Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Буржуазные административные реформы 1860-1870-х гг. в Рос­сии и их роль в промышленном перевороте в Донбассе.



2. Буржуазные административные реформы 1860-1870-х гг. в Рос­сии и их роль в промышленном перевороте в Донбассе.

Крестьянская реформа. Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX ве­ка стал острейшей социально-политической проблемой в России, тормозя ее развитие. Поэтому к этому времени в общественном сознании назрел вопрос об отмене крепостного права. Необходимость отмены крепостной зависимо­сти понимал еще Николай I. После проигранной Крымской войны в россий­ском обществе окончательно сложилось понимание экономической и полити­ческой необходимости отмены крепостного права. Правительство, опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

В 1857-1859 гг. готовились проекты проведения крестьянской рефор­мы. К концу августа 1859 г. проект «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» был практически подготовлен. В конце января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государ­ственного совета. 19 февраля 1861 г. «Положения», состоящие из 17 законо­дательных актов, были подписаны Александром П. Одновременно им был подписан и «Манифест», возвещавший об освобождении крестьян от кре­постной зависимости. Обнародование «Положений» и «Манифеста» прохо­дило в течение месяца - с 5 марта (в Петербурге и Москве) по 2 апреля (на местах). По «Манифесту» крестьяне получали личную свободу. Этот доку­мент гарантировал бывшим крепостным не только возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд общих имущественных и граж­данских прав: от своего имени они могли выступать в суде, заключать раз­личные имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и про­мышленные заведения, переходить в другие сословия.

В то же время, вопрос о личном освобождении в 1861 г. не получил еще окончательного разрешения. Черты внеэкономического принуждения еще сохранялись на период временнообязанного состояния крестьян. Но посте­пенно крестьян перевели на выкуп и опека над ними помещика прекратилась.

Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Чтобы стать соб­ственником надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у поме­щика. При определении норм крестьянских наделов учитывались особенности местных природных и экономических условий (нечерноземная, черноземная и степная земля). Самыми дорогими были черноземы. Таким образом, полу-


чив надел, крестьянин еще не становился его полноправным хозяином. При переходе на выкуп крестьянин получал наименование «крестьянина-собствен­ника». Однако земля предоставлялась не отдельному крестьянскому двору, а общине. Общинная форма землевладения исключала для крестьянина воз­можность продавать свой надел, а сдача в аренду ограничивалась пределами общины.

Большинство крестьян получили в Донбассе 3-4 дес. земли на мужскую душу, остальная земля в виде отрезков осталась у помещиков. Таким обра­зом, после отмены крепостного права большинство бывших помещичьих крестьян не получили необходимой нормы земли. Помимо уменьшения крестьянского надела, помещики имели право переселять крестьян па заве­домо негодные земли. Помещичье землевладение в крае сохранилось.

Для облегчения крестьянам выкупных платежей за землю государство взяло на себя большую часть финансирования. Казна выплачивала помещи­кам в денежном эквиваленте или ценными процентными бумагами 75-80% выкупной суммы. Остальные 20-25% - крестьяне выплачивали помещику -сразу или в рассрочку, деньгами или отработками (но договоренности). Вы­купная сумма, уплачиваемая государством помещику, рассматривалась как предоставленная крестьянам «ссуда», которая потом взыскивалась с них в качестве «выкупного платежа» в размере 6% от этой «ссуды» ежегодно в течение 49 лет.

Таким образом, крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свою непос­ледовательность и противоречивость, позитивно повлияла на дальнейшее экономическое развитие России. Личное освобождение крестьян и выкуп земельных наделов способствовали развитию крестьянского предпринима­тельства, отходу крестьян на заработки в города в качестве вольнонаемной рабочей силы, а главное - раскрепощало крестьян нравственно. В России формируются и быстрыми темпами развиваются капиталистические товар­но-денежные отношения, основанные на новой социальной структуре — про­летариат и промышленная буржуазия.

Отмена крепостного права обусловила необходимость проведения и других реформ. Подготовка лих реформ началась на рубеже 50-60-х гг. XIX века в обстановке общественно-политического подъема.

Реформа местного самоуправления (земская и городская). 1 января 1864 года было издано «11оложение о губернских и уездных земских учреж­дениях», вводившее бессословные выборные органы местного самоуправ­ления - земства. В Донбассе земства были учреждены в Бахмутском и Ма­риупольском уездах. Они избирались всеми сословиями на 3-х летний срок


и состояли из распорядительных органов: уездных и губернских земских собраний, и исполнительных - уездных и губернских земских управ. Зем­ства несли ответственность за народное просвещение, здравоохранение, своевременные поставки продовольствия, качество дорог, страхование, ве­теринарную помощь, постройку церквей и почт, содержание тюрем. На жалованье у земств по найму содержались земские врачи, учителя, страхо­вые агенты и другие земские служащие. Все это требовало больших денеж­ных средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, обла­гать население повинностями (в размере 1%). Основные доходы земства получали за счет крестьян. Однако земствам ограничивали возможность сборов с торговых и промышленных заведений, что подрывало финансиро­вание этих органов. Земства находились под контролем центральной и мест­ной власти - министра внутренних дел и губернатора. Они были лишены политических функций и занимались только хозяйственно-административ­ной работой. Земства собрали большой статистический материал по народ­ному хозяйству, проводили переписи населения и т.д. Постепенно они пре­вратились в очаги общественной деятельности либерального дворянства.

Самоуправление в городах получило широкое распространение. В 1870 го­ду было издано «Городовое положение», по которому вводилось выборное само> правление - городские думы, избираемые на 4 года. В Донбассе город­ская дума действовала в Ьахмуте. Избирательным правом в органы городско­го самоуправления пользовались мужчины с 25-летнего возраста, обладав­шие имущественным цензом плательщики городских налогов: владельцы торгово-промышленных заведений, банков и городской недвижимости. Рабо­чие, служащие, интеллигенция устранялись от участия в самоуправлении. Компетенция городского самоуправления, как и земского, ограничивалась хозяйственными вопросами: благоустройство городов, попечение о развитии торговли и промышленности, здравоохранение, образование и т.д.

Таким образом, несмотря на определенную ограниченность реформ местного и городского самоуправления, они сыграли значительную роль в решении хозяйственно-административных и культурных вопросов.

Судебная реформа. Согласно судебным уставам 1864 г. вводился бес­сословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Решения, принятые судом с участием присяж­ных заседателей считались окончательными, или могли быть обжалованы в судебной палате. Для разбора мелких проступков и гражданских дел с ис­ком до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Надзор за законностью действий судебных учреждений


осуществлялся обер-прокурором Сената, прокурорами. Они подчинялись министру юстиции. Впервые в России вводился нотариат. Отдельные политические дела были переданы жандармерии и военным судам. Были ограни­чены, но окончательно не отменены, телесные наказания. Именно в судебной реформе 1864 г. наиболее последовательно были осуществлены принципы буржуазного права, хотя определенные черты сословного суда сохранились.

Финансовая реформа. В 1860-х гг. XIX века была проведена серия фи­нансовых реформ, направленных на централизацию в управлении финансами. В 1860 г. был учрежден Государственный банк. Единственным распорядите­лем всех доходов и расходов стало Министерство финансов, подотчетное Го­сударственному контролю. Была отменена система откупов, при которой боль­шая часть косвенных налогов поступала не в казну, а частным лицам. Вместо откупов вводился государственный акциз.

Однако эти меры не меняли общей сословной направленности финан­совой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов лежала на податном населении.

Реформы в сфере образования и печати. Капиталистические отношения требовали подготовки квалифицированных специалистов. 13 1864 г. утверж­дено «Положение о начальных народных училищах» - предоставляло право открывать начальные школы, как общественным учреждениям, гак и част­ным лицам. Учреди гели заботились о материальном обеспечении школ. В 1864 г. утвержден «Устав гимназий и прогимназий». Гимназии разделялись на классические (гуманитарное образование) и реальные (техническое обра­зование). Учились 7 лет и получали среднее образование. В прогимназиях учились 4 года и потом могли поступать в 5 класс классической гимназии. эти учебные заведения предназначались для всех сословий и вероисповеданий. По новому уставу гимназий от 1871 г., сохранялись только классические, срок обучения увеличивался с 7 до 8 лег. Устав о реальных гимназиях от 1872 г. заменял их 6-ти классными реальными училищами. Открылись женские гимназии для девочек из непривилегированных сословий (готовили учите­лей), оформленные уставом от 1862 года. Где с XVIII в. существовали закры­тые женские учебные заведения - «институты благородных девиц».

В высшем образовании пересмотрен университетский устав 1835 г. 11о-вый проект утвержден в 1863 году. Университеты получали широкую авто­номию, реформировалась их внутренняя структура. Женщины не получили права поступать в университеты. Для них открыли частные женские курсы. Высшая женская школа существовала в основном за счет частных пожерт­вований и платы за обучение.


 



 


В печати были сделаны некоторые послабления в цензуре, закреплен­ные в законе - «Временные правила о печати» (1865 г.). С конца 1860-х гг. надзор за печатью ужесточается.

Военные реформы 1861-1874 гг. В 1874 г. издан устав о всеобщей воин­ской повинности. Призыву подлежали мужчины, достигшие 21 года. Призы­ву не подлежали единственный сын и единственный кормилец в семье. Сро­ки службы были сокращены: в сухопутных войсках - 15 лег (6 лег службы и 9 лег в запасе), во флоте - 7 лет службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок службы сокращался до 4-х лет. окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до 1,5 лег, а имевших высшее образование - до полугода. С 1860-х гг. началось перевооружение русской армии. Большой вклад в преобразования внес военный министр Дмитрий Милютин.

Таким образом, проведенные в 1860-1870-х гг. реформы положительно повлияли на экономическое и культурное развитие России, способствовали капитализации сельского хозяйства. Однако уступки, сделанные в интере­сах крупной буржуазии, не затронули дворянских привилегий. Поэтому ре-ф о р м ы  и м ели  н ез а в е р ш е н н ы и  п о л о в и н ч а т ы и  х ар акте р.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.