|
|||
Как пользоваться пособием. с максимальной эффективностьюКак пользоваться пособием с максимальной эффективностью • Логопед выбирает рассказ, наиболее соответствующий этапу обучения, индивидуальным и произносительным возможностям ребенка. Быстрой ориентировке в звуковом составе рассказа поможет фонетическая символика,данная нами в верхней части каждого листа с текстом. • Взрослый (логопед либо, по его заданию, воспитатель или родитель) выразительно читает ребенку весь рассказ целиком. В это время ребенок рассматривает картинку к рассказу и усваивает его содержание. • Взрослый выясняет, насколько понят ребенком смысл всего рассказа, а также отдельных слов и выражений (оркестранты, фрак, арфа, снимать мерку и др.). Особое внимание уделяется анализу рассказов со скрытым смыслом («Первый концерт», «Воробей на крыше», «Смешной фрак», «Карнавальный костюм» и пр.). При необходимости дается нравственная оценка поступков героев. Важно, чтобы такая работа проводилась перед заучиванием текста. Таким образом, обеспечивается его смысловая доступность. • Заучивание рассказа (сказки) проводится путем повторения предложений по одному, а при необходимости — по два или по три. Затем весь текст повторяется целиком. Очень важно, чтобы на этом этапе и взрослый, и ребенок произносительно выделялиосновной автоматизируемый звук (в каждом рассказе он выделен жирным шрифтом). • Рассказ или сказка, снабженные сюжетной картинкой, — прекрасная база для различных лексико-грамматических упражнений.Например, можно предложить ребенку выбрать из рассказа маленькие слова (предлоги), закончить предложения по их началу, поупражняться в согласовании слов, словообразовании и словоизменении. Однако следует помнить, что при выполнении лексико-грамматических упражнений ребенок пользуется не заученной, а самостоятельной речью.Автоматизация вызванного звука в этом виде речи относится к заключительному этапу. • Когда рассказ выучен, на его базе полезно поработать над — подробно описать предметы, объекты, героев, местность, время года и пр.; — добавить в рассказ предшествующие или последующие события; — составить аналогичный рассказ со сменой времени действия; — рассказать услышанную историю от первого лица или любого из действующих лиц и т.п. Однако следует помнить, что во всех названных упражнениях ребенок будет пользоваться самостоятельной речью,т.е. более сложной по сравнению с заученной. Автоматизация вызванного звука в этом виде речи относится к последнему — заключительному этапу. • И, наконец, если ребенок уже овладел грамотой, можно Успехов вам! Отличник просвещения, логопед высшей квалификации Ткаченко Т.А.
|
|||
|