Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





I РАЗДЕЛ. II РАЗДЕЛ. III РАЗДЕЛ. IV РАЗДЕЛ. V РАЗДЕЛ. ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА I. ГЛАВА II. ГЛАВА III



I РАЗДЕЛ

ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ

 

ФИО учителя: Васильева Лариса Петровна

 

Дата рождения: 25.12.1967г.

 

Образование: Могилевский государственный педагогический институт имени А.А.Кулешова 1995г.

 

Специальность по диплому: педагогика и методика начального обучения

 

Место работы: государственное учреждение образования «Средняя школа №7 г. Кричева»

 

Занимаемая должность: Учитель начальных классов

 

Дата назначения на должность: 15.08.1988г.

 

Общий стаж трудовой деятельности: 30 лет.

 

Педагогический стаж: 30 лет.

 

Общая нагрузка:26 ч.

 

Квалификационная категория, дата присвоения: высшая, 2003г.

 

УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» по программе повышения квалификации учителей начальных классов учреждений общего среднего образования «Усовершенствование профессиональной компетентности педагога и распространение передового педагогического опыта»

 

Где и когда выступал по этой теме:

Школьное методическое объединение, апрель 2018 года.


 

II РАЗДЕЛ

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Школа работает над проблемой:

 

1. Цель и задачи работы учреждения образования:

1.совершенствование работы по повышению качества образования на основе усиления практической направленности уроков. факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий через внедрение информационно-коммуникативных технологий;

2. формирование духовно-нравственных, моральных ценностей, на основе приобщения к семейной культуре через внедрение новых форм работы, активное взаимодействие с заинтересованными ведомствами и службами.

 

2. Тема методического объединения педагогов I ступени общего среднего образования

Реализация современных дидактических подходов в преподавании учебных предметов на 1 ступени общего среднего образования

 

3. Тема самообразования: Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению на уроках русского языка.


 

ЛИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Дата Содержание деятельности Итоги работы
Август Выбор методической темы по самообразованию Использование ИКТ по учебному предмету русский язык» на 1 ступени общего среднего образования
Август-сентябрь Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по теме самообразования Список литературы
Сентябрь Изучение нормативно - правовых документов Оформление папки
Сентябрь Изучение инструктивно -методических писем Министерства образования Республики Беларусь Оформление папки
В течение учебного года Изучение учебно - программной документации Организация образовательного процесса в соответствии с учебно -программной документацией

На протяжении учебного года

Изучение передового педагогического опыта по теме «Использование ИКТ по учебному предмету «Русский язык» на 1 ступени общего среднего образования Проведение уроков с использованием ИКТ
Изучение теоретического материала по теме самообразования Оформление раздела «Теоретическая часть по теме самообразования»
Участие в методическом объединении, педсоветах, совещаниях Январь, 2017 «Использование ИКТ на уроках в начальных классах»
Посещение уроков коллег с целью перенятия опыта Сентябрь, Моисеенко Е.А. русский язык«…..» Сентябрь, Егорова Т.Н. русский язык «……»

 

Цель и задачи учреждения образования «Средняя школа № 7 г. Кричева» на 2019/2020 учебный год

 

Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих высокое качество образования через максимально возможное удовлетворение образовательных запросов, создание условий развития и саморазвития личности учащегося и учителя в совокупности их индивидуальных способностей, личностных качеств, знаний и компетентности.

 

Задачи:

1. Продолжить работу по созданию условий для повышения качества образования путем реализации принципов дифференцированного обучения, обеспечения допрофильной подготовки и профильного обучения;

2. Развивать и совершенствовать электронную образовательную информационную среду учреждения образования как основного обучающего ресурса в повышении качества образования;

3. Повышать профессиональную компетентность педагогов путём сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса;

4. Продолжить работу по созданию условий для реализации способностей высокомотивированных учащихся, обеспечить их качественную подготовку к предметным олимпиадам и научно-исследовательским конкурсам;

5. Способствовать формированию правовых и социальных компетенций учащихся на основе информационно - просветительской деятельности через совершенствование правового просвещения обучающихся и их законных представителей;

6.Создавать условия для развития и укрепления материально -технической базы учреждения, его информационного пространства за счет активизации деятельности по привлечению внебюджетных средств и средств попечительского совета.

 

1. Тема: Развитие предметно – методических компетенций учителей начальных классов в условиях обновления содержания образования.

2. Тема методического объединения педагогов I ступени общего среднего образования: Развитие предметно-методических компетенций учителей начальных классов в условиях обновления содержания образования.

 

3. Тема самообразования: Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению на уроках русского языка.


 

ЛИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2019/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Дата Содержание деятельности Итоги работы
Сентябрь Изучение нормативно – правовых документов Оформление папки
Сентябрь Изучение инструктивно – методических писем Министерства образования Республики Беларусь Оформление папки

В течение учебного года

Изучение учебно-программной документации Организация образовательного процесса в соответствии с учебно-программной документацией
Подготовка раздела «Практическая часть по теме самообразования» Уроки, доклад, реферат, памятки.
Участие в методическом объединении, педсоветах, совещании. Январь, разработка урока математики «Задачи на нахождение четвертого пропорционального»
Посещение уроков коллег с целью перенятия опыта Январь, Моисеенко Е.А. математика «Решение уравнений» Февраль, Егорова Т.Н. математика «Образование трехзначных чисел. Сотня как счетная единица»
Изучение и внедрение в практику своей работы современных образовательных педагогических технологий Реализация в практической деятельности
Проведение открытых уроков, мероприятий 12.12.17г. математика «Деление двузначного числа на однозначное»
Систематизация наработанного материала и его оформление Оформление папки
Самоанализ проведения работы и ее результаты Творческий отчет по теме самообразования

 

III РАЗДЕЛ

 

Дата начала работы: сентябрь, 2018г.

 

Дата окончания работы: апрель, 2020г.

 

Цель самообразования: способствовать формированию учебных умений и навыков через внедрение информационных технологий при обучении математике младших школьников.

 

Задачи самообразования:

1. Изучить научную и методическую литературу по теме.

2. Использовать методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся с целью формирования учебных умений и навыков, академических знаний;

3. Внедрять новые формы организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;

4. Повышать качество проведения учебных занятий на основе внедрения методов и приемов активизации познавательной учащихся;

 

Предполагаемый результат:

1. проведение уроков с использованием методов и приемов формирования учебно-познавательной деятельности;

2. повышение качества преподаваемых предметов;

3. повышение уровня учебно-познавательной деятельности;

4. участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и городского МО учителей начальных классов;

5. умение оказать посильную помощь коллегам.

6. форма отчета по проделанной работе: выступление на заседании МО

6. форма самообразования: индивидуальная.


 

IV РАЗДЕЛ

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Методические рекомендации «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)», утвержденные Министерством образования Республики Беларусь от 12.06.2006 // Зборнiк нарматыуных дакументау Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. - 2006. - № 15.

3. Постановление Министерства здравоохранения от 30 мая 2006 г. № 70 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9-31 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».

4. Санитарные правила и нормы 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы». Список литературы. Список литературы.

5. Асеев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности: Дисс. … д-ра психол. наук в виде научного доклада. - М., 2009.-221с.

6. Божович Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста. // Очерки психологии детей. / Под ред.А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. - М., 2010. - С.163-183.

7. Бондарь Т.В. Особенности формирования мотивации учения младших школьников на основе уровневой дифференциации обучения. - Дисс. … канд. психол. Наук. - Краснодар, 2008.-197с.

8. Жданова Р.А. Об особенностях развития мотивации учения у младших школьников. - Ростов-на-Д., 2011.-207с.

9. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. - Л., 2008.-175с.

10. Божович Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста. // Очерки психологии детей. / Под ред.А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. - М., 2010. - С.163-183.

11. Бондарь Т.В. Особенности формирования мотивации учения младших школьников на основе уровневой дифференциации обучения. - Дисс. … канд. психол. Наук. - Краснодар, 2008.-197с.


 

V РАЗДЕЛ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений только на формирование знаний, умений и навыков приводит к неудовлетворенности общества результатами работы системы образования. Развивающееся общество вправе ждать от воспитательных институтов более глубоких педагогических результатов, определяемых возрастающим уровнем обученности, воспитанности и развития подрастающего поколения.

Современные социальные условия требуют воспитания активного человека, мотивированного достижением успеха и умеющего самостоятельно строить свою жизнь. В условиях современной модернизации образования использование возможностей новых педагогических технологий для реализации идей развивающего обучения, активизации познавательной деятельности учащихся, повышения ее эффективности и качества, подготовки подрастающего поколения к жизни в современных условиях в целом является одним из приоритетных направлений современной образовательной политики. Исходя из данной потребности современного общества, педагоги, психологи и методисты последнего десятилетия занимаются разработкой новых путей активизации познавательной деятельности учащихся. Мотивация познавательного интереса, творческой активности учащихся является одним из важнейших условий успешности учебного процесса. При этом каждый учитель в свете новых требований добивается создания положительной мотивации учения при помощи нестандартных приемов.

Актуальность проблемы организации работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, продиктована и определяется не только психолого-педагогическими, но и социокультурными детерминантами. Способная творческая личность является гарантом процветания общества, так как одарённость при благополучных условиях трансформируется в конкретную деятельность, которая способствует научно-техническому и культурному прогрессу.

Работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка, использования личностно-ориентированного, дифференцированного подхода в обучении, вовлечения учащихся в исследовательскую работу, выдвижение идей, анализа литературы и материалов сети Интернет.

Для осуществления на практике основных принципов современного образования необходимо разнообразить технологии обучения. Технологический подход в преподавании русского языка и литературы продиктован необходимостью ориентации на запросы учащихся, необходимостью подготовки выпускника школы, обладающего не только знаниями, умениями, навыками, но и такими личностными качествами, которые повысят его адаптивность в постоянно меняющихся условиях страны. Высокий уровень знаний должен нести функциональную направленность, поэтому в основе построения уроков русского языка и литературы должен доминировать деятельностный подход (вовлечение детей в познавательную деятельность: самостоятельные, проблемно-поисковые, исследовательские, творческие и практические работы, конкурсы и т.д.).

Наличие в различных классах школы детей с высоким уровнем мотивации предъявляет высокие требования к преподавательскому составу. Большой объём программного материала по русскому языку и литературе при небольшом количестве отведённого на его изучение времени требуют серьёзного подхода к его подаче. В такой ситуации для учащихся с повышенной мотивацией образовательная сторона обучения должна «уступить место» развивающей и воспитательной, т.е. обучение должно стать не простой передачей определённой суммы знаний, а процессом формирования определённого типа мировоззрения (на уроках русского языка и литературы - гуманитарного).


 

ГЛАВА I

СУЩНОСТЬ УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Для рассмотрения механизмов формирования мотивации у детей необходимо определить основные категории мотивации учения: мотив, мотивация, мотивационная сфера, учебно-познавательный мотив.

В психологии под термином "мотив" понимается не только как осознанная потребность или как предмет потребности, но может и отождествляться с собственно потребностью. К мотиву также относят инстинкты, влечения (в западной психологии - драйвы), потребности, эмоции, установки, идеалы

Философский энциклопедический словарь определяет "мотив" как "движущая сила, повод, побудительная сила"

В психологическом словаре мотив определяется, как:

1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта;

2) предметно-направленная активность определённой силы;

3) материальный или идеальный предмет, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности;

4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

По А.Н. Леонтьеву, "мотив" есть психическое образование, реальное или воображаемое, мыслимый предмет потребности, побуждающий и направляющий на себя деятельность", где термин "мотив" употреблён не для обозначения потребности, а для обозначения того объективного, в котором эта потребность конкретизируется в данных условиях и на которое направляется деятельность как на побуждающее её .

Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, т.е. всё то, в чём нашла воплощение потребность..

Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы по разным основаниям в зависимости:

а) от характера участия в деятельности (реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву);

б) от времени обусловливания деятельности (далёкая - короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову);

в) от социальной значимости (по П.М. Якобсону);

г) мотивы определённого вида деятельности: учебной;

д) от характера общения (деловые и эмоциональные, по П.М. Якобсону).

Различают мотивы:

а) внешние и внутренние мотивы по отношению к деятельности. Внешними называют мотивы, побуждающие деятельность, но не связанные с ней. Мотивы, непосредственно связанные с самой деятельностью, называют внутренними. Внешние мотивы направлены на достижение поставленной цели, результата деятельности, а внутренние - на процесс деятельности;

б) осознаваемые и неосознаваемые мотивы, когда субъект знает, ради чего им осуществляется данная деятельность;

в) понимаемые и действующие мотивы, когда субъект понимает ради чего надо выполнять данную деятельность.

Внешние мотивы делятся на:

а) общественные (мотивы долга и обязанности);

б) личностные (работа ради оценки, самоутверждения).

Внутренние мотивы делятся на:

а) процессуальные (интерес к процессу деятельности);

б) результативные (интерес к результату деятельности);

в) мотивы саморазвития (ради развития способностей).

Интерес в данном контексте понимается как потребность в эмоциональных переживаниях, которая удовлетворяется в деятельности. Под мотивами учебной деятельности школьников понимают внутренние импульсы, побуждающие школьников к внимательному отношению к своим учебным обязанностям, старательности, прилежанию, аккуратности в выполнении работы, а внешними - являются стимулы.

По С.Л. Рубинштейну "мотивация" есть детерминация деятельности изнутри личности или " организация всей системы побуждений".

В.Г. Асеев замечает, что по всеобщему признанию, мотивация включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки (или диспозиции), идеалы. Все эти мотивационные явления автор объединяет термином "побуждение".

Л.И. Божович указывает, что сущность "мотивации" состоит в совокупности мотивов, которая определяет данную деятельность.

 При рассмотрении мотивации учебной деятельности младших школьников исследователи освещают в дидактическом плане некоторые вопросы, связанные с формированием учебно-познавательной мотивации: цели учителя, психологическая подготовка обучаемых к овладению знаниями и умениями, стимулирование учебной деятельности, побуждение и руководство волей, условия организации учебной деятельности, мотивированность каждой темы и этапов урока.

 Мотивационный механизм - это система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельности. У человека нет природной предопределенности к развитию собственно человеческих мотивационных отношений, однако они могут возникнуть вследствие целенаправленного их формирования, воспитания .

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае в деятельность учения, учебную деятельность. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов: образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъектными особенностями обучающегося, субъектными особенностями педагога и системы его отношений к ученику.

Мотив и мотивация характеризуются возможностью и способностью субъекта отражать окружающую действительность. Следовательно, мотивация зависит от того, насколько полно и объективно отражается субъектом действительность. На процесс отражения могут оказать влияние биологические и социальные факторы и особые, нетипичные условия ситуации, которые выделяются такими параметрами, как:

Система мотивации деятельности включает в себя различные типы механизмов: врожденные (биологические) и приобретенные (социальные), порождающие и реализовывающие мотивацию в специфических условиях и ситуациях. Мотивационное опосредование есть способ развития собственно человеческой мотивации, который заключается в том, что воспитатель пытается переключить существующее мотивационное значение на новый предмет. Основным механизмом развития биологической мотивации считается мотивационное обусловливание, т.е. переключение эмоционального переживания в образе с фиксацией на новом содержании.

Мотивационная деятельность представляет собой качественно различные "единицы" развития мотивации, соответствующие двум главным линиям этого развития: непосредственному, спонтанному и социально контролируемому и специально организованному. Психологи выделяют два типа мотивации и поведения: внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции, которые направляют желательное или тормозят нежелательное поведение. Внутренняя - основана на достижении цели через деятельность. Оба типа мотивации могут изменять направление поведения. С изменением мотивации начинается переход к новой стадии возрастного развития.

Мотивация учебной деятельности доминирует в мотивационной сфере школьника. В учебной мотивации выделяют составляющие: потребность, смысл, мотив, цель, отношение, эмоции, интерес. Положительное влияние на познавательные процессы, значит и на личность в целом, оказывает внутренняя мотивация, которая становится движущей силой развития у него новых психических качеств. Включение ребенка в новые виды деятельности способствует разрешению возникающих противоречий, развитию сознания, которое отражается в изменениях мотивации его деятельности.

Существенное значение для нашего исследования имеет познавательная теория мотивации, которая рассматривает мотивацию человеческого поведения (деятельности) в соответствии с познанием. Мотивация достижения состоит из двух конкурирующих тенденций - боязни неудач и желания удовольствия от успеха. Исследования организации мотивационной сферы человека относятся к познавательной теории мотивации.

Таким образом, анализ литературных источников показал, что понятие "мотив" является основным в исследованиях мотивационной сферы субъекта, базовые понятия "мотив" и "мотивация" используются в разных смыслах. Теоретическое понимание процесса возникновения и усиления мотивации основано на знании и учете всего набора потребностей и организации условий по удовлетворению этих потребностей. В формировании и развитии мотивации любой деятельности оказывают влияние эмоции и чувства. В педагогическом аспекте важно в первую очередь проследить, как можно через деятельность влиять на формирование мотивации. Для этого необходимо учитывать своеобразие проявления мотивации в учебной деятельности младших    школьников.


ГЛАВА II

АКТИВИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ПОВЫШЕННУЮ МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ

 

Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений только на формирование знаний, умений и навыков приводит к неудовлетворенности общества результатами работы системы образования. Развивающееся общество вправе ждать от воспитательных институтов более глубоких педагогических результатов, определяемых возрастающим уровнем обученности, воспитанности и развития подрастающего поколения.

Актуальность проблемы организации работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, продиктована и определяется не только психолого-педагогическими, но и социокультурными детерминантами. Способная творческая личность является гарантом процветания общества, так как одарённость при благополучных условиях трансформируется в конкретную деятельность, которая способствует научно-техническому и культурному прогрессу.

Работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка, использования личностно-ориентированного, дифференцированного подхода в обучении, вовлечения учащихся в исследовательскую работу, выдвижение идей, анализа литературы и материалов сети Интернет.

Для осуществления на практике основных принципов современного образования необходимо разнообразить технологии обучения. Технологический подход в преподавании русского языка и литературы продиктован необходимостью ориентации на запросы учащихся, необходимостью подготовки выпускника школы, обладающего не только знаниями, умениями, навыками, но и такими личностными качествами, которые повысят его адаптивность в постоянно меняющихся условиях страны. Высокий уровень знаний должен нести функциональную направленность, поэтому в основе построения уроков русского языка и литературы должен доминировать деятельностный подход (вовлечение детей в познавательную деятельность: самостоятельные, проблемно-поисковые, исследовательские, творческие и практические работы, конкурсы и т.д.).

Наличие в различных классах школы детей с высоким уровнем мотивации предъявляет высокие требования к преподавательскому составу. Большой объём программного материала по русскому языку и литературе при небольшом количестве отведённого на его изучение времени требуют серьёзного подхода к его подаче. В такой ситуации для учащихся с повышенной мотивацией образовательная сторона обучения должна «уступить место» развивающей и воспитательной, т.е. обучение должно стать не простой передачей определённой суммы знаний, а процессом формирования определённого типа мировоззрения (на уроках русского языка и литературы - гуманитарного).

В наше время, когда дети перегружены огромным потоком информации из различных источников (телевидение, радио, газеты, журналы, познавательная литература, видеофильмы, ресурсы сети Интернет), задачей учителя становится проблемная подача материала для включения ученика в процесс поиска ответов на самые разные вопросы: «А почему именно так?», «Что могло привести к данной ситуации?», «В чем, на ваш взгляд, причина…?» и т.д.

В процессе проблемного обучения используются методы различного уровня сложности. Это может быть эвристическая беседа (когда перед учащимися ставится проблемная задача, а затем задается ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи). При частично-поисковом методе ученики решают проблемную задачу самостоятельно. Метод выявления причинно-следственных связей помогает добиться осознанных знаний и заложить фундамент мировоззрения учащихся. И, наконец, это может быть обращение к собственным наблюдениям учеников при общении с окружающим миром. Только разнообразные формы деятельности сделают уроки интересными и неутомительными. А психологически комфортная среда даст ребятам возможность смело высказываться, не боясь ошибиться, и испытывать удовлетворение от совместной работы.

При проведении уроков русского языка и литературы необходимо учитывать характерное для учащихся с повышенной мотивацией умение мыслить логически, их любознательность и развитый дух соперничества и использовать широкий спектр информации. Помимо традиционных уроков провожу инновационные уроки: уроки с использованием ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсии, диспуты, пресс-конференции, ролевые игры, интегрированные уроки.

Эффективным является закрепление знаний в виде заполнения сравнительных таблиц, построение логических схем, определение основных понятий. В таких условиях ребята с высокой познавательной активностью учатся свободно ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, обобщать, творчески перерабатывать её. Применяя основные логические операции, выделяют главное, учатся сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязи, искать ответы на необычные вопросы, подбирать аргументы, делать выводы. А это и есть творческое мышление, успешное овладение которым ещё сильнее мотивирует ученика к познанию.

Итак, основными методами и формами работы с учениками с повышенной мотивацией на уроках являются:

 проблемное обучение, самостоятельные, творческие работы, работа со словарями различных типов, с дополнительными источниками информации, работа со статьями литературных критиков, нестандартные проблемные темы сочинений, а также благоприятная, доброжелательная атмосфера на уроках.

В качестве домашних заданий предлагаем детям подготовить тематические презентации к урокам русского языка; к урокам литературы презентации по творчеству писателя или поэта не только с использованием ресурсов ИКТ, но и книг из серии ЖЗЛ.

Как показывает практический опыт, работа с одарёнными учащимися не может ограничиваться лишь временем уроков. Внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на более глубокое образование учеников и развитие у них творческих способностей.

Во внеурочной работе с учениками с повышенной мотивацией придерживаюсь следующих основных принципов :

- использование системы предметных олимпиад как средство мотивации учебной деятельности;

- добровольность участия;

- регулярность проведения занятий;

- разнообразие форм деятельности с преобладанием активных направлений;

- постоянный мониторинг ЗУН;

- организация преемственности (разновозрастные группы), участие в работе «ветеранов» олимпиад;

-создание и пополнение «базы данных» (олимпиадных заданий) на бумажных и электронных носителях;

- систематическая самостоятельная подготовка учащихся.

На внеурочных и неаудиторных занятиях разновозрастных групп предлагаю «ветеранам» олимпиад проявить себя в роли консультантов. Для младших школьников участие в подобной работе - не просто приобретение необходимого опыта, но и самая лучшая мотивация к учёбе.

На таких внеурочных занятиях эффективны разборы различных по уровню сложности заданий и тестов, выполнение практических работ, осуществление проектной деятельности, проведение интеллектуальных игр на эрудированность по предмету.

Особое место в работе с учащимися с высоким уровнем мотивации занимает научно-исследовательская деятельность, которая позволяет каждому участвующему в ней школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Задача учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Учащиеся в процессе научно-исследовательской деятельности изучают важнейшие методы научного познания, знакомятся с методикой обработки экспериментальных данных. К серьёзной исследовательской работе школьников приобщаю постепенно: в VIII-IX классах предоставляю им возможность выступить с небольшими сообщениями по результатам наблюдений; в профильных X-XI классах, приобретя опыт исследовательской работы, обладая достаточным багажом теоретических знаний, старшеклассники могут выполнять более серьёзные исследовательские задания.

Научно-практические конференции - заключительный этап исследовательской, творческой деятельности старшеклассников.

Таким образом, активизируя работу с учениками, имеющими повышенную мотивацию к обучению, мы можем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.


 

ГЛАВА III

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

 

Раскрыты условия, которые способствуют развитию познавательного интереса у учащихся. Представлены методы развития учебной мотивации учащихся, приемы повышения интереса к учебному материалу. Адресуется педагогам учреждений общего среднего образования.

«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

Необходимо организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:

материал урока должен быть интересен детям;

согласование расписания с особенностями возраста;

согласование темпа урока со скоростью работы всех детей

(возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).

Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.

Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму. - Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?

Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.

Работа в группах и парах.

Применение ИКТ на уроках

Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.

Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

Позитивная психологическая атмосфера урока.

Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.

В обучении должны создаваться возможности для творчества.

Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Для формирования полноценной мотивации учения школьников важно обеспечить следующие условия: обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников; организовать интересное общение детей между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; утверждать гуманное отношение ко всем ученикам - способным, отстающим, безразличным; поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками; формировать активную самооценку своих возможностей; утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию; использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учеников при возникновении у них трудностей; воспитывать ответственное отношение к учебному труду заботиться о разнообразии методов и приемов обучения.

Методы развития учебной мотивации:

1.Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.

2.Метод «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.