|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I РАЗДЕЛ. II РАЗДЕЛ. III РАЗДЕЛ. IV РАЗДЕЛ. V РАЗДЕЛ. ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА I. ГЛАВА II. ГЛАВА IIIСтр 1 из 2Следующая ⇒ I РАЗДЕЛ ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ
ФИО учителя: Васильева Лариса Петровна
Дата рождения: 25.12.1967г.
Образование: Могилевский государственный педагогический институт имени А.А.Кулешова 1995г.
Специальность по диплому: педагогика и методика начального обучения
Место работы: государственное учреждение образования «Средняя школа №7 г. Кричева»
Занимаемая должность: Учитель начальных классов
Дата назначения на должность: 15.08.1988г.
Общий стаж трудовой деятельности: 30 лет.
Педагогический стаж: 30 лет.
Общая нагрузка:26 ч.
Квалификационная категория, дата присвоения: высшая, 2003г.
УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» по программе повышения квалификации учителей начальных классов учреждений общего среднего образования «Усовершенствование профессиональной компетентности педагога и распространение передового педагогического опыта»
Где и когда выступал по этой теме: Школьное методическое объединение, апрель 2018 года.
II РАЗДЕЛ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Школа работает над проблемой:
1. Цель и задачи работы учреждения образования: 1.совершенствование работы по повышению качества образования на основе усиления практической направленности уроков. факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий через внедрение информационно-коммуникативных технологий; 2. формирование духовно-нравственных, моральных ценностей, на основе приобщения к семейной культуре через внедрение новых форм работы, активное взаимодействие с заинтересованными ведомствами и службами.
2. Тема методического объединения педагогов I ступени общего среднего образования Реализация современных дидактических подходов в преподавании учебных предметов на 1 ступени общего среднего образования
3. Тема самообразования: Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению на уроках русского языка.
ЛИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель и задачи учреждения образования «Средняя школа № 7 г. Кричева» на 2019/2020 учебный год
Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих высокое качество образования через максимально возможное удовлетворение образовательных запросов, создание условий развития и саморазвития личности учащегося и учителя в совокупности их индивидуальных способностей, личностных качеств, знаний и компетентности.
Задачи: 1. Продолжить работу по созданию условий для повышения качества образования путем реализации принципов дифференцированного обучения, обеспечения допрофильной подготовки и профильного обучения; 2. Развивать и совершенствовать электронную образовательную информационную среду учреждения образования как основного обучающего ресурса в повышении качества образования; 3. Повышать профессиональную компетентность педагогов путём сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса; 4. Продолжить работу по созданию условий для реализации способностей высокомотивированных учащихся, обеспечить их качественную подготовку к предметным олимпиадам и научно-исследовательским конкурсам; 5. Способствовать формированию правовых и социальных компетенций учащихся на основе информационно - просветительской деятельности через совершенствование правового просвещения обучающихся и их законных представителей; 6.Создавать условия для развития и укрепления материально -технической базы учреждения, его информационного пространства за счет активизации деятельности по привлечению внебюджетных средств и средств попечительского совета.
1. Тема: Развитие предметно – методических компетенций учителей начальных классов в условиях обновления содержания образования. 2. Тема методического объединения педагогов I ступени общего среднего образования: Развитие предметно-методических компетенций учителей начальных классов в условиях обновления содержания образования.
3. Тема самообразования: Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению на уроках русского языка.
ЛИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2019/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
III РАЗДЕЛ
Дата начала работы: сентябрь, 2018г.
Дата окончания работы: апрель, 2020г.
Цель самообразования: способствовать формированию учебных умений и навыков через внедрение информационных технологий при обучении математике младших школьников.
Задачи самообразования: 1. Изучить научную и методическую литературу по теме. 2. Использовать методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся с целью формирования учебных умений и навыков, академических знаний; 3. Внедрять новые формы организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся; 4. Повышать качество проведения учебных занятий на основе внедрения методов и приемов активизации познавательной учащихся;
Предполагаемый результат: 1. проведение уроков с использованием методов и приемов формирования учебно-познавательной деятельности; 2. повышение качества преподаваемых предметов; 3. повышение уровня учебно-познавательной деятельности; 4. участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и городского МО учителей начальных классов; 5. умение оказать посильную помощь коллегам. 6. форма отчета по проделанной работе: выступление на заседании МО 6. форма самообразования: индивидуальная.
IV РАЗДЕЛ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ 1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. 2. Методические рекомендации «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)», утвержденные Министерством образования Республики Беларусь от 12.06.2006 // Зборнiк нарматыуных дакументау Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. - 2006. - № 15. 3. Постановление Министерства здравоохранения от 30 мая 2006 г. № 70 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9-31 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы». 4. Санитарные правила и нормы 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы». Список литературы. Список литературы. 5. Асеев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности: Дисс. … д-ра психол. наук в виде научного доклада. - М., 2009.-221с. 6. Божович Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста. // Очерки психологии детей. / Под ред.А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. - М., 2010. - С.163-183. 7. Бондарь Т.В. Особенности формирования мотивации учения младших школьников на основе уровневой дифференциации обучения. - Дисс. … канд. психол. Наук. - Краснодар, 2008.-197с. 8. Жданова Р.А. Об особенностях развития мотивации учения у младших школьников. - Ростов-на-Д., 2011.-207с. 9. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. - Л., 2008.-175с. 10. Божович Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста. // Очерки психологии детей. / Под ред.А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. - М., 2010. - С.163-183. 11. Бондарь Т.В. Особенности формирования мотивации учения младших школьников на основе уровневой дифференциации обучения. - Дисс. … канд. психол. Наук. - Краснодар, 2008.-197с.
V РАЗДЕЛ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ВВЕДЕНИЕ
Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений только на формирование знаний, умений и навыков приводит к неудовлетворенности общества результатами работы системы образования. Развивающееся общество вправе ждать от воспитательных институтов более глубоких педагогических результатов, определяемых возрастающим уровнем обученности, воспитанности и развития подрастающего поколения. Современные социальные условия требуют воспитания активного человека, мотивированного достижением успеха и умеющего самостоятельно строить свою жизнь. В условиях современной модернизации образования использование возможностей новых педагогических технологий для реализации идей развивающего обучения, активизации познавательной деятельности учащихся, повышения ее эффективности и качества, подготовки подрастающего поколения к жизни в современных условиях в целом является одним из приоритетных направлений современной образовательной политики. Исходя из данной потребности современного общества, педагоги, психологи и методисты последнего десятилетия занимаются разработкой новых путей активизации познавательной деятельности учащихся. Мотивация познавательного интереса, творческой активности учащихся является одним из важнейших условий успешности учебного процесса. При этом каждый учитель в свете новых требований добивается создания положительной мотивации учения при помощи нестандартных приемов. Актуальность проблемы организации работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, продиктована и определяется не только психолого-педагогическими, но и социокультурными детерминантами. Способная творческая личность является гарантом процветания общества, так как одарённость при благополучных условиях трансформируется в конкретную деятельность, которая способствует научно-техническому и культурному прогрессу. Работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка, использования личностно-ориентированного, дифференцированного подхода в обучении, вовлечения учащихся в исследовательскую работу, выдвижение идей, анализа литературы и материалов сети Интернет. Для осуществления на практике основных принципов современного образования необходимо разнообразить технологии обучения. Технологический подход в преподавании русского языка и литературы продиктован необходимостью ориентации на запросы учащихся, необходимостью подготовки выпускника школы, обладающего не только знаниями, умениями, навыками, но и такими личностными качествами, которые повысят его адаптивность в постоянно меняющихся условиях страны. Высокий уровень знаний должен нести функциональную направленность, поэтому в основе построения уроков русского языка и литературы должен доминировать деятельностный подход (вовлечение детей в познавательную деятельность: самостоятельные, проблемно-поисковые, исследовательские, творческие и практические работы, конкурсы и т.д.). Наличие в различных классах школы детей с высоким уровнем мотивации предъявляет высокие требования к преподавательскому составу. Большой объём программного материала по русскому языку и литературе при небольшом количестве отведённого на его изучение времени требуют серьёзного подхода к его подаче. В такой ситуации для учащихся с повышенной мотивацией образовательная сторона обучения должна «уступить место» развивающей и воспитательной, т.е. обучение должно стать не простой передачей определённой суммы знаний, а процессом формирования определённого типа мировоззрения (на уроках русского языка и литературы - гуманитарного).
ГЛАВА I СУЩНОСТЬ УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Для рассмотрения механизмов формирования мотивации у детей необходимо определить основные категории мотивации учения: мотив, мотивация, мотивационная сфера, учебно-познавательный мотив. В психологии под термином "мотив" понимается не только как осознанная потребность или как предмет потребности, но может и отождествляться с собственно потребностью. К мотиву также относят инстинкты, влечения (в западной психологии - драйвы), потребности, эмоции, установки, идеалы Философский энциклопедический словарь определяет "мотив" как "движущая сила, повод, побудительная сила" В психологическом словаре мотив определяется, как: 1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно-направленная активность определённой силы; 3) материальный или идеальный предмет, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. По А.Н. Леонтьеву, "мотив" есть психическое образование, реальное или воображаемое, мыслимый предмет потребности, побуждающий и направляющий на себя деятельность", где термин "мотив" употреблён не для обозначения потребности, а для обозначения того объективного, в котором эта потребность конкретизируется в данных условиях и на которое направляется деятельность как на побуждающее её . Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, т.е. всё то, в чём нашла воплощение потребность.. Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы по разным основаниям в зависимости: а) от характера участия в деятельности (реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву); б) от времени обусловливания деятельности (далёкая - короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову); в) от социальной значимости (по П.М. Якобсону); г) мотивы определённого вида деятельности: учебной; д) от характера общения (деловые и эмоциональные, по П.М. Якобсону). Различают мотивы: а) внешние и внутренние мотивы по отношению к деятельности. Внешними называют мотивы, побуждающие деятельность, но не связанные с ней. Мотивы, непосредственно связанные с самой деятельностью, называют внутренними. Внешние мотивы направлены на достижение поставленной цели, результата деятельности, а внутренние - на процесс деятельности; б) осознаваемые и неосознаваемые мотивы, когда субъект знает, ради чего им осуществляется данная деятельность; в) понимаемые и действующие мотивы, когда субъект понимает ради чего надо выполнять данную деятельность. Внешние мотивы делятся на: а) общественные (мотивы долга и обязанности); б) личностные (работа ради оценки, самоутверждения). Внутренние мотивы делятся на: а) процессуальные (интерес к процессу деятельности); б) результативные (интерес к результату деятельности); в) мотивы саморазвития (ради развития способностей). Интерес в данном контексте понимается как потребность в эмоциональных переживаниях, которая удовлетворяется в деятельности. Под мотивами учебной деятельности школьников понимают внутренние импульсы, побуждающие школьников к внимательному отношению к своим учебным обязанностям, старательности, прилежанию, аккуратности в выполнении работы, а внешними - являются стимулы. По С.Л. Рубинштейну "мотивация" есть детерминация деятельности изнутри личности или " организация всей системы побуждений". В.Г. Асеев замечает, что по всеобщему признанию, мотивация включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки (или диспозиции), идеалы. Все эти мотивационные явления автор объединяет термином "побуждение". Л.И. Божович указывает, что сущность "мотивации" состоит в совокупности мотивов, которая определяет данную деятельность. При рассмотрении мотивации учебной деятельности младших школьников исследователи освещают в дидактическом плане некоторые вопросы, связанные с формированием учебно-познавательной мотивации: цели учителя, психологическая подготовка обучаемых к овладению знаниями и умениями, стимулирование учебной деятельности, побуждение и руководство волей, условия организации учебной деятельности, мотивированность каждой темы и этапов урока. Мотивационный механизм - это система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельности. У человека нет природной предопределенности к развитию собственно человеческих мотивационных отношений, однако они могут возникнуть вследствие целенаправленного их формирования, воспитания . Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае в деятельность учения, учебную деятельность. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов: образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъектными особенностями обучающегося, субъектными особенностями педагога и системы его отношений к ученику. Мотив и мотивация характеризуются возможностью и способностью субъекта отражать окружающую действительность. Следовательно, мотивация зависит от того, насколько полно и объективно отражается субъектом действительность. На процесс отражения могут оказать влияние биологические и социальные факторы и особые, нетипичные условия ситуации, которые выделяются такими параметрами, как: Система мотивации деятельности включает в себя различные типы механизмов: врожденные (биологические) и приобретенные (социальные), порождающие и реализовывающие мотивацию в специфических условиях и ситуациях. Мотивационное опосредование есть способ развития собственно человеческой мотивации, который заключается в том, что воспитатель пытается переключить существующее мотивационное значение на новый предмет. Основным механизмом развития биологической мотивации считается мотивационное обусловливание, т.е. переключение эмоционального переживания в образе с фиксацией на новом содержании. Мотивационная деятельность представляет собой качественно различные "единицы" развития мотивации, соответствующие двум главным линиям этого развития: непосредственному, спонтанному и социально контролируемому и специально организованному. Психологи выделяют два типа мотивации и поведения: внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции, которые направляют желательное или тормозят нежелательное поведение. Внутренняя - основана на достижении цели через деятельность. Оба типа мотивации могут изменять направление поведения. С изменением мотивации начинается переход к новой стадии возрастного развития. Мотивация учебной деятельности доминирует в мотивационной сфере школьника. В учебной мотивации выделяют составляющие: потребность, смысл, мотив, цель, отношение, эмоции, интерес. Положительное влияние на познавательные процессы, значит и на личность в целом, оказывает внутренняя мотивация, которая становится движущей силой развития у него новых психических качеств. Включение ребенка в новые виды деятельности способствует разрешению возникающих противоречий, развитию сознания, которое отражается в изменениях мотивации его деятельности. Существенное значение для нашего исследования имеет познавательная теория мотивации, которая рассматривает мотивацию человеческого поведения (деятельности) в соответствии с познанием. Мотивация достижения состоит из двух конкурирующих тенденций - боязни неудач и желания удовольствия от успеха. Исследования организации мотивационной сферы человека относятся к познавательной теории мотивации. Таким образом, анализ литературных источников показал, что понятие "мотив" является основным в исследованиях мотивационной сферы субъекта, базовые понятия "мотив" и "мотивация" используются в разных смыслах. Теоретическое понимание процесса возникновения и усиления мотивации основано на знании и учете всего набора потребностей и организации условий по удовлетворению этих потребностей. В формировании и развитии мотивации любой деятельности оказывают влияние эмоции и чувства. В педагогическом аспекте важно в первую очередь проследить, как можно через деятельность влиять на формирование мотивации. Для этого необходимо учитывать своеобразие проявления мотивации в учебной деятельности младших школьников. ГЛАВА II АКТИВИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ПОВЫШЕННУЮ МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ
Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений только на формирование знаний, умений и навыков приводит к неудовлетворенности общества результатами работы системы образования. Развивающееся общество вправе ждать от воспитательных институтов более глубоких педагогических результатов, определяемых возрастающим уровнем обученности, воспитанности и развития подрастающего поколения. Актуальность проблемы организации работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, продиктована и определяется не только психолого-педагогическими, но и социокультурными детерминантами. Способная творческая личность является гарантом процветания общества, так как одарённость при благополучных условиях трансформируется в конкретную деятельность, которая способствует научно-техническому и культурному прогрессу. Работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка, использования личностно-ориентированного, дифференцированного подхода в обучении, вовлечения учащихся в исследовательскую работу, выдвижение идей, анализа литературы и материалов сети Интернет. Для осуществления на практике основных принципов современного образования необходимо разнообразить технологии обучения. Технологический подход в преподавании русского языка и литературы продиктован необходимостью ориентации на запросы учащихся, необходимостью подготовки выпускника школы, обладающего не только знаниями, умениями, навыками, но и такими личностными качествами, которые повысят его адаптивность в постоянно меняющихся условиях страны. Высокий уровень знаний должен нести функциональную направленность, поэтому в основе построения уроков русского языка и литературы должен доминировать деятельностный подход (вовлечение детей в познавательную деятельность: самостоятельные, проблемно-поисковые, исследовательские, творческие и практические работы, конкурсы и т.д.). Наличие в различных классах школы детей с высоким уровнем мотивации предъявляет высокие требования к преподавательскому составу. Большой объём программного материала по русскому языку и литературе при небольшом количестве отведённого на его изучение времени требуют серьёзного подхода к его подаче. В такой ситуации для учащихся с повышенной мотивацией образовательная сторона обучения должна «уступить место» развивающей и воспитательной, т.е. обучение должно стать не простой передачей определённой суммы знаний, а процессом формирования определённого типа мировоззрения (на уроках русского языка и литературы - гуманитарного). В наше время, когда дети перегружены огромным потоком информации из различных источников (телевидение, радио, газеты, журналы, познавательная литература, видеофильмы, ресурсы сети Интернет), задачей учителя становится проблемная подача материала для включения ученика в процесс поиска ответов на самые разные вопросы: «А почему именно так?», «Что могло привести к данной ситуации?», «В чем, на ваш взгляд, причина…?» и т.д. В процессе проблемного обучения используются методы различного уровня сложности. Это может быть эвристическая беседа (когда перед учащимися ставится проблемная задача, а затем задается ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи). При частично-поисковом методе ученики решают проблемную задачу самостоятельно. Метод выявления причинно-следственных связей помогает добиться осознанных знаний и заложить фундамент мировоззрения учащихся. И, наконец, это может быть обращение к собственным наблюдениям учеников при общении с окружающим миром. Только разнообразные формы деятельности сделают уроки интересными и неутомительными. А психологически комфортная среда даст ребятам возможность смело высказываться, не боясь ошибиться, и испытывать удовлетворение от совместной работы. При проведении уроков русского языка и литературы необходимо учитывать характерное для учащихся с повышенной мотивацией умение мыслить логически, их любознательность и развитый дух соперничества и использовать широкий спектр информации. Помимо традиционных уроков провожу инновационные уроки: уроки с использованием ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсии, диспуты, пресс-конференции, ролевые игры, интегрированные уроки. Эффективным является закрепление знаний в виде заполнения сравнительных таблиц, построение логических схем, определение основных понятий. В таких условиях ребята с высокой познавательной активностью учатся свободно ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, обобщать, творчески перерабатывать её. Применяя основные логические операции, выделяют главное, учатся сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязи, искать ответы на необычные вопросы, подбирать аргументы, делать выводы. А это и есть творческое мышление, успешное овладение которым ещё сильнее мотивирует ученика к познанию. Итак, основными методами и формами работы с учениками с повышенной мотивацией на уроках являются: проблемное обучение, самостоятельные, творческие работы, работа со словарями различных типов, с дополнительными источниками информации, работа со статьями литературных критиков, нестандартные проблемные темы сочинений, а также благоприятная, доброжелательная атмосфера на уроках. В качестве домашних заданий предлагаем детям подготовить тематические презентации к урокам русского языка; к урокам литературы презентации по творчеству писателя или поэта не только с использованием ресурсов ИКТ, но и книг из серии ЖЗЛ. Как показывает практический опыт, работа с одарёнными учащимися не может ограничиваться лишь временем уроков. Внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на более глубокое образование учеников и развитие у них творческих способностей. Во внеурочной работе с учениками с повышенной мотивацией придерживаюсь следующих основных принципов : - использование системы предметных олимпиад как средство мотивации учебной деятельности; - добровольность участия; - регулярность проведения занятий; - разнообразие форм деятельности с преобладанием активных направлений; - постоянный мониторинг ЗУН; - организация преемственности (разновозрастные группы), участие в работе «ветеранов» олимпиад; -создание и пополнение «базы данных» (олимпиадных заданий) на бумажных и электронных носителях; - систематическая самостоятельная подготовка учащихся. На внеурочных и неаудиторных занятиях разновозрастных групп предлагаю «ветеранам» олимпиад проявить себя в роли консультантов. Для младших школьников участие в подобной работе - не просто приобретение необходимого опыта, но и самая лучшая мотивация к учёбе. На таких внеурочных занятиях эффективны разборы различных по уровню сложности заданий и тестов, выполнение практических работ, осуществление проектной деятельности, проведение интеллектуальных игр на эрудированность по предмету. Особое место в работе с учащимися с высоким уровнем мотивации занимает научно-исследовательская деятельность, которая позволяет каждому участвующему в ней школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Задача учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Учащиеся в процессе научно-исследовательской деятельности изучают важнейшие методы научного познания, знакомятся с методикой обработки экспериментальных данных. К серьёзной исследовательской работе школьников приобщаю постепенно: в VIII-IX классах предоставляю им возможность выступить с небольшими сообщениями по результатам наблюдений; в профильных X-XI классах, приобретя опыт исследовательской работы, обладая достаточным багажом теоретических знаний, старшеклассники могут выполнять более серьёзные исследовательские задания. Научно-практические конференции - заключительный этап исследовательской, творческой деятельности старшеклассников. Таким образом, активизируя работу с учениками, имеющими повышенную мотивацию к обучению, мы можем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.
ГЛАВА III ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
Раскрыты условия, которые способствуют развитию познавательного интереса у учащихся. Представлены методы развития учебной мотивации учащихся, приемы повышения интереса к учебному материалу. Адресуется педагогам учреждений общего среднего образования. «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». В.А. Сухомлинский Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников. Необходимо организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей: материал урока должен быть интересен детям; согласование расписания с особенностями возраста; согласование темпа урока со скоростью работы всех детей (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей). Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников. Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму. - Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке. Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся? Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний. Работа в группах и парах. Применение ИКТ на уроках Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. Позитивная психологическая атмосфера урока. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. В обучении должны создаваться возможности для творчества. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Для формирования полноценной мотивации учения школьников важно обеспечить следующие условия: обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников; организовать интересное общение детей между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; утверждать гуманное отношение ко всем ученикам - способным, отстающим, безразличным; поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками; формировать активную самооценку своих возможностей; утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию; использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учеников при возникновении у них трудностей; воспитывать ответственное отношение к учебному труду заботиться о разнообразии методов и приемов обучения. Методы развития учебной мотивации: 1.Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс. 2.Метод «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|