Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Министерство образования Республики Беларусь



Министерство образования Республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

РЕФЕРАТ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ

 

«КОНФЕССИИ: СУННИЗМ И ПУРИТАНИЗМ»

 

 

                                                                            Студентки 5 курса,

                                                                            3группы, з/о, а/в СМИ

                                                                            Жогальской М.В.

 

 

Минск, 2015


Суннизм — одно из основных направлений ислама. Второе направление носит название — шиизм. Отличительной чертой суннизма является признание не только Корана, но и Сунны. Сунна (в переводе с арабского — "поведение", "образ действий") — свод правил, который регулирует все стороны жизни правоверного мусульманина, на основе преданий о действиях и изречениях пророка Мухаммеда.

Другое принципиальное отличие от шиизма — отвержение постулата о духовных истоках халифата, и не признание чудесных свойств за потомками пророка.

Большинство мусульман являются суннитами (более 1 млрд.человек во всем мире, т.е. 90% от всех исповедующих ислам).

Не смотря на внешнюю ортодоксальность и косность суннизма, данное религиозное направление ислама получило творческое развитие в рамках мистического суфизма и различных философских школ.

Виды суннизма

В настоящее время суннизм признает четыре равноправных варианта толкованияшариантской юриспруденции (фикх):

  • Ханифитский толк (основатель Абу Ханифа, ум. 767);
  • Маликитский толк (основатель Малик ибн Анас, ум. 795);
  • Шафиитский толк (основатель аш-Шафии, ум. 820);
  • Ханбалитский толк (основатель Ахмед ибн Ханбаль, ум. 855).

Данное разделение оформилось в конце восьмого — начале девятого веков, когда был разработан шариат — кодекс мусульманского права.

Надо отметить, что эти толкования не имеют принципиальных отличий друг от друга и разделяются только в частных моментах. Популярность того или иного толкования (мазхаб) зависит главным образом от традиций, существующих в той или иной исламской стране. При этом в суннизме, в отличие от шиизма, не допускается свободное рассуждение(иджтихад) о постулатах толкований.

Один из ключевых постулатов, которого должен придерживаться каждый правоверный последователь суннизма, — это признание первых четырех халифов Абу Бакра, Омара, Османа и Али. Также к числу обязательных требований к сунниту относится принятие шести канонических общепризнанных сборников хадисов, которые представляют из себя предания о Мухаммеде и его сподвижниках. Изначально хадисы существовали только в устном варианте, но с 8 века появились первые письменные записи.

Наибольшим авторитетом среди сборников хадисов считается Аль-джами ас-сахих (составитель — Мухаммад аль-Бухари). Данный сборник включает более 7000 хадисов и описывает полный комплекс правил поведения правоверного мусульманина. Подробно указывается, что является дозволенным (мандуб), а что запрещенным (макрух), как нужно соблюдать ритуалы, правильно питаться, одеваться, взаимодействовать с людьми, вести торговлю и т.д. Эта система является составной частью пяти понятий, которые регулируют все стороны жизни мусульманина:

  • ваджиб или фард — "обязательные",
  • мандуб — "рекомендуемые",
  • мубах или джа"из — "дозволенные" (но не предполагающие одобрения или награды),
  • макрух — "не одобряемые" (но не запрещаемые),
  • махзур — "запрещённые".

Исторически суннизм возник уже в первом столетии с момента зарождения ислама. Считается, что деление на суннизм и шиизм произошло на политической основе, в процессе борьбы за власть в халифате между родственниками и сподвижниками пророка Мухаммеда и сторонниками четвертого халифа Али, который был двоюродным братом и зятем Мухаммеда. Сунниты считали, что власть в халифате должна передаваться халифам, которые избираются всей общиной. Шииты же признают только передачу власти потомкам Али.

Как сказано выше, регулирование всех вопросов жизни суннитов происходит на основе системы правоведения (фикх), которая базируется на Коране и Сунне. Также существует Иджма, т.е. согласованное мнение авторитетных богословов по вопросам, толкование которых отсутствует в Коране и Сунне. Еще один вариант решения правоведческих споров, признанный суннизмом — кыяс (суждение о положениях не отражённых в Коране или Сунне по аналогии с установленными положениями).

Необходимо отметить, что суннизм достаточно терпимо относится к местным обычаям и традициям народов, принимающих ислам. По возможности существующие устои согласовывались с положениями шариата и приравнивались к нему.

Большую роль в суннизме играет отправление религиозных праздников и обрядов. Среди самых отмечаемых праздников — "ид аль-адха" — праздник жертвоприношения (10 числа месяца зу-ль-хиджжа), "ид аль-фитр" — праздник разговения (1–2 числа месяца шавваль), "маулид ан-наби" — день рождения пророка (12 числа месяца раби аль-авваль), "мирадж" — ночь чудесного вознесения пророка на небеса (27 числа месяца раджаб), "лайлат аль-кадр" — ночь предопределения (27 числа месяца рамадан).

В суннизме, как и во многих других религиях, присутствует реформаторскаясоставляющая, в частности в настоящее время активно рассматривается вопрос о возможности слияния четырех мазхабов и допустимости практики иджтихада (свободного рассуждения). Закономерно, что подобные реформистские веяния сильнее всего в мусульманских странах, являющихся богатыми и включенными в процесс глобализации — Турция, Объединенные арабские эмираты.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.