Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Деление понятий



3.Деление понятий

 

         I. Сущность деления. Логическая операция, направленная на установление содержания понятия, как было разъяснено выше, является определением понятия. Содержание обусловливает объем понятия, и поэтому, раскрыв содержание, мы этим актом устанавливаем и объем данного понятия. Зная существенные признаки предмета, мы легко можем составить класс предметов, зачисляя в одну группу все те предметы, которые обладают этими признаками.

         В процессе познания так же, как и в практической деятельности, нам часто приходится иметь дело с обратным действием, а именно, делить класс предметов на менышие классы и даже на единичные предметы, составляющие данный класс. Объем понятия — та сторона понятия, посредством которой мыслится класс предметов. Следовательно, нам приходится делить объем понятия на соподчиненные виды. Деление объема понятия на соподчиненные виды и, соответственно, деление класса предметов на однородные — в каком-либо

отношении — подчиненные классы вызывается необходимостью лучшего изучения этого класса, лучшего и отчетливого уяснения объема понятия, своеобразного построения доказательств известных положений относительно видов, включенных в объем родового понятия. Так, например, изучая свойства треугольников, приходится делить их на прямоугольные, косоугольные и тупоугольные, так как, кроме общих существенных

признаков, присущих треугольнику вообще, у них имеются и специфические признаки, и доказательства определенных теорем опираются часто именно на эти специфические признаки. Изучая историю человеческого общества, мы выделяем определенные социально-экономические формации, так как каждая формация представляет, правда, собой общественную формацию, но каждая из них своеобразна, подчиняется определенным закономерностям и требует отдельного изучения.

         Вообще изучение явлений действительности заставляет нас группировать явления в классы не только для облегчения познания этих явлений, но и потому, что — и это главное — сами эти явления настолько своеобразны и различны, что включаются в различные классы.

         Сущность деления понятия заключается в том, что понятие рассматривается как родовое и объем его разделяется на соподчиненные виды. Понятие, объем которого делится, называется делимым понятием, соподчиненные виды, на которые делится понятие,— членами деления. В делимом понятии, как родовом, мыслится класс предметов. При делении мы относим эти предметы к разным группам мыслимых в соподчиненных видах, на основании какого-либо признака. Например, людей можно разделить по цвету кожи, по национальности, по образованию и т. д., треугольники — по отношению углов к прямому углу, по равенству или неравенству сторон, уравнения—по числу неизвестных или по степени неизвестного и т. д. и т. д.  Признак, по которому делится объем понятия на соподчиненные виды, называется основанием деления.

         Основанием деления может быть любой признак, позволяющий произвести деление, но для научных и практических целей берут признаки, существенные в каком-либо отношении. В процессе деления основание деления может быть использовано двояким образом: 1) можно делить объем понятия по присутствию или отсутствию признака; например, современные государства можно разделить на демократические и не демократические, четырехугольники — на параллелограммы и не параллелограммы, студентов — на отличников и не отличников и т. д. 2) молено делить объем понятия по изменению признака; например, людей можно разделить по цвету кожи на белокожих, чернокожих и т. д., общественные отношения по изменению способа производства — на родовой, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

         а. Деление по присутствию или отсутствию признака.Деление объема понятия по присутствию или отсутствию признакаесть, в сущности, разделение объема понятия на двапротиворечащих друг другу видовых понятия. Практическиэто деление производится следующим образом: из данногообъема понятия выделяется какой-либо вид (которому присущопределенный признак) и объем понятия разделяется наэтот вид и на противоречащий ему (т. е. вид, которому этотпризнак не присущ). Обозначая делимое понятие буквой Аи выделяя из его объема какой-либо вид, например, а, делимвесь объем понятия на а и не а.

 

                                                                

 

дальше, из объёма понятия не а выделяем вид и делим снова объём понятия не а на вине в

 

и т. д. Полное деление получает форму:

 

           Каждый акт деления дает два противоречащих вида» Такое деление называется двучленным или дихотомическим. Данный прием деления обладает положительными чертами: так как деление объема происходит по присутствию и отсутствию признака, то полученные члены деления составляют весь объем делимого понятия; каждый предмет, мыслимый в понятии, попадает или в один или в другой член. Продолжая: последовательно делить, таким образом, отрицательное понятие, можно исчерпать весь объем понятия. Однако этот прием деления обладает и недостатками. Во-первых, отрицательное понятие (н е а), возникающее в процессе деления, остается слишком неопределенным; во-вторых, вследствие этой неопределенности в нем может мыслиться и тот вид, который нами уже выделен в процессе деления, например, в нашем примере третий акт деления дает два противоречащих понятия — «феодальная» и «не феодальная» и в этом последнем понятии могут мыслиться уже выделенные виды «социалистическая» и «рабовладельческая».

в. Деление понятия по изменению признака. Избежать этих недостатков в процессе деления молено, если применить другой прием деления, именно, прием деления по изменению признака. Прием этот состоит в следующем: берется признак, присущий всем предметам, мыслимым в объеме понятия, способный к видоизменениям, и, перечисляя эти Видоизменения, получают все виды, входящие в объем родового понятия. Так, например, можно разделить объем понятия «социально-экономическая формация» на основании изменения признака «способ производства»; можно разделить объем понятия «человек» по изменению признака «цвет кожи», угол — по отношению к прямому углу (равный прямому, больше, меньше п р я м о г о у г л а ) , «человек»— по отношению к средствам производства и т. д. Например:

 

 

2. Правила деления. Деление понятий, как уже было указано, имеет важное значение и в науке и в практической жизни. Поэтому нужно всегда следить, чтобы оно было правильным. Условия правильного деления выражены в нескольких правилах.

а. Деление должно производиться по одному и тому же основанию. Конечно, одно и то же понятие можно разделить в разных случаях по разным основаниям, например, понятие человека можно разделить и по национальному признаку, и по цвету кожи, по возрасту, по полу и т. д., но если деление производится по одному какому-либо признаку, нельзя в процессе деления заменять этот признак другим. Так, например, деление человека на белокожего, чернокожего, русского, мужчину и т. д. будет неправильным, так как деление это произведено по трем основаниям: по цвету кожи, по национальному признаку и по признаку пола. Это деление ошибочно потому, что, во-первых, не исчерпывает объем понятия и, во-вторых, потому, что мыслимые предметы попадают одновременно в разные виды.

в. Сумма членов деления должна равняться объему делимого понятия. Задача деления заключается в разделении. объема понятия на соподчиненные виды. Поэтому деление будет только в том случае правильным, если перечислены все виды родового понятия, т. е. если перечисленные виды исчерпывают объем рода. Например, деление углов на прямые и острые будет  неправильным, узким, так как пропущен вид, именно тупой угол.

c. Члены деления должны исключать друг друга.Сущность этого правила заключается в том, что каждый предмет, мыслимый в объеме понятия, при делении этого понятия должен войти в один и только в один из членов деления. В сущности, это правило вытекает из первого правила: если основание деления одно, то, конечно, члены деления будут исключать друг друга. Так, например, деление государств на демократические, империалистические, великие и малые неправильно, так как члены деления не исключают друг друга. Так же неправильно деление студентов на отличников, спортсменов и математиков, так как один и тот ж е студент может быть и отличником, и спортсменом, и математиком.

d. Основание деления должно быть ясным. Основанием деления всегда является какой-либо признак, но не всякий признак может стать основанием для деления. Признак, пригодный для основания деления, должен быть настолько ясным и точным, чтобы его нельзя было понимать различно. Например, нельзя книги делить на интересные и не интересные, углы — на большие и маленькие, так как признак» «интересный», «большой» относительны и лишены точного и ясного содержания. Угол 35° большой по сравнению с углом 25° и маленький по сравнению с углом 60°. Математическое исследование интересно для математика и может быть совершенно не интересным для студента-филолога.

 


[1] Энгельс. Анти-Дюринг, 1938 г., стр. 18.

[2]Энгельс. Анти-Дюринг, 1938 г., стр. 19.

[3]Энгельс. Диалектика природы, 1950 г., стр. 176.

[4] Ленин. Материализм и эмпириокритицизм, 1939 г., стр. 9

[5] Корнфорт. Наука против идеализма, стр. 241.

[6] «Бесконечный процесс углублений познания человекам вещи, явлений, (процессов и т. д. от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности». Ленин. Философские тетради, стр. 198.

[7]Энгельс.. Анти-Дюринг, стр. 322.

[8] Там же.

[9] Сталин. Соч., т. II. стр. 296.

[10] Ленин. Материализм и эмпириокритицизм, стр. 94.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.