Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подход группы обучающихся к обучению



Подход группы обучающихся к обучению

поверхностный углубленный на на достижение результата
Уверенность при изучении материала с помощью средств ИКТ не уверенность уверенность уверенность
Уровень компьютерной тревожности высокий невысокий низкий
Круг решаемых задач с использованием ИКТ ограниченность использования (компьютерные игры, текстовый редактор) используют различные компьютерные приложения широкий (СУБД, интернет, статистический анализ и т.д.)
Психологическая комфортность некомфортность удовольствие при использовании ИКТ комфортность
Самооценка обучающихся о влиянии ИКТ на процесс обучения ИКТ увеличивает учебную нагрузку ИКТ экономят время, позволяют эффективнее работать, расширяют доступ к информации ИКТ расширяют доступ к информации
Стиль обучения с преподавателем, товарищем самостоятельно самостоятельно

Диагностика «Лестница достижений»- сущность этой технологии заключается в том, что к относительно законченному отрезку учебного процесса (уроку, теме, всему курсу) составляется «лестница» заданий для самостоятельного выполнения учащимися. В основании лестницы представлены задания базового уровня, обязательные для выполнения каждым учеником. Они составляют наибольшее количество от общего числа заданий. Над ними надстраиваются более сложные задания, требующие самостоятельного применения знаний и умений базового уровня. Следующая ступенька содержит меньшее количество заданий, но требующих для своего решения не только знаний, но и догадки. Таким образом, каждая следующая ступенька содержит задания, требующие все более высоких уровней умений и способностей.

Реализация технологии:

1. Все учащиеся начинают с выполнения заданий нижней ступеньки до тех пор, пока не будут выполнены все задания. В случае затруднения ученик может получить помощь в виде обращения к базовым знаниям.

2.По завершении выполнения заданий первого уровня, учащиеся предъявляют их на проверку и при правильном решении всех заданий получают отметку - «зачтено», если намерены решать задачи следующего уровня, и «3», если приняли решение ограничиться базовым уровнем. Данная технология так сконструирована, что она создает психологический настрой на продолжение выполнения заданий. Задания следующего уровня дают ребенку шанс улучшить свои результаты.

3. Выполнение заданий следующего уровня. Если он хочет, чтобы этот уровень был ему зачтен, то он должен самостоятельно выполнить положенное количество заданий данного уровня.

Как видно из описания технологии, она играет диагностическую роль, определяя зону ближайшего развития ребенка, то есть ту ступеньку, на которую он может подняться, не затрачивая сверхусилий и стимулирует саморазвитие ученика, ведя его по ступенькам познания к более высоким уровням.

К.А. Буданова. Система оценивания знаний «Лестница достижений» как способ понижения уровня тревожности учащихся

Рассматривается разработанная система оценивания знаний, как способ понижения уровня тревожности и впоследствии повышения уровня успешности учащихся основного и среднего звена.

Ключевые слова: тревожность, страх, система оценивания.

Давайте задумаемся, чего могут бояться дети при обучении в школе? Это могут быть плохие оценки, ответ у доски, публичные выступления, а также новые предметы, о которых ученики узнают лишь со слов старшеклассников, которые носят часто негативный характер. Все это приводит к тому, что у учеников возникает страх, который в дальнейшем может послужить причиной повышения уровня тревожности.

Действительно сегодня мы нередко можем встретить учеников среднего звена с повышенной тревожностью. По данным педагогических исследований, в настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику [2]. Особенно сложная ситуация складывается у 7 класса, так как он находится на стыке двух возрастных периодов (5-7-ых и 7-8-ых классов), и в данном возрасте (13-14 лет) к уже существующему страху проверки знаний прибавляется страх самовыражения.

Разработанная система оценивания знаний «Лестница достижений» предназначена для помощи учащимся в преодолении страхов не только в получении негативной оценки и неудовлетворительной отметки, а также при публичном выступлении перед классом или школой с докладами или с устными ответами.

Система оценивания знаний «Лестница достижений» (в дальнейшем «Л.д») разработана для уроков естественно-научного цикла для 5-11 классов. Система основана на безотметочной, рейтинговой и критериальной системах оценивания. Основной целью данной системы является понижение уровня тревожности и последствии повышение уровня успешности у школьников среднего звена.

Данная система отвечает следующим критериям:

1. Система предусматривает учебные блоки (4 урока), рассчитанные на две недели, которые выполняются учащимися.

2. Содержание учебного блока включает в себя, как правило, задания, рассчитанные на 4 урока. Эти задания можно выполнять в различном порядке.

3. Задания, представленные в учебных блоках, разноуровневые и располагаются по увеличению сложности. Каждый учащийся сам выбирает для себя подходящее задание и в случае его невыполнения, может взять задание, более легкого уровня.

4. Учебный блок предусматривает большое количество заданий, для создания инвариантности. Учащиеся не обязаны выполнять все задания.

5. Проверка и оценивание заданий проходит через слова «да» или «давай попробуем еще раз», также данные фразы пишутся ручкой НЕ красного цвета (желательна паста с зеленым цветом).

6. Особое место в учебном блоке отводится заданиям в творческом направлении (доклады, презентации, плакаты, статьи).

7. Результаты деятельности учащегося заносятся в его «Лист достижений»; анализ данных проводится исключительно в сравнении нынешних результатов ученика с его предыдущими результатами.

8. Данные в «Лист достижений» заносятся лично учителем раз в две недели.

9. Для отметки в «Листе достижения» (ставится точка на графике) учителю необходимо пересчитать в 100-бальную систему все выполненные задания. Данные баллы существуют только для учителей. После каждого учебного блока полученные данные (в баллах) отмечаются в «Листе достижений», в конце четверти точки соединяются линией, в результате получается график с тенденцией учебных достижений учащегося.

10.  Проставление каждой точки сопровождается комментарием от учителя в специально установленном поле.

Система перевода в оценочную систему для учителей.

Максимальное количество баллов (100) можно получить за 1 учебный блок (2 недели). Из них:

20 баллов – рассчитано на задания творческого направления:

На усмотрение учителя это может быть либо одно большое задание, рассчитанное на две недели, например, написание статьи в газету, за которое можно получить 20 баллов; либо несколько маленьких заданий на каждый урок.

80 баллов = 20 баллов * 4 занятия – рассчитаны на самостоятельные и контрольные, домашние и лабораторные работы, а также учитывают работу на уроке.

За исключением лабораторной работы и работы на уроке все остальные виды работ разделяются на 4 уровня:

1- обязательный уровень: задания устного характера,

2- базовый уровень задания, рассчитанные на силы хорошистов, могут быть различными;

3-  повышенный уровень: решение задач;

4- олимпиадный уровень: данный уровень в первую очередь рассчитан для отличников, задания взяты из олимпиад.

Домашние и самостоятельные работы оцениваются максимально 5 баллами:

За выполнение задания 1 уровня (обязательного) – 2 балла;

2 уровня (базового) – 3 балла;

3 уровня (повышенного) – 4 балла;

4 уровня (олимпиадного) – 5 баллов.

Контрольные работы оцениваются максимально 15 баллами:

За выполнение задания 1 уровня (обязательного) – 6 баллов;

2 уровня (базового) – 9баллов;

3 уровня (повышенного) – 12 баллов;

4 уровня (олимпиадного) – 15 баллов.

Лабораторные работы оцениваются максимально 15 баллами, которые складываются из выполнения заданий (максимально 10 баллов) и выводов (максимально 5 баллов):

Выполнение заданий 1 уровня (обязательного) – 6 баллов;

2 уровня (базового) – 8 баллов;

3 уровня (повышенного) – 10 баллов.

Написание выводов 1 уровня (обязательного) – 2 баллов;

2 уровня (базового) – 3 баллов;

3 уровня (повышенного) – 5 баллов.

В данном случае 1 уровень включает в себя написание выводов по цели, 2 уровень – написание выводов, включающих в себя теоретические вкладки об основных терминах и их связь с проведенной лабораторной работой, 3 уровень подразумевает помимо написания вывода, решение задачи на рассматриваемую тему.

Работа на уроке максимально может оцениваться 10 баллами:

Работа с текстом – 1 балл;

Посещение урока – 0,5 балла;

Ведение тетради – 1 балл;

Ответы на вопросы – 2 балла;

Работа с карточками – 2 балла;

Конспекты по параграфам – 3 балла;

Решение задач – до 6 баллов.

Таблица 1.

Перевод в системе оценивания «Лестница достижения»

Количество баллов Уровень в «Лд» Оценка
50-69 Умный
70-84 Очень умный
85-100 Сверх умный
>100 Гений 5+++

Лист достижений

«Лист достижений» является наглядным отражением результатов работы ученика. Лист разделен пополам на две части. В первой половине листа представлен график для построения по полученным данным линии, отражающей тенденцию учебных достижений учащегося, а во второй – комментарии для ученика, отражающие похвалу или пожелание лучшей работы в дальнейшем обучении. Данные листы разработаны отдельно для мальчиков и девочек.

Рис.1. Лист достижений

Использование ИКТ в процессе обучения с учетом психологических характеристик обучающихся

Психологические

характеристики обучающихся

Цели Особенности содержания (изложения материала) Роль ИКТ

Тип мышления

Наглядно действенное Формирование социальной, коммуникативной компетентностей через выполнение учебных заданий на реализацию всех видов деятельности с информацией (необходимых для будущей социализации) Теоретический материал сопровождается иллюстрацией на конкретных примерах. Демонстрируются варианты решения практических задач. Каждый раздел теории сопровождается учебнопознавательными заданиями Наглядное представление информации (презентации, видеоредакторы и т.д.). Предъявление познавательных заданий для реализации всех видов деятельности с информацией (в различных программах, редакторах, сети интернет). Организация выполнения проектной, исследовательской деятельности с использованием средств ИКТ
Наглядно образное Повышение качества овладения учащимися знаний, умений за счет организации познавательной активности через передачу нового материала, основываясь на знакомых учащимся конкретных образах Теоретический материал сопровождается иллюстрацией на конкретных примерах. Установление связей между изучаемым материалом и новой темой. Проведение ассоциаций с уже знакомыми учащимся объектами, возможно из реальной жизни. Проведение аналогии с пройденным материалом Использование наглядных демонстрационных материалов, иллюстрация примеров. Использование в презентациях цветового, символического оформления. Предъявление информационного материала для проведения сопоставления, ассоциаций
Абстрактно логическое Развитие мышления: конструктивного, алгоритмического, творческого за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности Наглядная иллюстрация логики изложения материала. Задания на соотнесение, сопоставление. Иллюстрация взаимосвязи изучаемого фрагмента материала с общим курсом дисциплины с целью понимания места данной темы Предъявление средств для выполнения заданий исследовательской направленности, творческого характера. Структуризация информации с использованием редакторов, сетевых ресурсов

Тип памяти

Зрительная Формирование информационной культуры, предполагающей сформированность умений отбирать в потоке избыточной информации необходимую информацию, оценивать ее полезность и использовать в дальнейшем при решении задач Наглядное представление изучаемого материала. Организация самостоятельной работы с информацией, исследовательская деятельность Использование визуальных конструкторов для предъявления материала
Слуховая Формирование коммуникативной компетентности, связанной с умениями вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться Работа в группах, совместное обсуждение материала, определений понятий, анализ, выделение основной идей Использование аудио и видео средств ИКТ. Организация проектной деятельности с использованием возможностей интернет. Оформление звукового сопровождения презентаций
Эмоциональная Подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной учебно-познавательной деятельности Целесообразно использование приемов открытия новых знаний, создания ситуации успеха в совместной деятельности. Теоретический материал сопровождается интересными фактами, иллюстрирующими связь с жизнью  Задания на поиск информации в интернет. Организация индивидуальной и групповой исследовательской деятельности с использованием сетевых ресурсов.
  Вербально логическая Формирование социальной компетентности, означающей умение Использование наглядных пособий с четкой, понятной Предъявление заданий и средств для их выполнения на анализ, синтез учебного жить и работать в коллективе, в команде структурой материала с последующим обсуждением результатов деятельности обучающихся материала, развитие логических операций как для самостоятельного выполнения, так и для совместной работы

Ментальность

Практицисты Формирование развития умений исследовательской деятельности, становление у обучающихся самостоятельной учебной деятельности Теоретический материал сопровождается конкретными примерами из реальной действительности. Типы учебных и познавательных заданий связаны с практической деятельностью Работа с моделирующими программами и информационно-обучающими системами Типы учебных и познавательных заданий связаны с практической деятельностью Работа с моделирующими программами и информационно-обучающими системами
Логицисты   Развитие мышления: конструктивного, алгоритмического, творческого Предъявление познавательных заданий на выделение структуры теории, основных понятий, анализ, синтез, сравнение подходов к определению понятий и т.д. Использование электронных тренажеров с четкой алгоритмизацией действий по выполнению познавательных заданий
Интуицисты Формирование автономизационной компетентности, связанной со способностями к саморазвитию, самообразованию, самоопределению  Преобладание заданий, направленных на развитие мыслительных операций Использование визуальных конструкторов для иллюстрации мыслительных операций. Сопоставление информации, проведение аналогии с уже изученным материалом, предъявление информации для установлений межпредметных связей

 

Данные приведенной таблицы позволяют сделать вывод о возможности использования ИКТ для реализации учета и других психологических особенностей обучающихся. Перспективным направлением совершенствования разработки методики использования информационно-коммуникационных технологий, является, с нашей точки зрения, использование средств ИКТ для автоматизации выбора компонентов дидактической конструкции методики в конкретных психолого-педагогических условиях.

Методика «Тип мышления» (методика в модификации Г. Резапкиной)

Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.

 

П-Д А-С С-Л Н-О К
         
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.2. Мне интересно составлять компьютерные программы.3. Я люблю читать книги.4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.7. Я люблю играть в шахматы.8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.11. Мне нравится все делать своими руками.12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.13. Я придаю большое значение сказанному слову.14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.27. Я понимаю красоту математических формул.28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.32. Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.34. Красота для меня важнее, чем польза.35. Не люблю ходить одним и тем же путем.36. Истинно только то, что можно потрогать руками.37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка результатов. Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка.

Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).

1. Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

2. Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

5. Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии. Насколько удачен ваш выбор? Если ваши профессиональные планы не вполне соответствуют типу мышления, подумайте, что легче изменить – планы или тип мышления?

Методика «тип памяти»

ЦЕЛЬ: Выявить тип памяти школьника.

ОБОРУДОВАНИЕ: Четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.

дирижабль самолет пароход волк
лампа чайник собака бочка
яблоко бабочка парта коньки
карандаш ноги сапоги самовар
гроза хомут сковородка пила
утка бревно калач весло
обруч свеча роща загадка
мельница машина гриб пальто
попугай журнал шутка прогулка
листок малина воротник книга

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: Эксперимент проводится в 4 серии. В каждой серии предъявляется один ряд слов. Ученик получает задание запомнить как можно больше слов и по команде эксперимента­тора записать запомненные слова на листке.

В первой серии экспериментатор читает вслух слова первого ряда. Интервал между словами при чтении – 5 секунд, записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда, затем отдых 10 минут.

Во второй серии ученик в течение одной минуты читает про себя слова второго ряда. Записывает те слава, которые сумел запомнить. Отдых 10 минут.

В третьей серии экспериментатор читает ученику слова 3-го ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое слово и «записывает» их в воздухе. Затем ученик записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

В четвертой серии экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова.

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

1 Проводится проверка правильности воспроизведения (порядок слов роли не играет).

2. Результаты заносятся в таблицу:

Вид памяти Количество удержанных слов (а) Коэффициент вида памяти C=a/i0
слуховая    
зрительная    
моторно-слуховая    
комбинированная    

Чем ближе коэффициент С к 1, тем лучше развит у школьника соответствующий вид памяти.

ВЫВОД: По преобладающему у школьника виду памяти делается вывод о его типе памяти.

Методика Мюллера – Шумана

ЦЕЛЬ: определение типа памяти школьника.

ОБОРУДОВАНИЕ: 10 рядов бессмысленных слогов по 7 слогов в каждом ряду.

НАБОР СЛОГОВ К ЭКСПЕРИМЕНТУ

1. КАС ТОБ МИЛ ВАК БЫМ РЯС ЛЮР
2. ЗОР ТЫМ ГИС ВАГ ДЯК ЛЮБ РЕЖ
3. ШУК ФАМ СОП ГИР ДЮМ ЛЫФ БЕШ
4. НУМ ЧАГ БИЛ ЗЕН ШОТ ГЫР ЦЕЖ
5. ДЮВ МОП ВЕК ЛЯХ САБ ХИД ШЕС
6. ЖИП ПУС НАГ РЕХ ТОЗ ЗЕК ФУД
7. ТЫМ ЛЫБ НУМ ЗЕН ХИР БЕВ САШ
8. НЕШ БАГ ЗУВ ЧЕМ ГЫР ДЯХ ТЮС
9. ДИР МЕК ЛЕФ ВОМ СИХ ДАХ РИШ
10. ПЫГ НИП РЕБ ТОС ЗАП ФИМ ШОН

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА. В эксперименте перед школьником ставится задача запомнить ряд слогов в любой последовательности. Экспериментатор зачитывает первый ряд слогов со скоростью один слог в сек. После прочтения испытуемый записывает то, что запомнил. Затем, зачитывается второй ряд и так далее.

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. В каждом ряду проверяется правильность воспроизведения гласных и согласных звуков (не слогов!). Результаты заносятся в таблицу.

ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

№ ряда количество правильно воспроизведенных гласных звуков количество правильно воспроизведенных согласных звуков
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
ВСЕГО    

2. Вычислить частость правильного воспроизведения гласных звуков по формуле Мг=m/70, где Mr — искомая частость, m —количество правильно воспроизведенных гласных.

3. Вычислить частость правильного воспроизведения согласных звуков по формуле Мс=n/140, где Mc—искомая частость, n - количество правильно воспроизведенных согласных.

4. Проводится качественный анализ ошибок. В частности, подсчитывается, сколько раз школьник перепутал согласные, близкие по звучанию, но различные по написанию. Например, вместо «Г» написал «К», вместо «З» написал «С», вместо «Ж» – «Ш» и т. д. Затем вычисляется частость перепутывания согласных по формуле Мп= R/88,где Мп искомая частость, R – количество ошибок указанного вида. 88 – количество парных согласных в экспериментальном материале.

ВЫВОД: Вывод о типе памяти школьника делается на основе следующих показателей:

1. Склонность к воспроизведению гласных звуков свидетельствует о слуховом типе памяти.

2. Склонность к преимущественному воспроизведению согласных звуков свидетельствует о зрительном типе памяти.

3. Дополнительный критерий. Если преобладает зрительная память, то человек не допускает ошибок при воспроизведении согласных, близких по звучанию, но различных по начертаниям.

4. Дополнительный критерий. Можно дать задание испытуемому произнести какие-нибудь слова в обратном порядке. Быстрее с этим заданием справляются те, у кого преобладает зрительная память, т. к. человек представляет это слово написанным или напечатанным.

5. Если испытуемый шевелит губами при чтении про себя и воспоминании о прочитанном или наблюдается равномерное раскачивание головы и туловища испытуемого в ходе опыта, то это свидетельствует о преобладании моторного типа памяти.

  1. Тип может быть как «чистым», так и комбинированным.

Остановлюсь на некоторых этапах урока.

I. Объяснение нового материала. На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором обозначена тема урока и дан план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, в процессе которого ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики выполняют устные упражнения, затем решают задания более сложные в тетрадях. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.

Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничение времени демонстрации слайд-фильма. Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала (пример фрагмента урока по теме «Конус», математика 7-11 класс, ваш репетитор).

II. Решение задач. На данном этапе урока реализуется обучающий тип

деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и в общем виде, причем в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознает ответы независимо от способа их написания. (Пример фрагмента урока «Уравнения с модулем» – 1С Репетитор или решение любой задачи с диска математика 7-11 класс: ваш репетитор).

III. Контроль знаний. При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».

Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых»

обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его из числа предложенных.

Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе умения переключаться на английский язык и набирать формулы с помощью специальных программ. (Пример фрагмента уроков в 11 классе – Тренажер ЕГЭ, решебник по математике: тесты).

В настоящее время все школы оснащены как минимум двумя компьютерными классами. Однако следует заметить, что используется эта техника на уроках не так уж часто. Одной из причин того, что учителя мало используют компьютер на своих уроках, является острейший дефицит программных продуктов.

Но самое важное – недостаток не только программного обеспечения для уроков, а программно-методических комплексов, включающих в себя компьютерную программу и пособие для учителя, которое содержало бы не только описание технических возможностей программы, но и поурочную разработку той или иной темы. Поэтому у меня и возникла необходимость выбрать тему по самообразованию «Применение компьютерных технологий в обучении математики». Над темой этой я работаю третий год. Начала с накопления библиотеки CD-дисков по математике.

Наглядность, технологичность, камерность восприятия делают их незаменимыми помощниками на разных этапах обучения.

В процессе работы с мультимедийными курсами ООО «Физикон»

предлагаются следующие виды заданий к компьютерным моделям:

1. Компьютерные наблюдения. Организуются после того, как объяснен новый материал, или во время объяснения (имеет смысл предложить учащимся 1–2 наблюдения). Например, работая с моделью 1.8 с диска «Открытая математика. Функции и графики» (издатель ООО «Физикон», 2005 г.) во время изучения нового материала, учитель может продемонстрировать данное свойство через проекционную аппаратуру, сэкономив время на построении на доске. Наблюдения такие позволяют учащимся быстрее понять свойства четных функций.

2. Экспериментальные задачи-исследования – задачи, для решения которых необходимо подставить соответствующие параметры переменных и пронаблюдать изменение графика. Например, модель 1.14 с диска «Открытая математика. Функции и графики» (издатель ООО «Физикон», 2005 г.) позволит ученикам экспериментировать с параметрами, наблюдая сжатие или растяжение графика. Как правило, учащиеся с особым энтузиазмом берутся за решение таких задач. Несмотря на кажущуюся простоту, такие задачи очень полезны, так как позволяют учащимся увидеть живую связь компьютерного эксперимента и аналитического решения задач.

3. Расчетные задачи с последующей компьютерной проверкой – задачи, которые вначале необходимо решить, не используя компьютер, а затем проверить полученный ответ. При составлении таких задач необходимо учитывать как функциональные возможности модели, так и диапазоны изменения числовых параметров. Задачи, требующие для решения более длительного времени, имеет смысл предложить учащимся для предварительной проработки в виде домашнего задания и/или обсудить эти задачи на обычном уроке в кабинете математики и только после этого использовать их в компьютерном классе.

4. Лабораторные работы – эффективные ресурсы программы создают удобную техническую базу для реализации многочисленных лабораторных работ, носящих творческий, исследовательский характер. Ученику при выполнении лабораторной работы предстоит провести построение графиков функций, предпринять индивидуальное исследование их свойств, попытаться подметить какие-то закономерности, высказать в этой связи собственные гипотезы, экспериментально проверить их справедливость. Например, модель 3.2 с диска «Открытая математика. Функции и графики» (издатель ООО «Физикон», 2005 г.) дает ученикам возможность подметить закономерность изменения графика касательной, выдвинуть собственную гипотезу его зависимости и проверить ее.

Лабораторные работы и их значение:

Цель учителя – подать новый материал так, чтобы ученик понял его, знал и умел применить. Для достижения этой цели (в ч



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.