![]()
|
|||||||
ГРУППА 1 ступениСтр 1 из 3Следующая ⇒
Настоящая программа разработана на основании следующей правовой документации и рекомендаций: типовая учебная программа для внешкольных учреждений по шахматам (автор - А.Н. Костьев), Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 13.01.96 г. №12-ФЗ, Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95 г. №233), Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003, устав МКОУ ДОД ДДТ «Мозаика» города Орлова. Настоящая программа спортивной направленности предназначена для шахматных объединений и содержит рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса шахматистов на учебно-тренировочном этапе подготовки. Предусматривает изучение школьниками материала по теории и истории шахмат, участие в соревнованиях, организационно-судейскую практику. Сегодня шахматы – это и спорт, и искусство, и наука. Это культурный отдых и целый мир переживаний и ощущений. Как и в других видах спорта, шахматные соревнования дают возможность человеку помериться силами. Кто больше знает и умеет, кто трудолюбивее, сообразительнее, талантливее, тот и побеждает. Занятия шахматами развивают умственные способности человека (фантазию, тренируют его память), формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие как воля к победе, решительность, хладнокровие, стойкость, выносливость, выдержка, терпение, находчивость, сосредоточенность, дисциплинированность мысли, нравственное благородство, честь, мужество, трудолюбие, даже способность к риску, наконец, учат работать с книгой. Известный советский педагог В.Сухомлинский писал: «…без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти… Шахматы должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры», в чем и заключается педагогическая целесообразность данной программы. В районе имеется ООО «Шахматы», которое может оказать помощь образовательным учреждениям района в создании материальной базы для занятий шахматами, что немаловажно при реализации данной программы. Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности через занятия шахматами.
Программный материал предполагает решение следующих основных задач: Воспитательные: - воспитание общественной активности у обучающихся; - формирование умения организации свободного времени; - развитие у них общепринятых человеческих норм и принципов поведения; - воспитание целеустремленности, духовности, уважения к историческому прошлому, патриотизма. Образовательные: - овладение воспитанниками важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов; - формирование у детей навыков работы с книгой-источником, самостоятельной исследовательской работы, умения пользоваться справочной литературой; Развивающие - развитие у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждений, скорости интеллектуальной реакции. Особенностью данной программы является: - значительное преобладание практики над теорией на первых этапах обучения; - большое внимание игре в эндшпиле в первый год обучения; - использование на занятиях информационных технологий; - использование различных игровых технологий; - разнообразие форм промежуточного контроля; - интеграция шахмат с предметами школьной программы: математикой, историей, иностранным языком, а так же – экономикой, менеджментом и др.; - доступность занятий шахматами для всех детей, независимо от их способностей и состояния здоровья; - минимальные материальные затраты в сравнении с другими видами спорта. Принимаются в шахматное объединение дети от 7 до 17 лет(новички и шахматисты-разрядники). Срок реализации программы - 6 лет. Включает в себя 3 этапа по 2 года. На каждом этапе решаются определенные задачи: - на этапе «Группа 1 ступени» решение задач направлено на привитие и поддержание интереса у обучающихся к занятиям шахматами и на овладение элементарными техническими и тактическими приемами шахматной игры. - на этапе «Группа 2 ступени» - на развитие интереса к занятиям шахматами и на углубленное изучение технических и тактических приемов шахматной игры. - на этапе «Группа 3 ступени» - на формирование навыка владения техническими и тактическими приемами игры в шахматы и навыка самоподготовки шахматиста. Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. При комплектовании групп учитывается квалификация воспитанников. Группа 1 ступени комплектуется из шахматистов-новичков. Оптимальная наполняемость этих групп до 15 человек, на теоретические и практические занятия отводится 4 часа в неделю. Группа 2 ступени комплектуется, как правило, из шахматистов, прошедших курс обучения и контрольные испытания группы 1 ступени. Оптимальная наполняемость этих групп – 10 человек, на теоретические и практические занятия отводится 6 часов в неделю. Группа 3 ступени комплектуется из шахматистов, прошедших курс обучения и контрольные испытания группы 2 ступени. Оптимальная наполняемость этих групп – 8 человек, на теоретические и практические занятия отводится 6 ч в неделю. Если занимающийся осваивает материал быстрее и для поддержания его интереса к игре шахматы, а так же дальнейшего развития необходим переход на следующий уровень обучения, он может быть переведен в следующую учебную группу (на ступень выше). В зависимости от расписания занятий и графика квалификационных соревнований шахматисты группы 3 ступени могут посещать объединение до 4-5 раз в неделю (т.е. сверх расписания). Группы разновозрастные, что позволяет использовать помощь старших школьников в организации учебного процесса на занятиях. Занятия состоят из теории и практики. Содержание теории: история развития шахмат, шахматный кодекс, судейство и организация соревнований, основы методики тренировки шахматиста, спортивный режим шахматиста, знакомство с российской и зарубежной шахматной литературой, игра в дебюте, игра в миттельшпиле и игра в эндшпиле. Под практикой подразумеваются: учебные партии, квалификационные соревнования для членов шахматного объединения (турниры новичков, групп 1, 2, 3 ступеней, командные встречи, городские, районные, областные соревнования), анализ партий и типовых позиций, конкурсы решений комбинаций, упражнения. Основными принципами организации деятельности по программе являются: сознательности и активности обучаемых, научности обучения, системности, последовательности и преемственности обучения, наглядности, доступности учебной информации. Ожидаемый результат: – всестороннее развитие личности ребенка через умение играть в шахматы, а именно: умственных способностей (фантазия, память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, делать выводы), качеств личности (воля к победе, решительность, хладнокровие, стойкость, выносливость, выдержка, терпение, находчивость, сосредоточенность, дисциплинированность, нравственное благородство, честь, мужество, трудолюбие, способность к риску); - получение занимающимися квалификационных разрядов; - подготовки инструкторов и судей по шахматам. После освоения курса воспитанники должны: -знать историю развития шахмат, шахматный кодекс, теорию шахматной игры. - уметь использовать приобретенные знания при игре в шахматы и в повседневной жизни (быстро принимать правильные решения, находить выход в критической ситуации, уметь управлять своими эмоциями, легко устанавливать коммуникативные связи, уметь противостоять стрессам), организовывать и проводить шахматные соревнования и простейшие занятия с начинающими.
ГРУППА 1 ступени
|
|||||||
|