Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВСЕ ТЕМЫ ПО ПРАВУ



ВСЕ ТЕМЫ ПО ПРАВУ

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О рекламе"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РЕКЛАМЕ

Принят
Государственной Думой
22 февраля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
3 марта 2006 года

Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

2) объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

3) товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

4) ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

5) рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

6) рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

7) рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

8) потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

9) спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

10) спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

11) социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;

12) антимонопольный орган - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

 

Виды рекламы в России:

Законодательство о рекламе выделяет следующие ее виды:

- ненадлежащая (недобросовестная и недостоверная)

- спонсорская

- социальная

- скрытая

- контрреклама

-реклама, признаваемая офертой

НЕНАДЛЕЖАЩУЮ РЕКЛАМУ законодатель определяет как не соответствующую требованиям законодательства РФ (ч.4 ст.3). Ненадлежащая реклама включает в себя недобросовестную и недостоверную рекламу.

Недобросовестная реклама:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого продукта с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

2) порочит честь, достоинство и деловую репутацию лица

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте (алкоголь, табак, оружие и т.п. – особенности рекламирования, определенные ФЗ), если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара; (зонтичные бренды).

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Недостоверная реклама содержит не соответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

11) о результатах исследований и испытаний;

12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

15) о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

СПОНСОРСКАЯ РЕКЛАМА распространяется на условии обязательного упоминания о спонсоре (п.10 ст.3 ФЗ «О рекламе»). Упоминание о спонсоре может выражаться в различной форме: заставка, рекламный ролик спонсора, анонс программы с объявлением спонсора, вручение призов.

Пример: спонсорская реклама во время прогноза погода, передачи КВН и пр.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА (СР) – информация, распространяемая любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (п.11 ст.3 ФЗ «О рекламе»).

Понятие «социальная реклама» используется только в России. Во всем мире используется понятие «некоммерческая реклама».

Социальная реклама может исходить от физических лиц, коммерческих, благотворительных организаций, фондов, церкви.

Целью СР является представление общественных и государственных интересов, направленных на достижение благотворительных целей, воспитание чувства гражданского долга, привлечение общественного внимания к социально значимым проблемам не имеет коммерческой цели. Поэтому согласно п.4 ст. 10 ФЗ «О рекламе» в СР не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и иных средствах их индивидуализации, о физических и юридических лицах, исключая упоминание об органах госвласти, иных государственных и органах местного самоуправления, которые не входят в структуру органов МСУ, о спонсорах. Это требование позволяет не отвлекать внимание граждан от социальных целей рекламы.

СР имеет гарантии на производство и распространение. Государство обязывает рекламораспространителей выделять до 5% годового объема рекламы в теле- и радиопрограммах, общей площади печатного издания, общей площади рекламной конструкции (п.3 ст.10 ФЗ «О рекламе»). Согласно нормам Гражданского кодекса РФ, устанавливающим принцип свободного договора, принуждение к заключению договора не допускается, обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ или добровольно принятым обязательством (ст.421 ГК РФ).

 

СКРЫТОЙ признается реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, например, эффект 25-го кадра.

 

За КОНТРРЕКЛАМОЙ закреплена функция восстановления нарушенных интересов граждан и юридических лиц ненадлежащей рекламой. Согласно ч.4 ст.33 ФЗ «О рекламе» лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе требовать публичного опровержения недостоверной рекламы (контррекламы). Контрреклама осуществляется за счет рекламодателя (ч.2 ст.38 ФЗ «О рекламе»).

 

РЕКЛАМА, ПРИЗНАВАЕМАЯ ОФЕРТОЙ

Согласно ст.435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, принявшим предложение. Ст.437 ГК РФ рассматривает рекламу как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

К публичной оферте можно отнести демонстрацию товаров, образцов, снимков в каталогах. Такая оферта действует в течение 2-х месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок.

Согласно ст.494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

В рекламе не допускаются:

1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла

2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами госвласти и МСУ

3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением использования в рекламе, потребителями которой являются исключительно такие работники

5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

6) распространение скрытой рекламы, которая оказывает не осознаваемое воздействие

7) размещение рекламы в учебниках для детей, дневниках и тетрадях.

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

 

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.