|
|||
Смазочная система. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Смазочная система.
Из поддона 14 масло через маслоприемник засасывается в секции 9 и 10 масляного насоса. Через канал в правой стенке бло-ка цилиндров масло из секции 9 поступает в корпус полнопоточ-ного фильтра 7, где оно очищается, проходя через два фильт-рующих элемента. Из фильтра масло поступает в главную масля-ную магистраль 6, расположенную в правой стенке картера блока цилиндров. Из главной масляной магистрали масло по каналам в перегородках блока цилиндров поступает к коренным подшипни-кам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, втулкам коромысел и по каналу в штангах клапанов к толкате-лям. К шатунным подшипникам коленчатого вала масло подается по каналам в коленчатом валу от ближайшей коренной шейки. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке кольца отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна. Из канала в задней стенке блока цилиндров масло поступает по трубке для смазки подшипников компрессора 19. Из канала в передней стенке блока цилиндров производится отбор масла для
Рис. 2.25. Схема системы смазки: 1 - фильтр центробежной очистки масла (центрифуга); 2 - кран включения масляного радиатора; 3 - перепускной клапан центрифуги; 4 - сливной клапан центрифуги; 5 - перепускной клапан фильтра тонкой очистки мас-ла; 6 - главная масляная магистраль; 7 - фильтр тонкой очистки масла; 8 -дифференциальный клапан; 9 - нагнетающая секция масляного насоса; 10 -радиаторная секция масляного насоса; 11 - предохранительный клапан на-гнетающей секции; 12 - масляный радиатор; 13 - предохранительный кла-пан радиаторной секции; 14 - поддон; 15 - гидромуфта привода вентилято-ра; 16 - термосиловой датчик; 17 - кран включения гидромуфты; 18 - топ-ливный насос высокого давления; 19 - компрессор; 20 - сапун; 21 – указа- тель уровня масла; 22 - манометр смазки подшипников топливного насоса 18 высокого давления. Из главной масляной магистрали масло под давлением подается к термосиловому датчику 16, который расположен в переднем тор- це блока цилиндров и управляет работой гидромуфты 15 привода вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидко-сти в системе охлаждения двигателя. Остальные детали и узлы двигателя смазываются разбрызгиванием и масляным туманом. Масло из радиаторной секции 10 поступает к фильтру 1 центробежной очистки, затем в радиатор 12, а из него сливается в поддон 14. При закрытии крана 2 масло из центрифуги сливается в поддон двигателя через сливной клапан 4. 3. Масляный насос (рис. 2.26) двухсекционный, шестеренча-того типа. Основная секция 2 нагнетает масло в систему смазки двигателя; радиаторная секция 6 - в фильтр центробежной очист- Рис. 2.26. Масляный насос: I - шестерня привода масляного насоса; 2 - корпус основной нагнетатель- II - дифференциальный клапан; 12 - предохранительный клапан радиатор- ной секции; 13 - регулировочные шайбы ки, а затем в масляный радиатор. Секции насоса отделены друг от друга проставкой, имеющей общее всасывающее отверстие. Ве-дущие шестерни 3 и 5 напрессованы на ведущий валик, который вращается в подшипниках скольжения, установленных в корпу-сах обеих секций. Ведомые шестерни 7 и 5 с подшипниками скольжения установлены на ось масляного насоса, которая пре-дохранена от выпадания стопорным кольцом. Предохранительный клапан 12, встроенный в корпус радиа-торной секции, отрегулирован на давление 8…8,5 кгс/см2 и пере-пускает масло из нагнетающей во всасывающую полость. Предохранительный клапан 9, встроенный одновременно в корпус 6 радиаторной и корпус 2 нагнетающей секций, отрегули-рован на давление 8…8,5 кгс/см2 и также перепускает масло из нагнетающей во всасывающую полость. Дифференциальный клапан 11, установленный в корпусе 2, предназначен для ограничения давления в главной магистрали и отрегулирован на давление начала открытия 4…4,5 кгс/см2. На-гнетающая секция насоса работает по контуру насос-поддон до тех пор, пока давление масла в системе не выровняется до нормы. Масляный насос крепится к передней перегородке нижней плоскости блока цилиндров и приводится во вращение от шес-терни коленчатого вала. Поддон картера прикреплен к блоку цилиндров болтами с пружинными шайбами. Между поддоном и блоком установлена резинопробковая прокладка толщиной 2,5 мм, обеспечивающая герметичность соединения. Масло заливается через горловину, установленную в задней части блока с правой стороны. Количе-ство масла в поддоне замеряется указателем уровня масла, на стержне которого нанесены метки «В» и «Н». Полнопоточный фильтр (рис. 2.27) очистки масла прикреп-лен тремя болтами к правой стенке блока цилиндров. 4. Масляный фильтр состоит из корпуса 1 и двух фильт-рующих элементов 2, закрытых колпаками 4. Уплотнение корпу-са производится прокладками, а уплотнение внутренней полости фильтрующего элемента - резиновым кольцом и шайбой с коль-цевыми выточками. Масса сменных фильтрующих элементов со-стоит из древесной муки на пульвербакелитовой связке.
Рис. 2.28. Фильтр центробежной очистки масла: 1 - колпачковая гайка; 2 - шайба; 3 - кол-пак фильтра; 4 - колпачковая гайка; 5 -колпак ротора; 6 - корпус фильтра; 7 -стопорная пластина; 8 - ротор; 11 - ось ротора При увеличении сопротивления фильтра (при низкой темпе-ратуре масла или засорении фильтрующих элементов) масло по-ступает в главную магистраль, минуя фильтрующие элементы, через перепускной клапан. Клапан открывается, когда разность давлений до и после фильтрующих элементов достигает 2,5…3 кгс/см2. Фильтр центробежной очистки масла - центрифуга -(рис. 2.28) установлен на передней крышке блока цилиндров с правой стороны. Нагнетаемое радиаторной секцией масло по каналу в корпу-се 6 подается к соплу в оси 9 ротора. Ротор 8 приводится во вра-щение турбиной, на лопатки которой воздействует масло, посту-пающее под давлением из сопла. Турбина расположена в расточ-ке нижней части ротора. Ротор вращается на упорном подшипнике, который устанав-ливается между упорной шайбой и распорной втулкой ротора, и закрепляется гайками. При выбросе масла из сопла оси 9 на ло-патки турбины ротор приподнимается вверх и прижимает под-шипник к упорной шайбе. Колпак 5 ротора фиксируется штифтом в верхней части ро-тора и закрепляется гайкой 4. В выточке диска ротора установле-но резиновое кольцо, уплотняющее колпак ротора. Колпак 3 фильтра уплотняется в корпусе прокладкой и за-крепляется на оси 9 гайкой 1. При снятии колпака 3 пластина 7 отжимается прижимами, при этом пальцы входят в отверстия диска ротора. Тем самым происходит стопорение ротора, что об-легчает демонтаж колпака ротора для его очистки. При давлении масла 6 кгс/см2 ротор с находящимся в колпа-ке ротора маслом вращается с частотой 5000 мин-1. Под действи-ем центробежных сил механические частицы, обладающие боль-шей плотностью, чем масло, отбрасываются к колпаку ротора, образуя плотный осадок. Этот осадок удаляют из колпака ротора при разборке центрифуги. Очищенное масло через отверстия в верхней части ротора и отверстия в верхней части оси ротора по-ступает в канал внутри оси и через трубку отвода масла направ-ляется в масляный радиатор или через сливной клапан, отрегули-рованный на давление 0,5…0,8 кгс/см2, в поддон картера. В корпусе центрифуги установлен также перепускной кла-пан, ограничивающий максимальное давление перед центрифу-гой до 6…6,5 кгс/см2. В случае повышения давления на входе фильтра перепускной клапан открывается, и масло через сливной клапан сливается в поддон. Давление на входе фильтра повыша-ется в результате засорения фильтра (большое количество осаж-даемых частиц) или большой вязкости холодного масла. Работа центрифуги проверяется на слух. При остановке двигателя ис-правная центрифуга продолжает работать еще 2…3 мин. с харак-терным звуком. Рис. 2.29. Фильтр с краном масляного радиатора: 1 - центробежный фильтр; 2 - кран 5. Масляный радиатор трубча-то-пластинчатый, двухрядный, воз-душного охлаждения. При темпера-туре выше 0 °С, а также при работе автомобиля в тяжелых дорожных условиях, необходимо включать масляный радиатор, открывая кран (рис. 2.29), находящийся на корпусе фильтра центробежной очистки масла. Масляный радиатор следует отключать от системы смазки при пуске холодного двигателя в усло-виях низкой температуры окру-жающего воздуха. Необходимо также отключать масляный радиа-тор при эксплуатации автомобиля зимой. Система вентиляции картера открытая, без отсоса газов. Картер-ные газы проходят через специаль-ный сапун-уловитель, отделяющий частицы масла от вытесняемых га-зов.
|
|||
|