Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание. Введение. Индивидуальные характеристики



 

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Бурятский республиканский педагогический колледж»

Кафедра начального образования

   

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ

                                  Курсовая работа

   
Выполнил: студент  3 курса  1271группа                                       Цыбиков А.Ц.  
Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Научный руководитель: Щербакова И.И. _____________
Зав. кафедрой: Баирова Г.Б. ______________
Работа защищена «______» октября 2020г.   Оценка: _________________

 

г. Улан-Удэ


Содержание

 

Введение

1. Теoретические oсновы использования компьютерных технологий

1.1 Цeли и зaдачи использования компьютeрных тeхнологий в обучении

1.2 Клаcсификация компьютерных прoграмм для обучения

2. Методика обучения математике с использованием компьютерных технологий

2.1 Применение компьютерных технологий в обучении математике

2.2 Эффeктивность испoльзования кoмпьютерных тeхнологий на уроках математики

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 


 

Введение

Актуальностьвыбранной мною темы объясняется тем, что проблема информатизации и непосредственно связанной с использованием компьютерных технолoгий во всех сферах человеческих деятельностей является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому - неслыханные для предшествующих эпох повышение ролей информации, превращение их в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств за последние 2-3 года сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому использование компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования. Также как указывается в ФГОС НОО, образование должно быть направлено на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования, создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

К основным целям начального образования, определенным в ООП НОО относятся:

Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

Достижение личностных, метaпрeдмeтных, предметных результатов образования средствами системы учебников «Школа России» через использование активных мотивирующих форм организации образовательного процесса, способствующие эффективному развитию процессов, личностного самоопределения обучающихся с разным уровнем возможностей, познавательных интересов и склонностей;

    Подготовка обучающихся к продолжению образования в основной школе.

Приоритетом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Современные профессии предъявляют высокие требования к интеллекту работников и, как правило, связаны с использованиемкомпьютерных технологий. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда.

В Концепции модернизации российского образования до 2020 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком компьютерными технологиями.

В настоящее время использование компьютерных технологий в процессе обучения становится основным средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять её познавательные интересы.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что тема исследования актуальна. С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером.

Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе необходимо, так как играет ключевую роль в формировании учебных навыков через мотивацию, устойчивую концентрацию и развитие навыков мышления. Компьютерные технологии улучшают образовательный процесс, делают его более интересным, результативным. Обоснование безотлагательной необходимости использования компьютерной и микропроцессорной техники в школьную практику содержит два основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров – одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки кадров на уровне современных требований.

Поэтому изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.

Цель: изучить  и применить  компьютерные технологии в обучении математики.

Задачи:

- раскрыть цели и задачи использования компьютерных технологий в образовании;

- рассмотреть классификацию компьютерных программ;

- разработать методику обучения математике с использование компьютерных технологий.

Объект:процесс использования компьютерных технологий в образовании.

Предмет: особенности проведения уроков с использованием компьютерных технологий.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной работы и приложений.


1. Теоретические основы использования компьютерных технологий.

1.1 Цели и задачи использования компьютерных технологий в обучении

Применение новых компьютерных технологий в школьном образовании обсуждаемая тема на всех страницах методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, понятна целесообразность применения компьютеров для обучения школе. Широчайшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно пополнять содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование разнообразного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Таким образом, компьютерные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

При анализе целесообразности использования компьютеров в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера:

 -расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

 -привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

· развитие познавательных способностей учащихся;

· интегрированное обучение предмету;

· развитие мотивации у учащихся.

При этом компьютер может представлять:

· источник учебной информации;

· наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);

· тренажер;

· средство диагностики и контроля.

Введение в школу компьютера, приобретение программно-методических комплексов по предметам позволяют совершенно по-новому строить преподавание ряда предметов.

Еще недавно при составлении проведения занятий и контроля уровня знаний, при подготовке к уроку учитель затрачивал массу дефицитного времени на поиск и систематизацию материала, который позволял сделать урок современным и интересным как с содержательным, так и познавательным со стороны для всех обучающихся. Теперь же наличие проблемно-ориентированных пакетов учебных программ по предметам позволяет преподавателю совершенно по-новому организовать передачу, переработку и воспроизведение информации в системе “учитель - ученик”. А без наличия таких программ вообще нельзя говорить об эффективном использовании компьютерных технологий в процессе обучения.

Таким образом, сохраняя коллективную подачу основ знаний (опорных сигналов), мы усиливаем индивидуализацию обучения, что ведет к значительному возрастанию качества знаний обучаемых.

Компьютер можно и необходимо использовать на всех стадиях обучения: подготовки занятий, всех этапах его проведения, закрепления и контроля знаний.

Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Поскольку при использовании компьютера учитель избавляется от необходимости контролировать каждый шаг учащихся, он больше внимания сможет уделять индивидуальной и воспитательной работе с учениками, учитывая их способности и уровень подготовки.

Главная цель – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

 Использование новых информационных технологий, мультимедиа значительно повышает качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей. Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания в образовании и тем самым повысить его качество.

Задачи использования компьютерных технологий в образовании:

· повысить мотивацию обучения;

· повысить эффективность процесса обучения

· способствовать активизации познавательной

· сферы обучающихся;

· совершенствовать методики проведения уроков;

· своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

· планировать и систематизировать свою работу;

· использовать, как средство самообразования;

· качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

Процесс информатизации школьного образования можно разбить на четыре этапа:

1 этап. Организация изучения информатики в школе. Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная грамотность!». Задачи, решаемые на этом этапе – это традиционные задачи всеобуча.

2 этап: «Применение компьютерных технологий при изучении различных дисциплин». На этом этапе происходит кооперация учителя информатики и учителей предметников. Важной составляющей является накопление опыта использования компьютерных технологий на школьном уроке.

3 этап. «Интегрируем компьютерные технологии в учебный процесс». Главной задачей на этом этапе становится широкая мeжпpeдмeтнaя интеграция и индивидуализация обучения.

4 этап. Этот этап за рубежом чаще всего называют этапом трансформации школы. Его главная задача - введение в практику систематических процедур, обеспечивающих индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания в школе.

На данный момент образовательные учреждения России прошли первый и второй этап. Однако третий, а тем более четвертый этапы пока недостижимы. Причина этого – необходимость широкой интеграции – как следствие пересмотр традиционных методик преподавания дисциплин. Роль компьютерных технологий тут вторична, необходимо просматривание форм и методов работы учителей предметников, отказ от традиционной системы преподавания в пользу личностно-ориентированных, коллективных и др. форм работы.

 

1.2 Классификация компьютерных программ для обучения

 В данной главе я попытался классифицировать компьютерные средства обучения. Основанием для такой классификации я взял их функциональное назначение. Мною выделено восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении.

 Презентация - это документ или комплекс документов, предназначенные для представления чего-либо (проекта, организации продукта и так далее). Цель презентаций - донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме которая. Презентации представляют собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового сопровождения или ряда (но все это может быть не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентации имеют сценарий, сюжет, и структуру, организованные для удобного восприятия потока информации. Отличительная особенность презентаций является её интерактивность, то есть создаваемые для пользователя возможности взаимодействия через элементы управления. Примеры программ которые позволяют конструировать мультимедийные презентаций, это:

- Keynote

- KPresenter

- LibreOffice Impress

- Microsoft PowerPoint

- Multimedia Builder

- OpenOffice.org Impress

В электронные энциклопедии включены функции демонстрационных и справочных материалов. Как можно понять, электронные энциклопедии со своим названием являются электронными аналогами обычных справочно-информационных изданий таких как энциклопедии, справочники, словари и другие. Для создания электронных энциклопедий сейчас используются гипертекстовые языки  и системы гипертекстовой разметки, например XML, SGML, HTML. В отличии от обычных бумажных справочно-информационных изданий, электронные энциклопедии обладают более лучшими и удобными свойствами и возможностями:

- Электронные издания поддерживают удобную систему поиска терминов по ключевым словам и понятиям;

- удобная система навигации на основе гиперссылок, которая позволяет в момент перейти к нужным знаниям или статье;

- Также такие издания имеют возможность включать в себя аудио фрагменты- и видеофрагменты.

 Наиболее широко известные производители таких электронных энциклопедий являются такие фирмы как «Кирилл и Мефодий», «Просвещение – МЕДИА», «ВИКИПЕДИЯ».

 Дидактические материалы – сборники задач, упражнений, диктантов, контрольных и самостоятельных работ, а также сочинений и рефератов, , обычно представлены в электронном виде обычного набора текстовых файлов, в форматах doc, rtf, txt, и объединенных в логические структуры средств гипертекста.

 Программы онлайн-тренажер, предназначен для решения математических задач или заучиваний иностранных слов, они обычно содержат сборники задач и упражнений. Программы – онлайн-тренажер выполняют удобные функции дидактических материалов. Современные программы – тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках учителя и обучающегося тем самым проводить контроль, как со стороны учителя так и со стороны обучающегося как самоконтроль и выявить свои пробелы в знаниях (что знаю, а что нет).

 Системы виртуального эксперимента - это такие программные комплексы, которые позволяют проводить эксперименты в виртуальной лаборатории. Обычно такие системы применяются при изучении химии, физике и другим естественным наукам. Главное преимущество программ систем виртуальных экспериментов - они позволяют обучаемся проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы не безопасны, финансово затратные для проведения таких экспериментов и так далее, например такие опасные эксперименты которые включают в себя работу с взрывоопасными, высокотоксичными, радиоактивными материалами, эксперименты на промышленных установках и многое другое. Главный минус этих программ –  это конечно естественная ограниченность таких экспериментов, за пределы которой обучающийся не может выйти из рамок своего виртуального эксперимента.

 Программные системы контроля знаний, к которым относятся тесты и опросники. Главное достоинство таких программ – это быстрая, удобная и автоматизированная обработка полученного результата работы. Главный минус –  это негибкая система ответов, которая может выдать ошибку, например, написания с большой буквы или маленькой, но в последнее время эту ошибку большинство сайтов исправило, а также в минус негибкой системы входит то, что, испытуемому не позволяется проявить свои творческие способности.

 Электронные учебные курсы и электронные пособия объединяются в единый программный комплекс все или несколько выше мною описанных типов обучаемых программ. Например, сначала учащимся предлагается просмотреть обучающий курс (презентацию), затем провести виртуальный эксперимент на основе знаний, которые получил при просмотре обучающего курса. Часто на этом этапе учащемся доступен также электронная энциклопедия или справочник по изучаемому курсу, а в завершение обучающийся должен ответить на набор вопросов и /или решить несколько задач и упражнений. После удачного прохождения всех этапов обучающемуся предлагается следующая тема этого курса.

Развивающие программы или обучающие игры больше созданы для дошкольников и младших школьников. К таким типам программ относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Учащийся выполняет разнообразные задания в процессе игры, в этих программах дети развивают, память, пространственное воображение, тонкие двигательные навыки и, возможно, получают дополнительные навыки, такие как, обучаются работать на клавиатуре слепым десятипальцевым методом, который является основным ключом к компьютерной грамотности.

 Компьютерные средства обучения можно поделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет. Средства обучения онлайн применяются в реальном времени с подключением сети Интернет;  противоположность этому понятна и ясна, средства обучения офлайн – это используемые средства без прямого подключения сети Интернет.

 Описанные типы компьютерных средств обучения могут использоваться как онлайн, так и офлайн. Наиболее часто встречается в системах дистанционного обучения, которые способны включать в свои системы все перечисленные типы компьютерных средств обучения. Эти системы начали развиваться, с приходом пандемии COVID.

 По способам распространений и лицензирования, под которыми они распространяются, КСО также делятся на две группы: коммерческие и некоммерческие. В большинстве своем коммерческие КСО распространяются крупными фирмами разработчиками на компакт-дисках, в комплекте с метод. рекомендациями, имеют сетевые версии, порядок использования и распространения оговаривается в лицензионных соглашениях, они обязательно оплачиваются. Такие фирмы издают аннотированные каталоги, что представляют бесплатные демоверсии программ, для более удобного выбора программ.

 Некоммерческие КСО обычно распространяются сразу под лицензиями, не требующая покупки самого приложения. Эти КСО можно отыскать в сети Интернет в разделе «Образование» на порталах, распространяющих программу, и на сайтах, которые посвящены образованию.

3D Grapher

3D Grapher является простой в использовании, но эффективной программой для построения графиков. Эта программа позволяет создавать анимированные 3D и 2D графики уравнений и табличных данных. В одной системе координат может быть неограниченное количество графиков, каждые из которых могут отображать при помощи точек, поверхностей и линий.

Есть возможность вращать, перемещать и масштабировать системы координат в реальном времени. 3D Grapher дает возможность отслеживать и выводить координаты курсора на плоскости и даже в трехмерной системе координат. Использование графической библиотеки OpenGL даёт возможность воспроизводить высококачественные изображения графиков.

Электронный учебник

«Алгебра не для отличников»

 Данная программа дает уклон на теорию поэтапного формирования умственных действий профессора П.Я.Гальперина, то есть, имеет три основные части:

1. ориентировка (сама теория вопроса, для изучения школьником);

2. тренажер (обеспечивает деятельность ученика, при которой контролируется каждый его шаг);

3. экзамен (ученик прорешивает все задания, после чего проверяется конечный результат).

3 этап может быть реализован в таких сайтах как гугл тест, гугл класс и в различных сайтах которые имеют возможность провести контроль над учениками с помощью онлайн заданий

 Само учебное пособие состоит из 8 глав, каждая из глав этого пособия имеет одну и ту же структуру.

 - Введение (учитель рассказывает краткое содержание главы).

 - Основа (размещается теоретический материал).

 - Задачи с параметрами, ответами, подсказками

 - Контрольные работы по пройденной главе.

 - Видео урок учителя.

 Можно провести регистрацию ученика, тогда будет фиксироваться результат выполнения контрольных работ.

В этот курс входят: электронный учебник; более 100 задач и вопросов; интерактивный конструктор для решения задач на построение; журнал работы ученика; звуковое сопровождение.

 Содержание курса. Точка, прямая. Угол. Параллельные прямые. Треугольник. Решение треугольников. Окружность. Четырехугольник. Построение фигур. Многоугольник. Декартовы координаты. Векторы. Преобразования. Площадь.

Построения на плоскости и в пространстве.

Увеличивается количество программ, где ученику предоставляется среда, в которой можно выполнять любые аналоги построений с помощью циркуля и линейки. Это прекрасные технические инструменты, приходящие на смену карандашу, линейке, циркулю, резинке. Быстро, аккуратно, точно, красочно можно выполнить практически любые геометрические построения и операции, ввести привычные обозначения, автоматически измерить длины и т.д.

 Эти программы могут: строить аккуратные чертежи; трансформировать уже готовый чертеж, двигая одну из точек или прямых (построение при этом сохраняется). В ряде программ предусмотрена анимация.

 Возможность трансформации чертежа интересна тем, что:

 - не надо задумываться о положении базовых точек (при построении на бумаге может оказаться, что в одном месте чертежа точек много, а в другом мало, приходится перерисовывать);

 - появляется возможность легко проверить построение;

 - можно организовать самостоятельную деятельность.

 Например, построив треугольник и проведя медианы, можно осуществлять различные изменения формы треугольника и замечать, что медианы треугольника пересекаются в одной точке, или, проводя соответствующие измерения, выяснить, в каком отношении делятся медианы их точкой пересечения.

 Очень полезно использовать такие программы при различных разноуровневых наглядных карточек – заданий для всего класса.

«Свободная плоскость. СвоП 2.0»

Предназначена для построения геометрических чертежей и их детального анализа. С помощью этой программы можно отметить точку, провести прямую, луч, окружность. Можно изменять размеры построенных фигур, выполнять повороты, симметрично отражать относительно точки или прямой. Целесообразно использовать при решении задач по геометрии на стадии исследования.

 Программа не имеет методической поддержки для учителя, поэтому ему необходимо проявить творчество. Можно выполнить иллюстрации к различным теоремам или задачам и сопровождать изложение на уроке соответствующими чертежами. Это позволит сделать более наглядными те или иные теоретические факты.

Программа «ПланиМир»

ПланиМир представляет особый интерес для учителя математики, так как содержит прекрасно разработанный геометрический практикум по теме «Построение с помощью циркуля и линейки». Имеется поурочная методическая разработка, что позволяет даже на первом этапе знакомства с программой легко проводить уроки.

Программа «s3D SecBuilder»

Известно, что при изучении стереометрии очень важно достичь наглядности изображения. Эта программа очень удобна для построения пространственных фигур, так как содержит различные заготовки, которые можно увеличивать или уменьшать, поворачивать, включать режим анимации и наблюдать вращение тела в пространстве и, главное, построить сечение.

Программа «Functor 2.9»

 Здесь можно построить различные многоцветные изображения поверхностей второго порядка, поверхности можно поворачивать. На первых уроках по теме «Декартовы координаты в пространстве» при использовании программы учащиеся проявляют интерес и более осознано воспринимают начала аналитической геометрии.

Программа «GeoGebra»

GeoGebra — свободно распространяемая (GPL) динамическая геометрическая среда, которая даёт возможность создавать чертежи в планиметрии, в частности, для построений с помощью циркуля и линейки.

Кроме того, у программы богатые возможности работы с функциями (построение графиков, вычисление корней, экстремумов, интегралов и т. д.) за счёт команд встроенного языка (который, кстати, позволяет управлять и геометрическими построениями)

GeoGebra предназначена, прежде всего, для решения задач школьного

курса геометрии: в ней можно создавать всевозможные конструкции из точек, векторов, отрезков, прямых, строить графики элементарных функций, которые также возможно динамически изменять варьированием некоторого параметра, входящего в уравнение, а также строить перпендикулярные и параллельные заданной прямой линии, серединные перпендикуляры, биссектрисы углов, касательные, определять длины отрезков, площади многоугольников и т. д. Кроме того, координаты точек могут быть введены вручную на панели объектов, а уравнения кривых, касательные − в строке ввода при помощи соответствующих команд.

Geogebra применяется также для демонстрации теорем. Решенные с

ее помощью задачи легко просмотреть сначала в режиме презентации.

 Все перечисленные программы объединяются общими методическими подходами. В их основе: опора на наглядность; активизация работы ученика; оптимизация сочетания практических и аналитических видов деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями учеников.

 


Глава 2. Методика обучения математике с использованием компьютерных технологий

2.1 Применение компьютерных технологий в обучении математике

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению.

Путей решения данной проблемы много. Но хотелось бы остановиться лишь на одном – необходимость применения компьютерных технологий при обучении различным предметам. Особенно важно использовать информационные технологии на уроках математики, так как математика и информатика связаны теснейшим образом. Необходимость использования новых информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности становится все более осознаваемой. Трудно представить современную школу без компьютерного класса. Компьютер стал такой же необходимостью, как калькулятор, записная книжка, печатная машинка, музыкальный центр, устройство для доступа и хранения информации. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения. Данные технологии позволяют ребенку работать в своем собственном режиме, не создавая дискомфорта: «не успел», «не услышал» и т.п. Ученикам, обладающим высокими учебными возможностями, они создают условия за то же самое время получить углубленные или расширенные знания, что значительно экономит время обучаемого и обучающего. Причем ребенок сам выбирает и уровень учебного материала, который может (а главное хочет) усвоить. Полностью решается проблема «пропущенного» материала. Необходимо также отметить интерес детей к использованию компьютера. При планировании урока учителю необходимо выделить учебный материал, изучение которого будет более продуктивным при использовании компьютерных технологий. Критерии отбора такого материала разнообразны и зависят от содержания, дидактических целей, методики изложения, возраста и уровня развития учащихся и т.д.

Урок с применением современных педагогических и компьютерных технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения компьютерных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям.

 Целесообразно применять компьютер в следующих случаях:

• Тестирование качества усвоения материала;

• Отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

• Процесс обучения;

• Работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера

обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;

• Самообучение;

• Иллюстрации изучаемого материала графиками.

Использоваться компьютер может на всех этапах урока: при объяснении и закреплении нового материала, повторении и проверке его усвоения.

Для определения влияния компьютера на деятельность учащихся на уроках математики можно использовать следующие методики.

В психологической литературе выделены следующие значения отношения обучающегося к учению (к предмету): позитивное, негативное, индифферентное. Характеризуя рассматриваемую особенность, некоторые психологи (в частности, С. Маки) также говорят о подходах к учению: поверхностном, углубленном, направленном на достижение результата. Для обучающихся, которых характеризует поверхностный подход к обучению, целесообразно использовать «поддерживающее» обучение. В рамках предлагаемого подхода на уроках изучения нового материала новая информация выдается небольшими порциями в сочетании с выполнением индивидуальных компьютерно-ориентированных заданий и сопровождающим обсуждением результатов, за счет чего и поддерживается познавательная активность обучаемого. Для обучающихся, деятельность которых направлена в основном лишь на достижение результата, без должного познавательного интереса и познавательной активности, необходимо учитывать разный диапазон интересов, склонностей, способностей. Для таких (групп) обучающихся необходим индивидуальный темп изучения нового материала, возможность предоставления выбора различного уровня сложности и (или) трудности заданий, поэтому целесообразно разработать для электронных учебных материалов и предусмотреть различные варианты предъявления учебного материала и учебно-познавательных заданий (преподавателем, самостоятельно или возможность изменения уровня сложности, трудности заданий предусмотрено в педагогическом программном средстве), форму выполнения вариативных заданий (письменно, с использованием средств ИКТ), а также средств ИКТ для выполнения индивидуально-ориентированных заданий и реализации индивидуально-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению. Для обучающихся, которых отличает стремление к углубленному изучению предмета, целесообразно использовать стиль обучения не поддерживающий, а «стимулирующий», «активизирующий» к самостоятельной познавательной деятельности – самоорганизующее обучение, характеризующееся высоким уровнем самостоятельности, сформированностью умений самооценки, самопроверки. При этом роль преподавателя сводится к организации учебно-познавательной деятельности, тьюторскому сопровождению учебной деятельности, оперативной диагностике результатов деятельности. В рамках сформулированных рекомендаций приведем в табл. 3.6 вариант иллюстрации учета разных подходов к обучению при использования ИКТ. Сформулированные положения можно рассматривать как основу для формулировки методических рекомендаций по использованию ИКТ в группах обучающихся с разным подходом к обучению.

Таблица 3.6 Возможности использования ИКТ для обучающихся с разным подходом к обучению

Индивидуальные характеристики



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.