|
|||
РЬ (сонорные).Стр 1 из 4Следующая ⇒
УДК 373 ББК 74.902+ 74.100.5 Т48
Библиотека практикующего логопеда Ткаченко Т А Учим произносить правильно Т48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки С, СЬ. — М.: АРКТИ, 2004. — 33 с: ил. (Биб-ка практикующего логопеда: Татьяна Александровна Ткаченко Учим произносить правильно). ФОНЕТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ С КАРТИНКАМИ 15ВЫ 5-89415-377-8 Звуки С, СЬ Главный редактор И.Ю. Синельников В пособии представлены 15 рассказов и сказок, модифициро- ванных либо составленных известным московским логопедом- практиком с целью автоматизации правильного произношения у Ответственный за выпуск И.Ю. Синельников дошкольников и младших школьников. Все тексты снабжены спе- Редактор В.Ю. Дремин циальной фонетической символикой, а также цветными сюжетны- Корректор Ю. В . Петрова ми картинками, обеспечивающими наглядную базу для коррекции Верстка СИ. Чорненькии звукопроизношения, развития лексико-грамматических представ- Дизайн обложки А.Г. Чувасов лений и связной речи детей. Лицензия серия ИД № 04186 от 06.03.2001 УДК 373 Подписано к печати 03.02.2003. Формат 60x90/8. Объем 4 п.л. ККк" 74 Р09 + 7Д 1ПП Ч Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Тираж 5000 экз. Заказ № 340. Налоговая льгота (Постановление Правительства РФ№ 41 от 23.01.03). Издательство «АРКТИ» 15ВЫ 5-89415-377-8 ©АРКТИ, 2004 Тел.: (095)742-1848 ФГУП «Фабрика офсетной печати № 2» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 141800, г. Дмитров, Московской обл., ул. Московская, 3
Советы автора Ранее в специальной литературе уже публиковались рассказы авторов: А.Н. Ассмус, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, А.И. Богомоло- вой, Е.А. Алифановой, Н.Е. Егоровой и др. Неправильное произношение у детей бывает либо самостоя- ров, отметим, что рассказы в них являются лишь небольшой со- тельным дефектом речи, либо является составной частью более ставной частью и не могут обеспечить полностью потребности сложных нарушений, таких как алалия, дизартрия, ринолалия, практикующих логопедов, И в том и в другом случае логопед, вслед за вызыванием* чис- да автоматизация одного или группы звуков может длиться не- того, устойчивого звука, занимается автоматизацией (закрепле- сколько месяцев, постоянно ощущается необходимость в новых нием) правильного произношения. текстах. Мы подобрали именно то количество рассказов, которое Автоматизируется звук в строго определенной последовательно- окажется достаточным для коррекции недостатков звукопро- сти: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказах. изношенияпри самой сложной и полиморфной его патологии. Рассказы — это вид связной речи, наиболее близкий к разго- Составляя рассказы и сказки, мы стремились разнообразить верному (в отличие от стихов). Воспроизводя рассказы, ребенок их тематическую палитру,с тем чтобы максимально расширить окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а затем пе- лексические рамки детской речи. Это особенно важно для детей реносит его в самостоятельные высказывания. с общим недоразвитием речи. Очень важно, чтобы ребенок повторял и заучивал рассказы В группах названного профиля, когда в первом периоде обу- дословно.В противном случае, произвольно пересказывая текст, чения дети произносят правильно только самые простые соглас- ребенок может употребить те слова, звуки в составе которых еще ные звуки: М, Н, В, Ф, П, Б, Д, Т, Г, К, X, их мягкие варианты* (и не скорректированы. все!), логопеду бывает особенно сложно подобрать рассказы для Однократное употребление дефектных звуков не опасно. Од- работы. Такие тексты мы поместили в альбом «Фонетические рас- нако при многократном повторении как правильно, так и непра- сказы с картинками. Звук ЛЬ». вильно произносимые звуки автоматизируются. Т.е., закрепляя Каждый рассказ (во всех альбомах) максимально насыщен один правильный звук (например, ЛЬ), взрослый одновременно автоматизируемым звуком.В части рассказов исключены сме- будет закреплять неправильное, дефектное произношение не- шиваемые с основным, оппозиционные или более сложные зву- скольких более сложных звуков. Такое положение недопустимо! ки. Определить текст, наиболее подходящий для каждого ребен- На важность соблюдения этого принципа (принципа фонети- ка (с учетом его произносительных возможностей и этапа обуче- ческой доступности)указывали многие авторы: Ф.Ф. Рау, ния), позволяет наша фонетическая символика. нию, этот важнейший принцип логопедии нередко игнорируется ношением которых дети (4-6 лет) не овладевают в подавляющем как в специальной литературе, так и на практике. большинстве случаев. Для краткости назовем перечень таких зву- Следовательно, для эффективности коррекционной работы слож- ков основным фонетическим рядом.Итак, наша символика ох- ные звуки следует вводить в заучиваемые тексты постепенно, по ватывает следующие звуки основного фонетического ряда: С, мере их уточнения. СЬ*, 3, ЗЬ, Ц (свистящие); Ш, Ж, Ч, Щ (шипящие); ЛЬ, Л, Р, ——--------- РЬ (сонорные). Термин «вызывание звука», по нашему представлению, более пред- __________ почтителен, чем «постановка звука», особенно в случаях коррекции про- * Все мягкие согласные звуки мы обозначаем с помощью мягкого зна- изношения по подражанию. ка, чтобы было понятно любому читателю. Буквы, соответствующие названным звукам, помещены нами логопеду не придется переписывать рассказы для домашних за- — буквы в левом верхнем углу страницы символизируют ос- дителей коррекционный эффект окажется наилучшим, новные новные автоматизируемые звуки; Альбомы с фонетическими рассказами можно использовать не — буквы со знаком «плюс» указывают на звуки, которые, по- только на индивидуальных занятиях по коррекции недостатков мимо основных, присутствуют в тексте; звукопроизношения у детей, но и на групповых логопедических — буквы со знаком «минус» указывают на звуки, отсутствую- занятиях. щие в тексте. Рекомендуем данное пособие воспитателям массовых групп Такая фонетическая символикасущественно облегчает ло- детских образовательных учреждений для занятий по звуковой гопеду выбор рассказа, наиболее подходящего для ребенка на культуре речи, данном этапе обучения. Заметим, что количество звуков, указанное в символике со знаками «плюс» или «минус», отражает уровень сложности текста с произносительной точки зрения. Чем больше звуков (из основного фонетического ряда) указано со знаком «минус», тем легче ребенку произносить текст, так как отмеченные звуки в нем не использованы. Чем больше звуков указано со знаком «плюс», тем большая звуковая нагрузка ложится на ребенка, а текст оказывается сложнее в произносительном плане. Рассказ выбирается логопедом с учетом того звука, автоматизация которого на данном этапе коррекции произношения более предпочтительна. Пособие снабжено цветными иллюстрациями.Немаловажно, что каждая из них помещена на том же развороте, что и текст, причем с левой стороны, т.к. ребенок обычно сидит во время индивидуальных занятий слева от взрослого. Рассматривая картинку, ребенок эмоционально полнее воспринимает содержание текста, что, естественно, увеличивает обучающий эффект. Обращаем внимание логопедов на то, что желательно, чтобы родители имели дома набор пособийс фонетическими рассказами на все нарушенные у ребенка звуки.В таком случае
|
|||
|