Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Формирование Донбасса как крупного индустриального центра России во второй половине XIX - началеXX вв.



3. Формирование Донбасса как крупного индустриального центра России во второй половине XIX - началеXX вв.

Промышленный переворот в России начался только 30-40-е гг. XIX в., и был завершен в более короткие сроки, чем в Западной Европе. глав­ным содержанием была замена мануфактурного производства фабричным. Происходит техническое переоснащение промышленности, повсеместная замена ручного труда па машинный, внедрение в производство различных двигателей и передовых технологий. Промышленный переворот сопровож­дался глубокими социальными изменениями, появлением новых классов, характерных для капитализма: свободных предпринимателей (буржуазии) и наемных рабочих (пролетариата).

С началом промышленного переворота связано формирование класса вольнонаемных рабочих. 11а мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработ­ки. В России сложилась система жестокой эксплуатации рабочих. Они полу­чали мизерную заработную плату, имели 13-14-часовой рабочий день и пло­хие бытовые условия, отсутствовали профсоюзы.

Зарождение промышленного производства в Донбассе и роль ино­странного капитала. Природные богатства края, прежде всего каменный


уголь и близость железной руды (в Криворожье), дешевая рабочие сила при­влекали предпринимателей из Англии, Франции, Германии, Бельгии, Швей­царии и Америки.

Иностранные капиталисты, опекаемые царским правительством, на льгот­ных условиях строили металлургические и машиностроительные заводы, угольные шахты и другие предприятия. Только за 14 лет (с 1888 по 1902 гг.) в Донбассе открылось 12 иностранных акционерных компаний с основным капиталом в 316 млн. руб. Примечательно, что прибыль иностранных про­мышленников, обосновавшихся в бассейне, в 3-4 раза превышала доходы вла­дельцев таких же предприятий в Западной Европе.

Благодаря высоким таможенным пошлинам на ввозимые иностранные товары, русская промышленность находилась в монопольном положении и могла держать цены на свои изделия на достаточно высоком уровне, не опасаясь ни кризиса, ни конкуренции.

Иностранным инвестициям содействовало и то обстоятельство, что в 1890-е гг. финансовая система России значительно оздоровилась. Финансо­вая реформа С. Ю. Витте позволила установить твердое денежное обраще­ние, что избавляло иностранцев от риска потери капиталов на колеблющейся нетвердой валюте. Во ввозе иностранного капитала были заинтересованы и отечественные предприниматели, которые получали солидную прибыль от участия в совместных иностранно-русских акционерных компаниях.

Наряду с иностранцами владельцами железнодорожных концессий бы­ли русские предприниматели. Так, С.С. Поляков являлся владельцем по­строенной в 1860-е гг. Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. В эти же годы началось движение на Константиновской и Донецкой каменно­угольной дорогах.

В иностранных капиталовложениях происходили значительные изме­нения. В 1860-1880-е гг. иностранные предприниматели предпочитали вкла­дывать свои деньги преимущественно в железнодорожные займы. Именно в это время в Донбассе были проложены основные железнодорожные линии. В руках иностранцев была сосредоточена половина акционерного и 3/4 обли­гационного капитала русских железных дорог. С 1880-х гг. правительство стало выкупать частные железные дороги и к началу XX века около 2/3 же­лезных дорог находилось в ведении государства. Так, в 1884 г. на казенные средства была построена Екатерининская железная дорога, соединившая До­нецкий каменноугольный и Криворожский железорудный бассейны. В 1904 г. была построена 2-ая Екатерининская железная дорога, которая соединила названные выше бассейны с Никопольским марганцеворудным бассейном.


 




По количеству перевозимых грузов она занимала первое место среди россий­ских железных дорог.

Иностранный капитал также вкладывался в промышленность. Еще в 1866 году на очень выгодных условиях получил концессию от государства князь Кочубей, планировавший построить на Юге России завод для изготов­ления рельсов из местного чугуна на местном минеральном топливе. Однако в 1868 г. князь уступил свои права (за 24 тыс. фунтов стерлингов) английско­му заводчику Джону Хьюзу (Юзу), который заключил договор с русским пра­вительством о постройке в Донецком крае завода чугуноплавильного, железообрабатывающего и рельсового производства. В 1869 г. создается пер­вое в Донбассе акционерное общество с иностранными капиталами - «Ново­российское общество каменноугольного, железного и рельсового производ­ства», основанное англичанами с первоначальным капиталом в 300 000 фун­тов стерлингов, постепенно доведенным до 1 200 000 фунтов стерлингов. По условиям заключенного с русским правительством договора, Джон Юз дол­жен был начать выплавку чугуна в январе 1870 г., а прокат рельс - в апреле 1871 г. Однако первая плавка состоялась только в апреле 1871 г, а потом до­менную печь поставили на ремонт. Только в январе 1872 г. был произведен первый выпуск чугуна. С осени 1873 г. завод Новороссийского товарищества уже работал по законченному металлургическому циклу. К 1900 г. в Донбас­се действовало уже 12 металлургических (доменных) заводов, 11 из которых были построены в большинстве своем на средства иностранных предприни­мателей. Это заводы Юзовский, Дружковский, Петровский, Донецко-Юрьев-ский, Никополь-Мариупольский, Русский Провиданс, Константиновский, Ольховский, Макеевский, Краматорский, Торецкий. Горнопромышленный Юг оттеснил Урал на второй план и превратился в главный металлургичес­кий центр страны. Донбасс занял ведущее место в металлургии Юга, про­изводя 70% всего южного чугуна. На металлургических заводах Юга работа­ли самые большие доменные печи. Донбасс также стал одним из основных районов сталепроволочного и рельсового производства. В сталелитейном производстве применялись мощные конверторы и мартеновские печи.

Донецкий бассейн был основным промышленным районом инвестиро­вания иностранных капиталов в каменноугольной промышленности. 74% всех иностранных капиталов, действовавших в угольной промышленности России (к 1900 г.), вкладывалось в Донбасс. Так, в 1872 г. было образовано первое акционерное каменноугольное общество - «Общество Южно-Рус­ской каменноугольной промышленности», в создание которого был вложен французский капитал. К 1900 году количество угольных предприятий сократилось, т.к. более мелкие и слабые были поглощены крупными предпри­ятиями. Из существовавших в 1878 г. 142 шахт осталось 84. Акционерных обществ было 44,25 из них было основано на средства иностранцев. Основ­ная масса капиталистов, вложивших свои средства в угольную промышлен­ность, была французского или бельгийского происхождения. Эти общества добывали свыше 70% от общей добычи угля в Донбассе. Характерной осо­бенностью развития угольной промышленности было то, что большинству акционерных обществ запрещалось приобретать недвижимость для других целей, нежели обеспечение производства. И если вокруг металлургических заводов возникали поселки, которые затем перерастали в города, то вокруг угольных шахт такого не было.

Иностранцы вкладывали свои средства и в другие отрасли промышлен­ности. В этот период вступили в строй: стекольный завод в Константиновке, содовое предприятие в Бахмуте, рудничное производство поваренной соли в Бахмуте и Славянске, бельгийское общество «Донецких стекольных и хи­мических заводов» в Сантуриновке, «Донецкий бутылочный завод», «Ано­нимное общество огнеупорной и керамической продукции», машиностро­ительный завод Боссе и Геннефельда вблизи Юзовки (современный «До-нецкгормаш», район Боссе), Горловский завод горнорудного оборудования, Дебальцевский механический и Харцызский котельный заводы, литейно-механические заводы в Константиновке и Горловке, крупные цементные заводы в Амвросиевке, Луганский паровозостроительный завод (построен в конце 1890-х гг. немецким предпринимателем Гартманом). Первенцем хи­мической промышленности в Донбассе и крупнейшим предприятием этой отрасли был хорошо оборудованный содовый завод, построенный в 1890-е гг. в селе Третья Рота близ Лисичанска. Недалеко от Никитовки находилось един­ственное в России предприятие А. Ауэрбаха по производству ртути из добыв­авшейся здесь руды (киновари).

Правления 19-ти акционерных обществ находились в Брюсселе, Пари­же, Лондоне и Берлине, остальные располагались преимущественно в Санкт-Петербурге. Проценты от вложенных иностранных капиталов перечислялись за границу, а не в российскую казну.

Монополизация промышленности, формирование финансового капита­ла и олигархии. Высокоразвитая банковская система России являлась одним из важнейших факторов, активно влиявшим на процесс монополизации оте­чественной промышленности. Аналогичное воздействие на этот процесс ока­зывала и высокая концентрация рабочей силы на заводах и фабриках. Про­цессу концентрации производства способствовали использование западного технического опыта и покровительственная политика правительства.


 




Первые монополистические объединения в России появились еще в 1880-1890-е гг. Несколько позже, вслед за низшими формами монополий одной сфе­ры производства - картелями и синдикатами (союзами) - образуются объеди­нения высшего типа, включавшие сферу производства и сбыта, - концерны и тресты. В Донбассе находилось большинство предприятий, входивших в синдикаты «Продамет» («Общество для продажи русских металлургических заводов») и «Продуголь».

Активнее всего формирование монополий высшего типа происходило накануне Первой мировой войны в отраслях тяжелой индустрии. Под покро­вительством отечественных банков перед войной создавались крупные тресты и концерны в военной и металлообрабатывающей промышленности. Так, в мае 1916г. рядом с Юзовкой началось строительство филиала столич­ного Путиловского завода, а уже осенью завод дал первую продукцию - ар­тиллерийские снаряды. Возникший вокруг рабочий поселок получил назва­ние Путиловка. На Луганском патронном заводе производилось более 40% всех патронов Российской империи. На заводах в Енакиево и Макеевке вырабатывали нужные военной промышленности бензол, толуол и антра­цен. В 1915 г. в городе Кадиевка (современный Стаханов ЛНР) вступил в строй казенный бензоловый завод. В этом же году в Славянске и Лисичан­ске было налажено производство жидкого хлора. У станции Рубежное были построены три химических предприятия, в т.ч. и завод взрывчатых веществ (пороха). В 1917 г. в Юзовке был запущен Азотный завод.

Таким образом, военные потребности Российской империи в начале XX века стимулировали развитие в Донбассе химической промышленности. Донбасс в конце XIX - начале XX вв. стал одним из крупнейших центров тяжелой промышленности Российской империи. К 1900 г. в регионе работа­ло до 300 различных промышленных предприятий, и их количество продол­жало увеличиваться. В Донбассе переплелись интересы как крупнейших российских и украинских, так и иностранных предпринимателей, получав­ших здесь огромные прибыли, что способствовало экономическому разви­тию региона, созданию первых в России монопольных объединений и орга­низаций промышленников.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.