Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Как пользоваться пособием. с максимальной эффективностью



Как пользоваться пособием

с максимальной эффективностью

• Логопед выбирает рассказ, наиболее соответствующий этапу обучения, индивидуальным и произносительным возможностям ребенка. Быстрой ориентировке в звуко­вом составе рассказа поможет фонетическая символи­ка,данная нами в верхней части каждого листа с текстом.

• Взрослый (логопед либо, по его заданию, воспитатель или родитель) выразительно читает ребенку весь рассказ це­ликом. В это время ребенок рассматривает картинку к рас­сказу и усваивает его содержание.

• Взрослый выясняет, насколько понят ребенком смысл все­го рассказа, а также отдельных слов и выражений (оркест­ранты, фрак, арфа, снимать мерку и др.). Особое внима­ние уделяется анализу рассказов со скрытым смыслом («Первый концерт», «Воробей на крыше», «Смешной фрак», «Карнавальный костюм» и пр.). При необходимости дается нравственная оценка поступков героев. Важно, чтобы та­кая работа проводилась перед заучиванием текста. Таким образом, обеспечивается его смысловая доступность.

• Заучивание рассказа (сказки) проводится путем повто­рения предложений по одному, а при необходимости — по два или по три. Затем весь текст повторяется цели­ком. Очень важно, чтобы на этом этапе и взрослый, и ре­бенок произносительно выделялиосновной автомати­зируемый звук (в каждом рассказе он выделен жирным шрифтом).

• Рассказ или сказка, снабженные сюжетной картинкой, — прекрасная база для различных лексико-грамматических упражнений.Например, можно предложить ребенку выб­рать из рассказа маленькие слова (предлоги), закончить предложения по их началу, поупражняться в согласовании слов, словообразовании и словоизменении. Однако следу­ет помнить, что при выполнении лексико-грамматических упражнений ребенок пользуется не заученной, а самосто­ятельной речью.Автоматизация вызванного звука в этом виде речи относится к заключительному этапу.


• Когда рассказ выучен, на его базе полезно поработать над
совершенствованием связной речи.Можно предложить
ребенку:

— подробно описать предметы, объекты, героев, местность, время года и пр.;

— добавить в рассказ предшествующие или последующие события;

— составить аналогичный рассказ со сменой времени дей­ствия;

— рассказать услышанную историю от первого лица или лю­бого из действующих лиц и т.п.

Однако следует помнить, что во всех названных упражнениях ребенок будет пользоваться самостоятельной речью,т.е. бо­лее сложной по сравнению с заученной. Автоматизация вызван­ного звука в этом виде речи относится к последнему — заключи­тельному этапу.

• И, наконец, если ребенок уже овладел грамотой, можно
использовать наши рассказы и сказки для самостоя­
тельного чтения.
Детям с нарушением произношения
полезно читать тексты, насыщенные автоматизируемым
звуком.

Успехов вам!

Отличник просвещения, логопед высшей квалификации

Ткаченко Т.А.

 


 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.