Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





в группе 1 ступени. Содержание программы



в группе 1 ступени

 

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

в том числе

Теоретические занятия Практические занятия
Исторический обзор развития шахмат -
Шахматный кодекс и первоначальные понятия
2.1. Шахматная игра. Доска. Фигуры. Шахматные термины -
2.2. Ходы фигур -
2.3. Пешка -
2.4. Рокировка -
2.5. Нападение и защита -
2.6. Значение короля. Шах -
2.7. Мат. Цель игры
2.8. Ничья. Вечный шах -
2.9. Пат
2.10. Ценность фигур -
2.11. Шахматная нотация
2.12. Правила поведения во время игры -
2.13. Об устаревших правилах -
Эндшпиль
3.1. Мат одинокому королю
3.2. Мат ладьей
3.3. Мат ферзем
3.4. Мат двумя слонами
3.5. Непосильная задача для двух коней -
Учебные партии Анализ партий и типовых позиций -
Сеансы одновременной игры -
Упражнения, конкурсы решений комбинаций -
Квалификационные турниры -
Контрольные испытания -
  Итого:

 

Содержание программы

 

Раздел 1. Исторический обзор развития шахмат. Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Распространение шахмат на Востоке.

 

Раздел 2. Шахматный кодекс и первоначальные понятия.

Тема 2.1. Шахматная игра. Доска. Фигуры. Шахматные термины.Элементы шахматной доски. Название фигур, их расстановка в начале партии. Начало партии. Термины: демаркационная линия, королевский фланг, ферзевый фланг, центр, фигура, шахматные силы, позиция, начальная позиция.

Тема 2.2. Ходы фигур. Передвижения по шахматной доске ладьи, слона, ферзя, короля, коня. Разноцветные слоны.

Тема 2.3. Пешка. Передвижение по шахматной доске пешки. Превращение пешки в любую фигуру своего цвета. Взятие на проходе. Сдвоенные (строенные) пешки.

Тема 2.4. Рокировка. Понятие рокировки, техника выполнения. Длинная рокировка, короткая рокировка. Условия возможности выполнения рокировки.

Тема 2.5. Нападение и защита. Понятия о нападении и защите. Способы защиты. Особенности защиты от атаки коня, пешки и короля. Особенности защиты короля.

Тема 2.6. Значение короля. Шах. Гибель короля – проигрыш всего сражения. Шах – угроза королю. Возникающие обязательства при шахе. Связка. Открытый шах. Двойной шах.

Тема 2.7. Мат. Цель игры. Что такое мат? Варианты записи победы в турнирную таблицу во время соревнований. «Бесполезное шахование». Сдача партии. Термины: спертый мат, эполетный мат. Упражнение на самостоятельную постановку мата. Упражнение на запоминание и воспроизведение типичных матовых позиций. Упражнение по придумыванию матовых позиций. 

Тема 2.8. Ничья. Вечный шах. Понятие «ничья в шахматной партии». Ничья при определенном соотношении шахматных сил. Правило 50 ходов. Трехкратное повторение одной и той же позиции. Ничья по взаимному соглашению. Вечный шах.

Тема 2.9. Пат. Понятие «пат». Пат – последствие небрежности в выигранных позициях. Пат – закономерный исход борьбы. Упражнение на запоминание распространенных позиций с вечным шахом и патом. Упражнение на поиск самостоятельного пути к ничьей при угрозе поражения.

Тема 2.10. Ценность фигур. Силы фигур. Ценность в цифровом выражении. Размен. Более качественная фигура. Материальное преимущество. Абсолютная сила фигуры. Относительная сила фигуры. Ценность коня и слона. Ценность ферзя. Жертва.

Тема 2.11. Шахматная нотация. Понятие «шахматная нотация». Запись расположения фигур. Запись партии. Примечания или комментарий. Полная нотация. Сокращенная (краткая) нотация. Запись партии в виде дробей. Печатная запись. Термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, анализ, зевок, изолированная пешка, проходная пешка, отсталая пешка. Упражнения:1.Играя партию, записать ее полной нотацией. 2. Играя партию, записать ее короткой нотацией. 3. Записать позицию, возникающую после определенных ходов. 4. Разыграть партии по предоставленным записям с чтением примечаний и комментариев.

Тема 2.12. Правила поведения во время игры. Основные, наиболее важные правила поведения, которые необходимо соблюдать любому шахматисту: тронул - ходи, руку отнял – ход сделан, будьте взаимно вежливы.

Тема 2.13. Об устаревших правилах. Не существующие или давно устаревшие правила: 1.Обязательно произносить в слух слова «шах», «гардэ» и «мат». 2. Замена первого хода пешки на два поля вперед ходами двух пешек на одно поле. 3. При достижении королем последней горизонтали, ставиться новая пешка. 4. Превращение пешки в ферзя только в два хода или не происходит вообще, пока на доске сохраняется один ферзь. 5.Пешка превращается в ту фигуру, впереди которой она стоит на начальной позиции. 6. Штрафной ход королем. 7. Требование одного из партнеров оставить в силе сделанный соперником по ошибке ход, противоречащий шахматным правилам.

 

Раздел 3. Эндшпиль.

Тема 3.1. Мат одинокому королю. Свобода короля в центре, на краю и в углу шахматной доски. Планомерное отнятие свободных полей у короля. Торопливость и небрежность грозит патом. Минимальный перевес фигурах для постановки мата одинокому королю. Процесс матования одинокого короля двумя ладьями. Процесс матования одинокого короля ферзем и ладьей. Выполнение занимающимися матования одинокого короля на демонстрационной шахматной доске при активном участии всей группы. Выполнение занимающимися матования одинокого короля в парах на своих досках.

Тема 3.2. Мат ладьей. Понятие техники реализации достигнутого преимущества. Типичные финальные позиции при матовании ладьей. Оппозиция. Цугцванг. Процесс матования одинокого короля ладьей (варианты). Возможные патовые позиции. Выполнение занимающимися матования одинокого короля на демонстрационной шахматной доске при активном участии всей группы. Выполнение занимающимися матования одинокого короля в парах на своих досках.

Тема 3.3. Мат ферзем. Типичные финальные позиции при матовании ферзем. Процесс матования одинокого короля ферзем (варианты). Увеличение опасности возникновения патовых ситуаций. Возможные патовые позиции. Выполнение занимающимися матования одинокого короля на демонстрационной шахматной доске при активном участии всей группы. Выполнение занимающимися матования одинокого короля в парах на своих досках.

Тема 3.4. Мат двумя слонами. Типичные финальные позиции при матовании двумя слонами. Процесс постановки мата двумя слонами в углу. Возможные патовые позиции. Оттеснение короля двумя слонами по краю доски в угол. Оттеснение короля двумя слонами к краю доски. Оттеснение короля двумя слонами из центра к краю доски. Выполнение занимающимися матования одинокого короля на демонстрационной шахматной доске при активном участии всей группы. Выполнение занимающимися матования одинокого короля в парах на своих досках.

Тема 3.5. Непосильная задача для двух коней. При хорошей защите мат одинокому королю двумя конями не возможен (попытки постановки мата двумя конями). Наличие у слабейшей стороны кроме короля пешек и фигур – возможность постановки мата двумя конями (варианты постановки мата).

 

Раздел 4. Учебные партии. Анализ партий и типовых позиций. Разыгрывание партий, предложенных занимающимся с последующим их анализом (сначала самостоятельным, затем предложенным). Партии между занимающимися с последующим анализом этих партий (самостоятельный, группой). Анализ часто встречающихся позиций (предложенный, самостоятельный, групповой).

 

Раздел 5. Сеансы одновременной игры. Педагог играет одновременно с несколькими занимающимися. С занимающимися играет приглашенный на занятие сильнейший шахматист.

 

Раздел 6. Упражнения, конкурсы решений комбинаций. Упражнения на освоение шахматной доски, передвижения шахматных фигур. Упражнения на развитие памяти, внимания, логического мышления, фантазии. Упражнения по решению комбинаций (шахматные задачи). Конкурсы между занимающимися по решению комбинаций (шахматных задач): личные (каждый сам за себя, решает самостоятельно), групповые (между группами, решают коллективно). Игры в «Боевые шахматы», «Битва коней».

 

Раздел 7. Квалификационные турниры. Турниры новичков, турниры объединения, командные встречи, городские, районные, областные соревнования.

 

Раздел 8. Контрольные испытания. Выполнение занимающимися предложенных письменных, либо устных заданий, направленных на проверку у них знаний шахматной нотации, терминологии, правил шахматной игры, умения решения шахматных задач (рассмотренных в процессе обучения и аналогичных), умения матования одинокого короля ферзем, ладьей и слонами.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.