Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РЬ (сонорные).



 

УДК 373

ББК 74.902+ 74.100.5 Т48

 

 

                                                                                                                                           Библиотека практикующего логопеда

Ткаченко Т А

          Учим произносить правильно

Т48        Фонетические рассказы с картинками. Звуки С, СЬ. — М.:

АРКТИ, 2004. — 33 с: ил. (Биб-ка практикующего логопеда:                                Татьяна Александровна Ткаченко

Учим произносить правильно).                                                                  ФОНЕТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ С КАРТИНКАМИ

15ВЫ 5-89415-377-8                                                                                                                                                     Звуки С, СЬ

                                                                                                                                                                                                      Главный редактор И.Ю. Синельников

В пособии представлены 15 рассказов и сказок, модифициро-

ванных либо составленных известным московским логопедом-

практиком с целью автоматизации правильного произношения у          Ответственный за выпуск И.Ю. Синельников

дошкольников и младших школьников. Все тексты снабжены спе-                                                                                                                                                     Редактор  В.Ю. Дремин

циальной фонетической символикой, а также цветными сюжетны-                                                                                                                                                 Корректор Ю. В . Петрова

ми картинками, обеспечивающими наглядную базу для коррекции                                                                                                                                                    Верстка СИ. Чорненькии

звукопроизношения, развития лексико-грамматических представ-                       Дизайн обложки А.Г. Чувасов

лений и связной речи детей.                                                                                      Лицензия серия ИД № 04186 от 06.03.2001

УДК 373                                     Подписано к печати 03.02.2003. Формат 60x90/8. Объем 4 п.л.

ККк" 74 Р09 + 7Д 1ПП Ч     Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Тираж 5000 экз. Заказ № 340.

Налоговая льгота (Постановление Правительства РФ№ 41 от 23.01.03).

Издательство «АРКТИ»
©ТкаченкоТА, 2004                           125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, кор. 2

15ВЫ 5-89415-377-8                                           ©АРКТИ, 2004                                                       Тел.: (095)742-1848

ФГУП «Фабрика офсетной печати № 2» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 141800, г. Дмитров, Московской обл., ул. Московская, 3

 

 

Советы автора                                                                                 Ранее в специальной литературе уже публиковались рассказы

                                                                                                                авторов: А.Н. Ассмус, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, А.И. Богомоло-

                                                                     вой, Е.А. Алифановой, Н.Е. Егоровой и др.
Уважаемые педагоги и родители!                                                    Отдавая должное значимости пособий перечисленных авто-

 Неправильное произношение у детей бывает либо самостоя-                 ров, отметим, что рассказы в них являются лишь небольшой со-

тельным дефектом речи, либо является составной частью более         ставной частью и не могут обеспечить полностью потребности

сложных нарушений, таких как алалия, дизартрия, ринолалия,          практикующих логопедов,
общее недоразвитие речи и пр.                                                                   При работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, ког-

И в том и в другом случае логопед, вслед за вызыванием* чис-      да автоматизация одного или группы звуков может длиться не-

того, устойчивого звука, занимается автоматизацией (закрепле-          сколько месяцев, постоянно ощущается необходимость в новых

нием) правильного произношения.                                                          текстах. Мы подобрали именно то количество рассказов, которое

Автоматизируется звук в строго определенной последовательно-   окажется достаточным для коррекции недостатков звукопро-

сти: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказах.  изношенияпри самой сложной и полиморфной его патологии.

Рассказы — это вид связной речи, наиболее близкий к разго-                Составляя рассказы и сказки, мы стремились разнообразить

верному (в отличие от стихов). Воспроизводя рассказы, ребенок         их тематическую палитру,с тем чтобы максимально расширить

окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а затем пе-        лексические рамки детской речи. Это особенно важно для детей

реносит его в самостоятельные высказывания.                                       с общим недоразвитием речи.

Очень важно, чтобы ребенок повторял и заучивал рассказы                    В группах названного профиля, когда в первом периоде обу-

дословно.В противном случае, произвольно пересказывая текст,       чения дети произносят правильно только самые простые соглас-

ребенок может употребить те слова, звуки в составе которых еще      ные звуки: М, Н, В, Ф, П, Б, Д, Т, Г, К, X, их мягкие варианты* (и

не скорректированы.                                                                                 все!), логопеду бывает особенно сложно подобрать рассказы для

Однократное употребление дефектных звуков не опасно. Од-         работы. Такие тексты мы поместили в альбом «Фонетические рас-

нако при многократном повторении как правильно, так и непра-          сказы с картинками. Звук ЛЬ».

вильно произносимые звуки автоматизируются. Т.е., закрепляя                 Каждый рассказ (во всех альбомах) максимально насыщен

один правильный звук (например, ЛЬ), взрослый одновременно           автоматизируемым звуком.В части рассказов исключены сме-

будет закреплять неправильное, дефектное произношение не-            шиваемые с основным, оппозиционные или более сложные зву-

скольких более сложных звуков. Такое положение недопустимо!        ки. Определить текст, наиболее подходящий для каждого ребен-

На важность соблюдения этого принципа (принципа фонети-            ка (с учетом его произносительных возможностей и этапа обуче-

ческой доступности)указывали многие авторы: Ф.Ф. Рау,                  ния), позволяет наша фонетическая символика.
Е.Ф. Рау, М.Е. Хватцев, Н.А. Никашина, Г.А. Каше и др. К сожале-     В символике мы используем не все звуки, а только те, произ-

нию, этот важнейший принцип логопедии нередко игнорируется         ношением которых дети (4-6 лет) не овладевают в подавляющем

как в специальной литературе, так и на практике.                                  большинстве случаев. Для краткости назовем перечень таких зву-

Следовательно, для эффективности коррекционной работы слож-   ков основным фонетическим рядом.Итак, наша символика ох-

ные звуки следует вводить в заучиваемые тексты постепенно, по        ватывает следующие звуки основного фонетического ряда: С,

мере их уточнения.                                                                                   СЬ*, 3, ЗЬ, Ц (свистящие); Ш, Ж, Ч, Щ (шипящие); ЛЬ, Л, Р,

——---------                                                                                                 РЬ (сонорные).

Термин «вызывание звука», по нашему представлению, более пред-            __________

почтителен, чем «постановка звука», особенно в случаях коррекции про-                 * Все мягкие согласные звуки мы обозначаем с помощью мягкого зна-

изношения по подражанию.                                                                            ка, чтобы было понятно любому читателю.

Буквы, соответствующие названным звукам, помещены нами                              логопеду не придется переписывать рассказы для домашних за-
в верхней части каждой страницы с текстом. Различные их ком-                               нятий с ребенком, а работа родителей, в свою очередь, окажется
бинации и составляют авторскую фонетическую символику,                                      более продуктивной,
заключающуюся в следующем:                                                                               Напомним, что только при совместной работе логопеда и ро-

— буквы в левом верхнем углу страницы символизируют ос-                           дителей коррекционный эффект окажется наилучшим, новные новные автоматизируемые звуки;                           Альбомы с фонетическими рассказами можно использовать не

— буквы со знаком «плюс» указывают на звуки, которые, по-                           только на индивидуальных занятиях по коррекции недостатков мимо основных, присутствуют в тексте;            звукопроизношения у детей, но и на групповых логопедических

— буквы со знаком «минус» указывают на звуки, отсутствую-                         занятиях.

щие в тексте.                                                                                                   Рекомендуем данное пособие воспитателям массовых групп

Такая фонетическая символикасущественно облегчает ло-                                детских образовательных учреждений для занятий по звуковой гопеду выбор рассказа, наиболее подходящего для ребенка на                                   культуре речи, данном этапе обучения.

Заметим, что количество звуков, указанное в символике со знаками «плюс» или «минус», отражает уровень сложности тек­ста с произносительной точки зрения.

Чем больше звуков (из основного фонетического ряда) указа­но со знаком «минус», тем легче ребенку произносить текст, так как отмеченные звуки в нем не использованы.

Чем больше звуков указано со знаком «плюс», тем большая звуковая нагрузка ложится на ребенка, а текст оказывается слож­нее в произносительном плане.

Рассказ выбирается логопедом с учетом того звука, автома­тизация которого на данном этапе коррекции произношения бо­лее предпочтительна.

Пособие снабжено цветными иллюстрациями.Немало­важно, что каждая из них помещена на том же развороте, что и текст, причем с левой стороны, т.к. ребенок обычно сидит во время индивидуальных занятий слева от взрослого. Рассмат­ривая картинку, ребенок эмоционально полнее воспринимает содержание текста, что, естественно, увеличивает обучающий эффект.

Обращаем внимание логопедов на то, что желательно, чтобы родители имели дома набор пособийс фонетическими рас­сказами на все нарушенные у ребенка звуки.В таком случае

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.