|
|||||
Содержание верного ответа и указания по оцениванию ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы | ||||
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | |||||
1. Наличие покровных тканей и кутикулы, которые предотвращают излишнее испарение жидкости. 2. Наличие механических тканей и массивной древесины, которые позволяют поддерживать вертикальное положение в пространстве 3. Появление проводящей системы, которая эффективно доставляет воду и минеральные соли даже на 100 м вверх по стволу 4. Появление специализированных генеративных органов (семя, шишки), которые обеспечивают лучшею сохранность зародыша | |||||
Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит | |||||
биологических ошибок | |||||
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не | |||||
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два | |||||
названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |||||
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 2 | |||||
и 1 балла. | |||||
ИЛИ Ответ неправильный | |||||
Максимальный балл |
Задание №23.
ВОПРОС:
Определите какой организм представлен на рисунке. Какие структуры обозначены под цифрами 3 и 4? Как называется тип полового процесса, в который вступает данный организм?
Дайте развернутый ответ.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы | |
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | ||
1. Представленный организм – Инфузоия туфелька 2. Под цифрой 3 изображено малое ядро (микронуклеус), 4 – большое ядро (макронуклеус) 3. Половой процесс - конъюгация. Каждая из особей претерпевает мейоз микронуклеуса, макронуклеус разрушается. 2 ядра, получившиеся после деления микронуклеуса, разрушаются. Две особи инфузорий, образуют половой пиль. Одно из ядер получившееся после мейотического деления микронуклеуса мигрирует по половому пилю к партнеру. Кариогамия. | ||
Ответ включает в себя три названных выше элемента, не содержит | ||
биологических ошибок | ||
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не | ||
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три | ||
названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | ||
Ответ включает в себя только один из названных выше элементов и | ||
не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя | ||
два из названных выше элементов, но содержит биологические | ||
ошибки | ||
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, | ||
2 и 1 балла. | ||
ИЛИ Ответ неправильный | ||
Максимальный балл |
Задание №24.
ВОПРОС:
Найдите три ошибки в приведенном тексте “Гормон роста”. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Гормон роста или соматостатин является пептидным гормоном также, как и пролактин. (2) Он секретируется задней долей гипофиза. (3) Гормоном роста его называют за то, что у детей и подростков, вызывает выраженное ускорение роста костей в длину. (4) В основном влиянию этого к\гормона подвержены плоские кости. (5) Наибольшая концентрация гормона роста в плазме крови достигается во время внутриутробного развития. (6) Затем секреция постепенно понижается с возрастом. (7) Минимальная концентрация наблюдается в плазме крови пожилых людей.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
(правильный ответ должен содержать следующие позиции) | |
1 – гормон роста по-другому называется соматотропин. | |
2 – Соматостатин секретируется передней долей гипофиза | |
4 – в основном гормон роста влияет на длинные трубчатые кости | |
В ответе указаны и исправлены все ошибки | |
В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них. | |
За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы | |
не снижаются | |
В ответе указаны одна–три ошибки, исправлена только одна из | |
них. | |
За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы | |
не снижаются | |
Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены | |
неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни | |
одна из них | |
Максимальный балл |
Задание №25.
ВОПРОС:
На данный момент численность животных, относящихся к классу Амфибии, неумолимо снижается. Назовите как минимум 3 причины связанные с анатомией и физиологией этих животных, которые делают их менее конкурентноспособными по сравнению с представителями амниота.
Дайте обоснованный ответ.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
(правильный ответ должен содержать следующие позиции) | |
1. Влажная кожа и неэффективная мочевая система ограничивают местообитания амфибий только местами с высокой влажностью 2. Трехкамерное сердце – снижение концентрации кислорода в крови. Это приводит к менее эффективным метаболическим процессам. 3. Развитие в водной среде 4. Отсутствие хищников | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Задание №26.
ВОПРОС: Предположите, что произойдет с животными лесной экосистемы, если в данную местность завезут нового паразита одного из консументов первого порядка. Укажите минимум четыре последствия.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
(правильный ответ должен содержать следующие позиции) | |
1. Снизится численность данного консумента. Так как появился новый паразит. 2. На некоторое время возрастет численность продуцентов, которыми питался консумент I. 3. Возрастет численность конкурентов консумента I 4. На некоторое время снизится численность консументов II порядка | |
Ответ включает в себя четыре названных выше элементы, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает в себя три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя все названные выше элементы, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Задание №27.
ВОПРОС:
Биосинтез белка происходит на матрице иРНК и осуществляется рибосомами. Известно, что в рибосоме есть 3 сайта: А, П и Е. В каждом сайте в один момент времени может быть только 1 кодон. Установите, тРНК какой аминокислоты только что покинула рибосому, и какая аминокислота присоединится следующей, если последовательность иРНК, которая сейчас закрыта рибосомой:
5’-ГГГУАУЦУЦ-3’ и только что была присоединена аминокислота Тир. Запишите последовательность аминокислот начиная от N-конца. Установите последовательность лидирующей цепи ДНК.
Для ответа используйте таблицу генетического кода. Объясните все полученные результаты.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
(правильный ответ должен содержать следующие позиции) | |
1. В рибосоме сайты расположены в такой последовательности (если двигаться от 5’ к 3’ по цепи иРНК): Е, П, А. Аминокислота, которая будет следующей присоединена к пептиду поступает в А сайт, в П сайте синтезируется пептидная связь, а из Е сайта уходит тРНК, несвязанная с аминокислотами. Таким образом кодон ГГГ соответствует аминокислоте, тРНК которой только что покинула рибосому – Вал; ЦУЦ – соответствует следующей аминокислоте - Лей 2. Пептид прикреплен к тРНК за N-конец, поэтому синтез пептида рибосомой происходит в направлении от N к С концу. Таким образом последовательность пептида: ВалТирЛей. 3. иРНК синтезируется по принципу комплементарности с лидирующей цепи ДНК. Поэтому последовательность ДНК: 3’-ЦЦЦАТАГАГ-5’ | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Задание №28.
ВОПРОС:
В питомнике разводят кур с короткими ногами и короткими клювами. Длинноногие куры не допускаются до размножения и отправляются на продажу. В марте хозяева инкубатора насчитали 400 яиц, однако в конце месяца вылупилось всего 300 цыплят, 200 из которых оказались коротконогими и с коротким клювом, а 100 длинноногими с длинным клювом. Определите доминантный и рецессивный признаки. Объясните, почему получено только 300 цыплят? Сколько генов участвуют в наследовании признаков?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
(правильный ответ должен содержать следующие позиции) | |
100 цыплят не вылупились, так как в одном из своих проявлений ген летален. Поскольку в результате скрещивания мы получили расщепление, то родители были гетерозиготами. Среди потомков мы наблюдаем появление новых признаков, которых не было у родителей: длинные ноги и клюв. Эти признаки рецессивные по определению (так как не наблюдаются у гетерозиготных особей). Таким образом, в данном задании мы видим 3 фенотипических проявления: летальность (100 цыплят не вылупились), коротконогие и с коротким клювом (200 цыплят), длинноногие с длинным клювом (100 цыплят). Наблюдаемое расщепление (1):2:1. Следовательно мы имеем дело с моногибридным скрещиванием (участвует 1 ген). Aa – коротконогие с коротким клювом; aa – длинноногие с длинным клювом; AA – леталь. | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|