|
|||
Формирование Донбасса как крупного индустриального центра России во второй половине XIX - началеXX вв.3. Формирование Донбасса как крупного индустриального центра России во второй половине XIX - началеXX вв. Промышленный переворот в России начался только 30-40-е гг. XIX в., и был завершен в более короткие сроки, чем в Западной Европе. главным содержанием была замена мануфактурного производства фабричным. Происходит техническое переоснащение промышленности, повсеместная замена ручного труда па машинный, внедрение в производство различных двигателей и передовых технологий. Промышленный переворот сопровождался глубокими социальными изменениями, появлением новых классов, характерных для капитализма: свободных предпринимателей (буржуазии) и наемных рабочих (пролетариата). С началом промышленного переворота связано формирование класса вольнонаемных рабочих. 11а мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки. В России сложилась система жестокой эксплуатации рабочих. Они получали мизерную заработную плату, имели 13-14-часовой рабочий день и плохие бытовые условия, отсутствовали профсоюзы. Зарождение промышленного производства в Донбассе и роль иностранного капитала. Природные богатства края, прежде всего каменный уголь и близость железной руды (в Криворожье), дешевая рабочие сила привлекали предпринимателей из Англии, Франции, Германии, Бельгии, Швейцарии и Америки. Иностранные капиталисты, опекаемые царским правительством, на льготных условиях строили металлургические и машиностроительные заводы, угольные шахты и другие предприятия. Только за 14 лет (с 1888 по 1902 гг.) в Донбассе открылось 12 иностранных акционерных компаний с основным капиталом в 316 млн. руб. Примечательно, что прибыль иностранных промышленников, обосновавшихся в бассейне, в 3-4 раза превышала доходы владельцев таких же предприятий в Западной Европе. Благодаря высоким таможенным пошлинам на ввозимые иностранные товары, русская промышленность находилась в монопольном положении и могла держать цены на свои изделия на достаточно высоком уровне, не опасаясь ни кризиса, ни конкуренции. Иностранным инвестициям содействовало и то обстоятельство, что в 1890-е гг. финансовая система России значительно оздоровилась. Финансовая реформа С. Ю. Витте позволила установить твердое денежное обращение, что избавляло иностранцев от риска потери капиталов на колеблющейся нетвердой валюте. Во ввозе иностранного капитала были заинтересованы и отечественные предприниматели, которые получали солидную прибыль от участия в совместных иностранно-русских акционерных компаниях. Наряду с иностранцами владельцами железнодорожных концессий были русские предприниматели. Так, С.С. Поляков являлся владельцем построенной в 1860-е гг. Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. В эти же годы началось движение на Константиновской и Донецкой каменноугольной дорогах. В иностранных капиталовложениях происходили значительные изменения. В 1860-1880-е гг. иностранные предприниматели предпочитали вкладывать свои деньги преимущественно в железнодорожные займы. Именно в это время в Донбассе были проложены основные железнодорожные линии. В руках иностранцев была сосредоточена половина акционерного и 3/4 облигационного капитала русских железных дорог. С 1880-х гг. правительство стало выкупать частные железные дороги и к началу XX века около 2/3 железных дорог находилось в ведении государства. Так, в 1884 г. на казенные средства была построена Екатерининская железная дорога, соединившая Донецкий каменноугольный и Криворожский железорудный бассейны. В 1904 г. была построена 2-ая Екатерининская железная дорога, которая соединила названные выше бассейны с Никопольским марганцеворудным бассейном.
По количеству перевозимых грузов она занимала первое место среди российских железных дорог. Иностранный капитал также вкладывался в промышленность. Еще в 1866 году на очень выгодных условиях получил концессию от государства князь Кочубей, планировавший построить на Юге России завод для изготовления рельсов из местного чугуна на местном минеральном топливе. Однако в 1868 г. князь уступил свои права (за 24 тыс. фунтов стерлингов) английскому заводчику Джону Хьюзу (Юзу), который заключил договор с русским правительством о постройке в Донецком крае завода чугуноплавильного, железообрабатывающего и рельсового производства. В 1869 г. создается первое в Донбассе акционерное общество с иностранными капиталами - «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства», основанное англичанами с первоначальным капиталом в 300 000 фунтов стерлингов, постепенно доведенным до 1 200 000 фунтов стерлингов. По условиям заключенного с русским правительством договора, Джон Юз должен был начать выплавку чугуна в январе 1870 г., а прокат рельс - в апреле 1871 г. Однако первая плавка состоялась только в апреле 1871 г, а потом доменную печь поставили на ремонт. Только в январе 1872 г. был произведен первый выпуск чугуна. С осени 1873 г. завод Новороссийского товарищества уже работал по законченному металлургическому циклу. К 1900 г. в Донбассе действовало уже 12 металлургических (доменных) заводов, 11 из которых были построены в большинстве своем на средства иностранных предпринимателей. Это заводы Юзовский, Дружковский, Петровский, Донецко-Юрьев-ский, Никополь-Мариупольский, Русский Провиданс, Константиновский, Ольховский, Макеевский, Краматорский, Торецкий. Горнопромышленный Юг оттеснил Урал на второй план и превратился в главный металлургический центр страны. Донбасс занял ведущее место в металлургии Юга, производя 70% всего южного чугуна. На металлургических заводах Юга работали самые большие доменные печи. Донбасс также стал одним из основных районов сталепроволочного и рельсового производства. В сталелитейном производстве применялись мощные конверторы и мартеновские печи. Донецкий бассейн был основным промышленным районом инвестирования иностранных капиталов в каменноугольной промышленности. 74% всех иностранных капиталов, действовавших в угольной промышленности России (к 1900 г.), вкладывалось в Донбасс. Так, в 1872 г. было образовано первое акционерное каменноугольное общество - «Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности», в создание которого был вложен французский капитал. К 1900 году количество угольных предприятий сократилось, т.к. более мелкие и слабые были поглощены крупными предприятиями. Из существовавших в 1878 г. 142 шахт осталось 84. Акционерных обществ было 44,25 из них было основано на средства иностранцев. Основная масса капиталистов, вложивших свои средства в угольную промышленность, была французского или бельгийского происхождения. Эти общества добывали свыше 70% от общей добычи угля в Донбассе. Характерной особенностью развития угольной промышленности было то, что большинству акционерных обществ запрещалось приобретать недвижимость для других целей, нежели обеспечение производства. И если вокруг металлургических заводов возникали поселки, которые затем перерастали в города, то вокруг угольных шахт такого не было. Иностранцы вкладывали свои средства и в другие отрасли промышленности. В этот период вступили в строй: стекольный завод в Константиновке, содовое предприятие в Бахмуте, рудничное производство поваренной соли в Бахмуте и Славянске, бельгийское общество «Донецких стекольных и химических заводов» в Сантуриновке, «Донецкий бутылочный завод», «Анонимное общество огнеупорной и керамической продукции», машиностроительный завод Боссе и Геннефельда вблизи Юзовки (современный «До-нецкгормаш», район Боссе), Горловский завод горнорудного оборудования, Дебальцевский механический и Харцызский котельный заводы, литейно-механические заводы в Константиновке и Горловке, крупные цементные заводы в Амвросиевке, Луганский паровозостроительный завод (построен в конце 1890-х гг. немецким предпринимателем Гартманом). Первенцем химической промышленности в Донбассе и крупнейшим предприятием этой отрасли был хорошо оборудованный содовый завод, построенный в 1890-е гг. в селе Третья Рота близ Лисичанска. Недалеко от Никитовки находилось единственное в России предприятие А. Ауэрбаха по производству ртути из добывавшейся здесь руды (киновари). Правления 19-ти акционерных обществ находились в Брюсселе, Париже, Лондоне и Берлине, остальные располагались преимущественно в Санкт-Петербурге. Проценты от вложенных иностранных капиталов перечислялись за границу, а не в российскую казну. Монополизация промышленности, формирование финансового капитала и олигархии. Высокоразвитая банковская система России являлась одним из важнейших факторов, активно влиявшим на процесс монополизации отечественной промышленности. Аналогичное воздействие на этот процесс оказывала и высокая концентрация рабочей силы на заводах и фабриках. Процессу концентрации производства способствовали использование западного технического опыта и покровительственная политика правительства.
Первые монополистические объединения в России появились еще в 1880-1890-е гг. Несколько позже, вслед за низшими формами монополий одной сферы производства - картелями и синдикатами (союзами) - образуются объединения высшего типа, включавшие сферу производства и сбыта, - концерны и тресты. В Донбассе находилось большинство предприятий, входивших в синдикаты «Продамет» («Общество для продажи русских металлургических заводов») и «Продуголь». Активнее всего формирование монополий высшего типа происходило накануне Первой мировой войны в отраслях тяжелой индустрии. Под покровительством отечественных банков перед войной создавались крупные тресты и концерны в военной и металлообрабатывающей промышленности. Так, в мае 1916г. рядом с Юзовкой началось строительство филиала столичного Путиловского завода, а уже осенью завод дал первую продукцию - артиллерийские снаряды. Возникший вокруг рабочий поселок получил название Путиловка. На Луганском патронном заводе производилось более 40% всех патронов Российской империи. На заводах в Енакиево и Макеевке вырабатывали нужные военной промышленности бензол, толуол и антрацен. В 1915 г. в городе Кадиевка (современный Стаханов ЛНР) вступил в строй казенный бензоловый завод. В этом же году в Славянске и Лисичанске было налажено производство жидкого хлора. У станции Рубежное были построены три химических предприятия, в т.ч. и завод взрывчатых веществ (пороха). В 1917 г. в Юзовке был запущен Азотный завод. Таким образом, военные потребности Российской империи в начале XX века стимулировали развитие в Донбассе химической промышленности. Донбасс в конце XIX - начале XX вв. стал одним из крупнейших центров тяжелой промышленности Российской империи. К 1900 г. в регионе работало до 300 различных промышленных предприятий, и их количество продолжало увеличиваться. В Донбассе переплелись интересы как крупнейших российских и украинских, так и иностранных предпринимателей, получавших здесь огромные прибыли, что способствовало экономическому развитию региона, созданию первых в России монопольных объединений и организаций промышленников.
|
|||
|