|
|||
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2018/19 ГГ.Стр 1 из 2Следующая ⇒ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2018/19 ГГ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ЛИТЕРАТУРА 9 КЛАСС
Инструкция по выполнению задания Участники школьного этапа олимпиады по литературе выполняют два типа заданий: аналитическое (комплексный анализ текста) и творческое. Время выполнения заданий – 3 астрономических часа. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов.
Аналитическое задание
Участнику олимпиады предлагается провести комплексный анализ художественного текста. Анализируя его, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков. Ученик сам определяет методы и приёмы анализа, структуру и последовательность изложения своих мыслей.
Бунин Иван Алексеевич Роза Иерихона
В знак веры в жизнь вечную, в воскресение из мертвых, клали на Востоке в древности Розу Иерихона в гроба, в могилы. Странно, что назвали розой да еще Розой Иерихона этот клубок сухих, колючих стеблей, подобный нашему перекати-поле, эту пустынную жесткую поросль, встречающуюся только в каменистых песках ниже Мертвого моря, в безлюдных синайских предгориях. Но есть предание, что назвал ее так сам преподобный Савва, избравший для своей обители страшную долину Огненную, нагую мертвую теснину в пустыне Иудейской. Символ воскресения, данный ему в виде дикого волчца, он украсил наиболее сладчайшим из ведомых ему земных сравнений. Ибо он, этот волчец, воистину чудесен. Сорванный и унесенный странником за тысячи верст от своей родины, он годы может лежать сухим, серым, мертвым. Но, будучи положен в воду, тотчас начинает распускаться, давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то! Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память! Так утешаюсь и я, воскрешая в себе те светоносные древние страны, где некогда ступала и моя нога, те благословенные дни, когда на полудне стояло солнце моей жизни, когда, в цвете сил и надежд, рука об руку с той, кому бог судил быть моей спутницей до гроба, совершал я свое первое дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во святую землю господа нашего Иисуса Христа. В великом покое вековой тишины и забвения лежали перед нами ее Палестины - долы Галилеи, холмы иудейские, соль и жупел Пятиградия. Но была весна, и на всех путях наших весело и мирно цвели всё те же анемоны и маки, что цвели и при Рахили, красовались те же лилии полевые и пели те же птицы небесные, блаженной беззаботности которых учила евангельская притча... Роза Иерихона. В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого - и вот опять, опять дивно прозябает мой заветный злак. Отдались, неотвратимый час, когда иссякнет эта влага, оскудеет и иссохнет сердце - и уже навеки покроет прах забвения Розу моего Иерихона. __________________________________________ Иерихон — город в Палестине, существовавший в 7—2 тысячелетиях до н.э. По имени города назван цветок, о котором идет речь в рассказе. Мертвое море — бессточное соленое озеро на территории Израиля и Иордании, в которое впадает река Иордан. Из-за высокой солености органической жизни в озере нет (за исключением некоторых видов бактерий). Жупел — по библейским представлениям, горящая сера в аду. Иудейская пустыня — примыкает к южной оконечности Мертвого моря. Волчец — колючие травы. "..лежали перед нами ее Палестины..." — слово "Палестины" здесь употреблено в разговори.чл значении: край, местность (обычно во множественном числе — "родные Палестины"); это значение взято из Библии, из Второй Книги Моисеевой, где рассказано о возвращении евреев го плена египетского в родные палестинские края. Галилея — северная часть древней Палестины. Рахиль — в Первой Книге Моисеевой - вторая жена патриарха Иакова, мать Иосифа; история любви Иакова к Рахили много раз служила материалом для произведений словесного искусства. "...красовались те же пинии полевые и пели те же птицы небесные, блаженной беззаботности которых учила евангельская притча.." — имеется в виду притча Иисуса о богатом, который собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Евангелие от Луки).
Опорные вопросы:
1) Определите основные смыслы текста, его сюжетные линии. Какие ключевые образы-символы каждого абзаца помогают понять смысл текста? 2) Охарактеризуйте образ героя-повествователя. Можно ли назвать его лирическим героем? Свой ответ обоснуйте. 3) Галилея…Гефсиманский сад, Голгофа, Палестина… Как и почему упоминает в своём произведении эти земли Бунин? Какое отношение имеют они к тому, без чего невероятно страдал писатель в изгнании, - к Родине, к России? 4) Приведите примеры метафор из текста. Какую роль в тексте играют метафоры? 5) В предпоследнем абзаце автор использует аллюзию. Найдите её. Аллю́зия (лат. allusio «намёк, шутка») — стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. Материалом при формулировке аналогии или намёка, образующего аллюзию, часто служит общеизвестное историческое высказывание или какая-либо крылатая фраза. В том числе могут использоваться библейские сюжеты. Например, название фильма «В. Давыдов и Голиаф» отсылает к широко известному библейскому сюжету про Давида и Голиафа. 6) Определите жанр текста, обоснуйте свой ответ. 7) С точки зрения литературного критика Архангельского, роза Иерихона символизирует для Бунина Россию, унесённую в сердце. Постоянное воскрешение Родины в себе – вот призвание эмигрантов. А вы согласны с позицией Архангельского?
|
|||
|