Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ-740



СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ-740

Последовательность выполнения задания:

Рассмотрим отдельно систему охлаждения и смазочную систему.

Система охлаждения.

1. С помощью плаката изучите устройство и работу системы охлаждения.

2. Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитанная на постоянное применение низкозамерзающих жидкостей. В связи с этим в системе охлаждения и отопления устанавливаются резьбовые конические пробки вместо сливных кранов.

Применение в системе вместо низкозамерзающих жидкостей воды допускается только в особых случаях и только для кратковременного использования.

Система охлаждения (рис. 2.19) состоит из центробежного водяного насоса 29, трубчато-ленточного радиатора 5, расширительного бачка 22, двух термостатов 11, перепускного патрубка 8, пятилопастного осевого вентилятора 3 с кожухом и жалюзи 6. Контроль за температурой охлаждающей жидкости осуществляется двумя датчиками 13 и 19 и стрелочным указателем, расположенным на щитке приборов в кабине.

Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна быть в пределах 75…98 °С. Допускается работа двигателя при температуре не более 105 °С. Необходимый тепловой режим двигателя обеспечивается термостатами, гидравлической муфтой привода вентилятора и жалюзи.

Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жид-кости в системе охлаждения создается центробежным насосом. Из нижнего бачка радиатора охлаждения жидкость поступает во всасывающий патрубок насоса и подается через отверстия в блоке цилиндров в водяную полость левого ряда цилиндров, а через нагнетательный патрубок 9 в водяную полость правого ряда цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхней привалочной плоскости блока цилиндров поступает в водяные полости головок цилиндров.

Нагретая жидкость отводится из двигателя через водяные трубы, установленные на головках со стороны развала. На месте соединения водяных труб установлена коробка термостатов, че-рез которую жидкость в зависимости от температуры поступает или в радиатор, или непосредственно в водяной насос.


Рис. 2.19. Система охлаждения: 1 - шкив водяного насоса; 2 - ремни привода насоса и генератора; 3 - вентилятор; 4 - шкив коленчатого вала; 5 - радиатор; 6 - жалюзи; 7 - гидро-муфта привода вентилятора; 8 - перепускной патрубок; 9 - нагнетательный патрубок; 10 - верхний патрубок; 11 - термостат; 12 - термостатная пробка; 13 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 14 - соедини-тельная трубка; 15 - подводящая трубка; 16 - правая водяная труба; 17 - от-водящая трубка радиатора; 18 - впускной трубопровод; 19 - датчик контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости; 20 - заливная горло-вина с герметичной пробкой; 21 - пробка с клапанами; 22 - расширительный бачок; 23 - отводящая трубка компрессора; 24 - отводящая трубка левой водяной трубы; 25 - компрессор; 26 - левая водяная труба; 27 - головка цилиндров; 28 - блок цилиндров; 29 - водяной насос; 30 - сливной кран или пробка; 31 - нижний патрубок; 32 - трубка подвода жидкости к компрессору

Во время прогрева двигателя при температуре охлаждаю-щей жидкости до 70 °С основные клапаны термостатов плотно закрывают отверстия, сообщающие водяные полости блока цилиндров с радиатором. Охлаждающая жидкость циркулирует че­рез перепускной патрубок 8 (байпас), соединяющий полость ко­робки термостатов с всасывающим патрубком водяного насоса (малый круг циркуляции охлаждающей жидкости, рис. 2.20). В этом случае жидкость быстро нагревается. Когда ее температура будет выше 70 ± 2 °С, основные клапаны термостатов начинают открываться, и часть жидкости проходит через радиатор. При дальнейшем повышении температуры охлаждающей жидкости увеличивается открытие основных клапанов, и при температуре 83 ± 2 °С клапаны полностью открываются, одновременно пере­пускные клапаны термостатов полностью закрывают отверстия в термостатной коробке, через которые жидкость поступает в пе­репускной патрубок. С этого момента вся жидкость циркулирует через радиатор (большой круг циркуляции охлаждающей жидко­сти, рис. 2.21).

Рис. 2.20. Малый круг циркуляции охлаждающей жидкости при работе термостата: Рис. 2.21. Большой круг циркуляции охлаждающей жидкости при
активная масса
1 и 12 - стойки; 2 и 15 - клапаны; 3 - баллон; 4 -; 5 - шайба; 6 и 7 - пружины; 8 - работе термостата

обойма; 9 - диафрагма; 10 - буфер; 11 - втулка; 13 - шток; 14 - регулировочный винт; 16 - ос­нование

Температурный режим двигателя регулируется с помощью автоматической гидромуфты включения и выключения вентиля-тора.

Для удаления из системы паров жидкости и воздуха, а также для обеспечения полного заполнения всей системы охлаждающей жидкостью служит расширительный бачок, который устанавливается над двигателем в самой высокой точке системы охлаждения.

3. Термостаты с твердым наполнителем, прямым ходом клапана, с подвижным перепускным клапаном относительно термо-силового датчика предназначены для автоматического регулирования теплового режима работы двигателя. Термостаты размещены в отдельной коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда цилиндров.

Термостат состоит из латунного баллона 3 (рис. 2.20), заполненного активной массой 4 и закрытого диафрагмой 9 и буфером 10, на который опирается шток 13. Активная масса представляет собой смесь церезина и алюминиевого порошка ПАК-3.

Для удаления воздуха из полости рубашки охлаждения при ее заполнении и полного слива жидкости из системы в клапане термостата предусмотрено дренажное отверстие. Начало открытия основного клапана 15 термостата обеспечивается при температуре 70 ± 2 °С.

Если температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения ниже + 70 °С, термостат направляет весь поток охлаждаю-щей жидкости через перепускной патрубок (байпас), минуя радиатор. При этом основной клапан 15 закрыт, а перепускной 2 -открыт. При температуре в пределах 70…85 °С охлаждающая жидкость проходит как через перепускной патрубок, так и через радиатор. В это время основной и перепускной клапаны открыты частично. При температуре охлаждающей жидкости 83 ± 2 °С твердый наполнитель 4 расширяется, давит через диафрагму 9 и буфер 10 на шток 13, упирающийся в регулировочный винт 14, закрепленный в корпусе. При этом основной клапан 15, преодолевая сопротивление возвратной пружины 7, полностью открывается, а перепускной 2 - полностью закрывается.

4. Водяной насос центробежного типа обеспечивает постоянную циркуляцию жидкости в системе охлаждения.

Насос состоит из корпуса 1 (рис. 2.22), валика 14, шкива 2, двух подшипников 4 и 5, шестилопастной крыльчатки 9, напрессованной на валик, и крышки 3 с торцовым уплотнением. В корпус водяного насоса запрессовано кольцо 13 из графитовой ком-позиции, по которому работает торцовое уплотнение, состоящее из обоймы 12, резинового манжета 11 и упорного кольца 7, поджимаемого пружиной 10 к кольцу 13. Две латунные обоймы 12 предохраняют резиновый манжет от деформации при вращении. Валик 14 насоса вращается в двух шариковых подшипниках 4 и 5, которые установлены в расточках корпуса водяного насоса. Полости подшипников уплотнены резиноармированными сальниками. Крыльчатка 9 закрепляется на валике шатунной колпачковой гайкой со стопорной 1 шайбой.

Рис. 2.22. Водяной насос: 1 - корпус; 2 - шкив; 3 - крышка; 4 и 5 - шариковые подшипники; 6 - втул-ка; 7 - упорное кольцо; 8 - отверстие для выхода воздуха; 9 - крыльчатка; 10 - пружина; 11 - манжет; 12 - обойма манжета; 13 - графитовое кольцо;

14 – валик

В верхней части корпуса водяного насоса имеется отверстие 8 для выхода воздуха при заливке жидкости в систему охлажде-ния. При сборке насоса полость корпуса между подшипниками на 1/3…2/3 объема заполняется смазкой ЛЗ-31, которая удерживает-ся в полости корпуса двумя манжетами. Пополнения смазки в процессе эксплуатации не требуется.

Производительность водяного насоса при номинальной час-тоте вращения составляет 395 л/мин при сопротивлении на выво-де 3,15 кгс/см2. Водяной насос установлен в передней части дви-гателя и крепится к левому ряду цилиндров четырьмя болтами.

Вентилятор осевого типа, пятилопастный, установлен на ве-домом валу гидромуфты соосно с коленчатым валом двигателя. Приводится во вращение гидромуфтой с автоматическим управ-лением. Предусмотрена возможность размещения вентилятора вверху с клиноременным приводом от шкива гидромуфты.

Вентилятор вращается в установленном на рамке радиатора диффузоре, который уменьшает подсос лопастями воздуха с бо-ков и тем самым способствует увеличению скорости потока воз-духа, просасываемого вентилятором.

5. Автоматический привод вентилятора состоит из гидро-муфты и включателя гидромуфты.

Гидромуфта вентилятора (рис. 2.23) предназначена для пе-редачи крутящего момента от коленчатого вала к вентилятору, а также для гашения инерционных сил, которые возникают при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Располо-жена в передней крышке блока цилиндров. Передняя крышка 1 и корпус 2 соединены винтами и образуют полость, в которой ус-тановлена гидромуфта.

Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 шкива и шкив 11 соединены между собой болтами и состав-ляют ведущую часть гидромуфты, которая передает крутящий момент от коленчатого вала через шлицевой валик на шкив. Ве-дущая часть гидромуфты вращается в шариковых подшипниках 19 и 7.

Ведомое колесо 9 в сборе с валом, на котором крепится сту-пица 15 вентилятора, составляют ведомую часть гидромуфты, ко-торая передает крутящий момент на вентилятор. Ведомая часть гидромуфты вращается в двух шариковых подшипниках 13 и 4.


Рис. 2.23. Гидромуфта привода вентилятора: 1 - передняя крышка; 2 - корпус подшипника; 3 - кожух; 4, 7, 13 и 19 - ша-риковые подшипники; 5 - трубка корпуса подшипника; 6 - ведущий вал; 8 -уплотнительное кольцо; 9 - ведомое колесо; 10 - ведущее колесо; 11 -шкив; 12 - вал шкива; 14 - упорная втулка; 15 - ступица вентилятора; 16 – ведомый вал; 17 и 20 - манжеты с пружинами; 18 - прокладки

Уплотнение гидромуфты осуществляется резиновыми манжетами 17 и 20.

Внутренние поверхности ведущего и ведомого колеса отли-ты вместе с лопатками. На ведущем колесе - 33 лопатки, на ведо-мом - 32.

Включение гидромуфты производится автоматически вклю-чателем гидромуфты. При увеличении температуры активная масса, находящаяся в баллоне включателя, начинает плавиться и, увеличивая объем, перемещает шток с золотником в системе смазки двигателя. Масло поступает в полость муфты, и по мере его поступления ведущее колесо начинает вращать ведомое коле-со и ступицу вентилятора. Частота их вращения зависит от количества масла, поступившего в полость муфты.

6. Вентилятор может работать по одному из трех режимов:

  • автоматический - температура охлаждающей жидкости в двигателе поддерживается в пределах 80…95 °С, кран включения гидромуфты установлен в положение «В»;
  • вентилятор отключен - кран включателя установлен в по-ложение «О». При этом вал вентилятора может вращаться с не-большой частотой вращения;
  • вентилятор включен постоянно. Работа на таком режиме допустима лишь кратковременно, в случае возможных неисправ-ностей муфты и ее включателя.

При необходимости постоянного включения, вентилятора следует освободить контргайки двух специальных болтов креп-ления вентилятора к ступице и ввернуть болты так, чтобы они вошли в отверстия на шкиве коленчатого вала, и вновь закон-трить гайки.

При переходе на автоматический режим необходимо вывер-нуть болты и законтрить в таком положении, чтобы обеспечива-лось свободное вращение вентилятора относительно шкива и на-дежное крепление крыльчатки к ступице.

Если при работе вентилятора на первом режиме (кран вклю-чателя в положении «В») температура воды в двигателе поднима-ется выше 105 °С, необходимо отрегулировать ход штока вклю-чателя перекладыванием регулировочных шайб под термосило-вой датчик.

На новом включателе все шайбы расположены над датчи-ком. Если все шайбы переложены под датчик, термосиловой эле-мент должен быть заменен.

Включатель гидромуфты (рис. 2.24) золотникового типа ус-танавливается в передней части двигателя на нагнетательном патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.

Термосиловой датчик 15 является чувствительным элемен-том включателя, реагирующим на температуру охлаждающей жидкости.

При повышении температуры охлаждающей жидкости до 80…95 °С шток термосилового датчика перемещает золотник 5, который открывает полость в корпусе 1. Масло для работы гид-

ромуфты от насоса двигателя через сообщающиеся полости включателя подводится в полость гидромуфты. Далее через труб-ку, каналы в ведущем валу и отверстия в ведомом колесе масло поступает в межлопастное пространство. Слив масла из рабочих полостей колес происходит через отверстия в кожухе.

При понижении температуры охлаждающей жидкости ниже 80 °С золотник 5 под действием возвратной пружины 4 закрывает полость в корпусе 1 и отключает вентилятор.

Водяной радиатор трубчато-ленточный (змейковый), трех-рядный, с трубками овального сечения, расположен перед двига-телем. Водяной радиатор состоит из верхнего и нижнего бачков, остова и боковых стоек.

Верхний и нижний бачки припаиваются к остову радиатора, состоящему из трех рядов трубок. Промежутки между трубками заполнены гофрированной медной лентой, изогнутой змейкой и припаянной к трубкам. К верхнему и нижнему бачкам водяного радиатора припаяны две боковые стойки, представляющие собой стальные пластины. Вместе с нижней пластиной они образуют каркас радиатора.

В верхний латунный бачок радиатора впаян подводящий патрубок, в нижний бачок - отводящий патрубок.

Крепление радиатора эластичное. Эластичность достигается с помощью резиновых подушек, степень затяжки которых огра-ничивается распорными втулками. Крепится радиатор на автомо-биле в трех точках.

Жалюзи радиатора створчатые, управляются из кабины во-дителя. Ручка управления жалюзи расположена под щитком при-боров справа от рулевой колонки. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Закрывать жалюзи следует при прогреве, а также в случае понижения температуры охлаждающей жидко-сти при движении.

Жалюзи радиатора предназначены для регулирования пото-ка воздуха, просасываемого через решетку радиатора. Жалюзи выполнены в виде набора горизонтальных, сравнительно узких пластин из оцинкованного железа. Они объединены общей рам-кой и снабжены шарнирным устройством, обеспечивающим од-новременно поворот их около своих осей. Жалюзи прикрепляют-ся к каркасу радиатора перед охлаждающей решеткой.


Рис. 2.24. Включатель гид-ромуфты с термосиловым датчиком: 1 - корпус; 2 - крышка корпуса; 3 -шайба; 4 - возвратная пружина; 5 -золотник; 6 и 7 - уплотнительные кольца; 8 - пробка крана; 9 - рычаг пробки крана; 10 - пружина фик-сатора; 11 - фиксатор рычага; 12 -крышка пробки крана; 13 - регу-лировочные шайбы; 14 - гайка крепления термосилового датчи-ка; 15 - термосиловой датчик; 16 -уплотнительное кольцо

Расширительный бачок расположен на двигателе с правой стороны по ходу автомобиля и соединен с термостатной короб-кой, с верхним бачком радиатора, водяной полостью блока и компрессором.

Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагрева, а также позволяет контролировать степень заполнения системы ох-лаждения и способствует удалению из нее воздуха.

В горловине расширительного бачка установлена паровоз-душная пробка с двумя клапанами: впускным (воздушным) и вы-пускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения избыточное давление до 0,65 кгс/см2. Впускной клапан, нагруженный более слабой пру-жиной, препятствует созданию в системе разрежения при осты-вании двигателя. Впускной клапан открывается и сообщает сис-тему охлаждения с атмосферой при разрежении 0,01…0,13 кгс/см2.

Заливка охлаждающей жидкости в систему охлаждения дви-гателя производится через заливную горловину с герметичной резьбовой пробкой.

На автомобиле КамАЗ-5410 со спальным местом установле-на горловина, на конус которой надет гибкий резиновый шланг. Доливка производится через эту горловину. Уровень жидкости в

расширительном бачке контролируется с помощью специального краника контроля уровня.

Контроль за температурой охлаждающей жидкости в систе-ме охлаждения осуществляется указателем, установленным на щитке приборов. При возрастании температуры в системе охлаж-дения до 98°С в указателе загорается контрольная лампа аварий-ного перегрева охлаждающей жидкости. Этот сигнал предупреж-дает о том, что необходимо выяснить причину перегрева двига-теля и устранить ее.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.