|
|||
I Организационный момент.. III Повторение пройденного. III. Новая темаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Занятие «Ориентирование по местным признакам» Цель: по окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками в определении сторон горизонта разными способами. Ход урока I Организационный момент. II Проверка Д/З ( Практическое задание дается на листочках) III Повторение пройденного -Закройте глаза. ( включается музыка, шум леса) -Что вы себе представили? (лес)- - А представьте, что вы собираете грибы или ягоды и зашли слишком далеко. -Ваши действия? - Что такое ориентирование? ( место своего нахождения)- -Назовите первого помощника ориентирования? (компас)- -Давайте еще раз вспомним как пользоваться компасом?- - Скажите, во всех ли случаях компас поможет правильно ориентироваться на незнакомой местности? ( нет : во время грозы, электропередач, в горах. -С каким способом ориентирования мы еще с вами познакомились?( солнце, звезды и луна). -Давайте вспомним как ориентироваться по солнцу! -А теперь с помощью звезд! -А как мы находим стороны света с помощью квартальных столбов? - Ребята скажите какой способ ориентирование мы еще не назвали? (ориентирование по местным признакам)- III. Новая тема Не всегда небо над головой ясное. Не всегда светит солнце или видны Луна и звезды. Поэтому необходимо уметь определять направления и по другим признакам. В природе есть и много других признаков, по которым можно определить стороны света. -Сегодня тема нашего урока «Ориентирование по местным признакам». Растительному и животному миру свойственны некоторые особенности, которые могут быть использованы при определении сторон горизонта. Однако ориентирование по растениям и животным менее надежно, чем простейшие астрономические приемы, поэтому пользоваться ими можно только в крайних случаях, например, в пасмурную погоду, когда не видно ни солнца, ни звезд. Многие приемы ориентирования получили широкую известность, хотя в их основу положены ошибочные представления. Например, часто приходится слышать и читать, что у деревьев с южной стороны кроны более пышны, чем с северной, и это может служить указателем сторон горизонта. Ветви развиваются сильнее не с южной стороны, а в сторону свободного пространства. А вот если дерево стоит одно то самые густые ветви, как правило растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей.
Знакомимся с 1-ым ориентиром – это муравейник. Муравейники почти всегда построены к югу от ближайших деревьев, пней и кустов; южная сторона муравейника более отлога, севернее круче. Мох и Лишайники всегда развиты преимущественно на северной стороне стволов деревьев, пней, камней. Стремление мхов и лишайников развиваться в тени позволяет использовать для ориентирования не только деревья, но и деревянные строения, большие камни и скалы. Другим небольшим ориентиром может служить кора деревьев, которая обычно грубее и темнее с северной стороны. Особенно ярко это выражено у березы. Кора березы светлее и эластичнее с южной стороны. Стволы сосен покрываются вторичной коркой, которая образуется на северной стороне в первую очередь и заходит выше; это особенно четко видно после дождей, когда корка набухает и чернеет. В жаркое время смола на стволах хвойных деревьев выступает обильнее с южной стороны. Трава весной на северных окраинах полян в лесу растет гуще, к югу от пней, стволов, больших камней трава более густая и высокая. Летом при длительно жаркой погоде трава к югу от всех этих экранов раньше желтеет и сохнет. Ягоды и плоды при созревании раньше окрашиваются с южной стороны. Грибы обладают следующей особенностью: родятся на северной стороне дерева, а на южной стороне, особенно в сухое время, грибов почти не бывает. Влажность почвы около больших камней, отдельных строений, пней служит своего рода ориентиром- летом более увлажнена с севера от этих предметов, чем с юга. Снег быстрее подтаивает на южных склонах холмов и гор, чем круче склон тем чаще появляются проталины. Корни деревьев раньше показываются из-под снега с южной стороны. Постоянно господствующие ветры могут служить ориентиром для некоторых местностей, только надо знать их направление. В горах на границе леса ветви деревьев часто вытянуты по ветру и похожи на флаг. Со стороны господствующего ветра столбы и деревянные строения скорее разрушаются и изменяют окраску. Ветер производит шлифовку камней, выдувает ниши и карнизы на каменистых и открытых склонах. Формы рельефа, создаваемые благодаря деятельности ветра, - барханы и дюны, также могут служить ориентиром. Зимой можно определить направления по гребням застругов, идущим перпендикулярно ветру. Заструга– нанесенная ветром снежная или песчаная гряда в ветровой тени каких-либо предметов или на открытой местности, высотой от нескольких сантиметров до многих метров, как правило с острым гребнем. Заструги на открытой местности обычно обрывисты с подветренной стороны. ПРОЧИЕ ПРИЗНАКИ Бабочки садятся отдыхать , то обычно складывают крылья, инстинктивно выбирая такое положение, чтобы солнце светило на них строго вниз, тогда тень от крыльев превращается в узкую линию. Если бабочка долго сидит на одном месте и переместившееся солнце начинает светить ей в бок, то она меняет положение, поворачивает крылья узким краем к солнцу, поэтому крылья отдыхающих бабочек рано утром, как правило, бывают направлены к востоку, в полдень- югу, а вечером к западу. Перелетные птицы весной летят на север, а осенью на юг. Суслик-правильное направление суслика может определить норка.Грызуны вход в свое жилище делают с южной стороны. Тюлени- совершают сезонные кочевья с севера на юг. Цветы подсолнуха и череды поворачиваются вслед за солнцем. Из построек всегда правильно ориентированные церкви: православные церкви обращены алтарем на восток и колокольней на запад; приподнятый край нижней перекладины креста на куполе церкви обращен к югу, опущенный к северу.
|
|||
|