Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вильфредо Парето



2) Вильфредо Парето

Парето недаром пришел в социологию из экономической науки. Он положил в основу своей системы социологии принцип «методологического индивидуализма». Все часто употребляемые социальными мыслителями понятия — «нация», «раса» и т.д. — не являются фактами, данными в опыте. Единственное, что можно непосредственно наблюдать, — поведенческие акты, действия, которые поэтому и должны быть объектами социологического исследования вообще. Все факты коллективного характера, такие как институты, войны, следует рассматривать как желательные или нежелательные последствия индивидуального действия.

Система взглядов Парето значительно отличалась от систем современных ему экономистов и социологов: он решительно отвергает принцип рациональности человеческого действия. Наблюдение показывает, что общественная жизнь часто определяется не логикой, не целеориентированным расчетом, не рациональным решением, а скорее «чувствами». Это верно для элементарных процессов общественной жизни, особенно для религиозной и, отчасти, политической. Данное наблюдение легло в основу социологии Парето. Общество, как его понимает Парето, — сложная система нелогических человеческих взаимодействий.

Еще одна особенность взгляда Парето на общество — рассмотрение его с точки зрения теории экономического равновесия. Основоположником теории равновесия был учитель Парето — Леон Вальрас. Парето перенес эту теорию на общество в целом, хотя при таком подходе была утеряна математическая формулировка Вальраса. И здесь можно говорить лишь об общей установке восприятия социума как системы в состоянии равновесия[2] [3]. Это определило и исследовательскую программу Парето, а именно: выяснение социального значения и функций «чувств» в историко-сравнительной перспективе.

Центральным понятием системы социологии Парето является понятие «поступка» и различение «логического» и «нелогического» поступков. Различение этих двух видов поступков возможно, но не для самого индивида, ибо человеку свойственно придавать всем своим поступкам вид логичных. Под логическим поступком Парето понимает такие, в которых средства увязаны с целью не только по отношению к субъекту, но и по отношению к тем, кто обладает более обширными познаниями. Иначе говоря, в логическом действии средства, избранные деятелем, ведут к полученным результатам не только по мнению индивида, но и в реальности. Всякое иное действие должно квалифицироваться как «нелогичное». Примерами логических поступков являются действия инженера, спекулянта, нелогичных — молитвы о ниспослании дождей на поля, столь часто наблюдаемые в разных обществах, или чихание (т.е. рефлекторное, неосмысленное действие). В позиции «стороннего наблюдателя» с обширными познаниями выступает исследователь.

Что служит источником «нелогических» поступков? Выше говорилось, что действия определяются чувствами. Однако социолог в своем исследовании имеет дело не с чувствами непосредственно, а с их проявлениями. Психические состояния как таковые, даже если они доступны непосредственному наблюдению, не являются предметом социологии. Социолог должен обращать внимание на определенные роды чувств, которые детерминируют социальную жизнь и проявляются в действиях. Подобные роды чувств Парето обозначил как «резидуи», или «остатки». «Резидуи» не следует смешивать с конкретными чувствами или инстинктами. Это своего рода посредники между чувствами и их проявлениями. Всего Парето в «Трактате по общей социологии» выделил около 50 «остатков», сгруппированных в шесть классов:

I класс — «инстинкт комбинаций гетерогенных элементов»;

II класс — «инстинкт незыблемости социальных агрегатов»;

III класс — резидуи «потребности проявления чувств во внешних действиях»;

IV класс — резидуи «относящиеся к социальности»;

V класс — резидуи «целостности индивида и его зависимостей»;

VI класс — резидуи «сексуальности»1.

«Остатки» первых двух классов наиболее важны и именно они лежат в основе человеческой цивилизации. «Инстинкт комбинаций» — склонность к установлению связи между идеями и вещами непреодолимо влечет человека к воплощению своих идей в природе. Это влечение лежит в основе развития общества. В противоположность «инстинкту комбинаций» «инстинкт незыблемости социальных агрегатов» отражает склонность к поддержанию уже сложившихся комбинаций, тенденцию к стабильности, т.е. выступает как своего рода инерция, тормозящая чрезмерно частые преобразования, к которым влечет человека «инстинкт комбинаций». С точки зрения Парето, человеческая история это, по сути дела, борьба двух классов «остатков».

Третий класс остатков — «потребности проявления чувств во внешних действиях» — скрывает в себе неистощимость человеческого воображения в произведении видимых объектов и церемоний, служащих знаками внутренних состояний человека. В качестве примера подобных церемоний можно указать похоронные обряды ряда народов, которые подчеркнуто выражают скорбь участников церемонии.

Четвертый класс — «остатки» относящиеся к социальности — все то, что имеет отношение к дисциплине общественной жизни. Среди них Парето указывает на «подражание», «конформизм», «альтруизм» и др. Без этих «остатков» невозможно было бы устойчивое существование социальных общностей.

Пятый класс — «остатки» целостности индивида и его зависимостей — обеспечивает органическое соединение целей индивида и средств их достижения сначала в его понимании ситуации, а после — в поведении.

Шестой класс — «остатки» сексуальности — класс, в общем, наименее интересный с точки зрения социологического исследования. Однако определенные проявления этих «остатков» во вне, например, в форме фаллических культов в примитивных культурах могут интересовать социолога.

3) Гаэтано Моска

Моска в работе «Правящий класс» утверждал, что во всех обществах существуют два класса: класс управляющих (элита) и класс управляемых. Правящий класс является малочисленным, он монополизирует власть и осуществляет управленческие функции. Господство меньшинства предопределено тем, что это господство организованного меньшинства над инертным, неорганизованным большинством.

Правящий класс стремится упрочить свое господство, используя свои знания и опыт в сфере государственного управления, военную силу, священнический статус, распространяя и поддерживая в обществе ту идеологию, которая способствует легитимации его власти. Вхождение в состав правящего класса, по мнению Моска, обусловлено следующими критериями: способностью к управлению другими людьми (организаторская способность), а также интеллектуальным, моральным и материальным превосходством. Правящий класс постепенно обновляется.

Существуют две тенденции в его развитии. Аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты. Демократическая тенденция реализуется посредством включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что предотвращает дегенерацию элиты.

Оптимальное сочетание этих двух тенденций наиболее желательно для общества, т.к. позволит обеспечить преемственность и стабильность в руководстве страной и качественное обновление правящего класса.

Основные качества, которыми, по мнению Моски, должны обладать представители «правящего класса»: способность управлять людьми хорошие организаторские способности преимущества, которые качественно выделяют данный класс, по сравнению с другими классами (интеллектуальное материальное, моральное и т. д. превосходство).

По мнению выдающегося итальянского ученого, в идеале, формирование элиты должно происходит не на основе богатства или родовитости, а на основе интеллектуальных способностей, выдающихся заслуг и образованности. Впоследствии эти идеи вылились в теории меритократии.

 

Список источников:

1. Чемшит А.А. Современные концепции политической науки.

2. Галактионов В.И. Теория политической системы Толкотта Парсонса.

3. Володин К.С. Гаэтано Моска и Вильфредо Парето: обзор теории // Современные политические процессы. – 2012. – № 1. – С. 35-41.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.