|
|||
Толкотта ПарсонаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лященко Д. С. И/б-18-1-о Особенности концепции: 1) Толкотта Парсона
Огромное значение Талкотта Парсонса для мировой социологии заключается в том, что он осуществил преемственность в развитии социологической теории. Глубоко вникнув в работы социологов-классиков (более всего Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма), проникнувшись их идеями, он ассимилировал в свои концепции богатейший потенциал их теоретических разработок. Про Парсонса невозможно сказать, что он двигался в русле своих предшественников, не выходил за пределы разработанных ими концептуальных схем. Напротив, взяв теорию социального действия Макса Вебера, он создал столь разветвленную и богатейшую схему элементов этого действия, что изначальные, веберовские варианты просматриваются в ней лишь после пристального исследования. Теоретические позиции Парсонса — результат интеграции взглядов М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето, многих других видных социологов. Важнейшим вкладом Парсонса в социологию признается создание общей теории социального действия и структурно-функциональной теории социальных систем. «Первый большой синтез», как называл свою теоретическую концепцию Парсонс (Парсонс, 1998: 214), был завершен публикацией в 1937 г. книги «Структура социального действия», которая стала главным поворотным пунктом в его профессиональной карьере. Последующие обобщающие труды Парсонса «Социальная система» (1951), «К общей теории действия» (1951) закрепили за автором приоритет в развитии макросоциологии. Однако стремление Парсонса к созданию теории общества не раз прерывалось увлечением частными социологическими проблемами, из которых, тем не менее, нередко следовали новые импульсы к широким общесоциологическим обобщениям. Так, после появления «Структуры социального действия» Парсонс обратился к эмпирическим исследованиям некоторых вопросов медицинской практики. Под влиянием полученных результатов, а также серьезного изучения трудов З. Фрейда, а затем Э. Эриксона он разрабатывает оригинальную теорию социализации, которую включает в общую теорию социальных систем. Парсонс выделяет три основные стадии процесса социализации применительно к американскому обществу (каждая из которых подразделена на две подстадии): первая имеет место в семье, вторая концентрируется в начальной и средней школе и третья — в колледжах, в высших и профессиональных школах. Пройдя первую основную фазу социализации, ребенок приобретает необходимое понятие о главной структуре основной семьи как социальной системы, которая является прототипом социальной системы. Теоретик предполагает, что системы образования в начальных и средних школах повторяют основной процесс социализации на следующем, более высоком уровне обобщения усваиваемой культуры и организации социальной структуры. Так, средняя школа связана прежде всего с дифференциацией различия между инструментальным и консуматорным типами ролей на этом уровне организации. В этой связи Парсонс подчеркивает: «Знаменательно, что именно здесь появляется, так сказать, законченная "молодежная культура”. Основная линия дифференциаций проходит… между теми представителями возрастной группы, которые в большей степени ориентируются на достижения школьного образования и на формальное "обучение”, и теми, кто ориентируется главным образом на структуру группы равных, на "лидерство”, "популярность” и т. п.» (там же: 61). По Парсонсу, система формального образования служит центральным моментом интернализации системы более высокого порядка социальной организации, чем на уровне семьи. Этот этап социализации определяется влиянием скорее «неличных» и универсальных форм контроля, чем «частных» и неопределенных форм семейного взаимодействия. Применительно к высшей школе Парсонс отмечает, что здесь «все учащиеся — и с высокой и с низкой успеваемостью, хотя они и значительно различаются в своей академической работе, — обычно держатся вместе на основе "молодежной культуры”, находясь в общей школе и обладая общей внепрограммной и неформальной лояльностью. Это может помочь построить базис общей солидарности, выходящей за пределы профессиональных различий, которые уже обозначились» (там же: 63). Наиболее существенно в изложенной концепции то, что: 1) процесс социализации связан с непрерывным рядом референтных групп, из чего следует, что структурный анализ «становится важной частью анализа одного из самых "динамичных” социальных процессов — процесса развития личностей» (там же: 65); 2) тип дихотомизации является как важным механизмом размещения людей внутри статусной структуры общества, так в то же время и частью процесса образования различных типов личности, которые по-разному приспосабливаются к различным типам роли, из чего следует теснейшая взаимосвязь личности и социальной структуры; 3) общим действующим структурным принципом является «отбор на выживание». «Это означает, — пишет Парсонс, — что процесс дихотомизации возрастной группы отличает одну группу, члены которой более охотно хотели бы остаться на данном уровне социальной иерархии, от другой, члены которой хотели бы перейти на следующую, более высокую ступень. Группа, которая была "повышена”, затем опять становится предметом того же типа отборочного давления и вновь разделяется по тем же принципам. Можно видеть, что этот процесс отбора в общем соответствует личным потребностям "пирамидально” построенной системы, в которой относительно большое число людей "необходимо” на более низких уровнях организации и все меньшее число — по мере продвижения к более высоким уровням. Процесс отбора, включая элемент "мобильности” и элемент классовой принадлежности, таким образом, теснее всего связан с сохранением образцов стратификации общества» (там же). в концепции Парсонса социализация есть процесс, который обеспечивает сохранение и функционирование социальных систем на всех уровнях социальной жизни. Хотя процесс этот относится к личности, его истоки и последствия преимущественно связаны со структурами общества, его институтами.
|
|||
|