, чтобы по ним можно было составить предложения из двух, трех, четырех и более слов. Давать их надо в порядке нарастающей трудности: из двух слов (Мальчик бежит), из трех слов (Девочка ест яблоко), из четырех слов (Девочка вытирает руки полотенцем), больше четырех слов и с предлогами (Мальчик катается на велосипеде по дорожке).

30. Этиология дислалии. Характер повреждения различных отделов речевого аппарата. Механизмы нарушения произношения звуков.

По этиологичму признаку дислал подразделят на два вида: механическую и функциональную.

1) Механич дислал назся органические дефекты периферичго реч апп,его костнго и мышечго строения.

Частой причиной механич дислалии явл укороч уздечка яз (подъяз связка). Слишком короткая уздечка ограничивает подъем языка вверх, кроме того слишком больш или мал размеры самого яз затрудняют артикуляц.Аномалии строен челюсти, зубов и зубного ряда также приводят к нарушю звукопроизн. Аномалии прикуса (смыкание верхних и нижних зубов) имеют несколько вариантов.Прогнатия – нижние передние зубы не смык с верхн,т.к. верхн челюсть сильно выдается вперед.Прогения-нижняя челюсть выступ вперед.Открытй передн прикус-между передними зубами верхней и нижней челюсти при их смыкании остается промежуток. Открытый бок прикус – левостор,правостор и двустор.Неправ строен зубного ряда и зубов также приводит к искажен звукопроизн.Неправ строен неба тоже отрицат сказ на фонетическом оформлении речи. Правй артикуляции многих зв препятствует низкое,плоское небо или высокое, «готическое» небо.Четкое произнош затрудн аномалии губ. Толстые губы, отвислая нижн или укороч малоподвижная нижн губа препятств прав произнош губн и губно-зубных зв.

2)Функцион дислал не имеется никак деф артикуляц

апп, т. е. нет никакой органич основы. Социальными:

- неправ воспит речи реб, когда взрослые культивируют несовершенное детск произнош, задерживая развитие

у него прав речи;- подражан неправм образцам речи;- педагогич запущ, ограниченть соц контактов;- двуязыч в семье.Биологические:-общая физич ослаблть реб причиной чему соматиче заболевя;-задержка психичго развит (ММД);

-задержк реч разв;-недоразвит фонематич слуха;- недостат подвижн органов артикуляц :языка, губ, нижней челюсти и (или) неумен реб удерживать яз в нужн положен или быстро переходить от одного положен к др.Замены эти могут быть следующими:1) замена зв, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т. п.);2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным взрывным т («танки» вместо санки);3) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубным ф («фумка» вместо сумка и т. п.);4) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);

5) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).Виды дислалии: 1.Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) -- недостатки произношения свистящих (с,с, з,з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.

2.Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р)-недостатки произношения звуков р и р.3.Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л) -- недостатки произношения звуков л и л.4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм -- звуков к и к, гаммацизм -- звуков г и г, хитизм -- звуков х и х, йотацизм -- звука й (от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звуки к, г, х, и).

5. Дефекты озвончения -- недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т. д.

6. Дефекты смягчения -- недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д-д, п-п, к-к, р-р и т. д.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.