Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стрекоза и Муравей. Второй уровень. Краб забрался на трап,. И заснул крепко краб.. Краба в лапы поймал.. Чудесные. Третий уровень



Стрекоза и Муравей

Злой тоской удручена, К Муравью ползёт она: «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?»-Говорит ей Муравей.. (И.А. Крылов)

Найди строчки, которые надо  прочитать просительно и грустно; с осуждением. Прочитай ещё раз отрывок из басни И.Л. Крылова «Стрекоза и Муравей» с правильной интонацией.

35. Четко прочитай разговор (диалог) Сороки и Мышки:

 

Мышка-трусишка, — А страшного рёва?
ты треска боишься? — Нисколечко не боюсь!
Ни крошечки не боюсь! — А чего же ты тогда
А громкого топота? боишься?
Ни капельки не боюсь! — Да тихого шороха...

Прочитай слова Сороки. С какой интонацией она говорит? Прочитай слова Мышки. С какой интонацией говорит Мышка? Прочитай ещё раз диалог чётко и выразительно, с правильной интонацией. Прочитай его по ролям.

36. Четко прочитай:

Подумай, с каким настроением надо читать этот рассказ. Прочитай рассказ еще раз чётко и выразительно.

Подумай, с каким чувством надо читан, этот рассказ. Прочитай рассказ еще раз громко и выразительно,


Второй уровень

В зависимости от сложности работы логопед может предъявлять слова, слоги таблицы как на плакатах, так и на индивидуальных карточках.

1. Рассмотри внимательно таблицы и скажи, что в них вписано:

 

 

 

 

 

 

а м п т к

 

с а о к ы и

 

ч а о у и ш
о         ш           щ         ч
у         з           ш         с

 

  ж           с         ш

 

              ц         с

Назови гласные; согласные.

Составь и прочитай сначала обратные слоги, затем — прямые. Составь и при читай пары слогов (обратный и прямой) с одним и тем же согласным.

2. Чётко и быстро прочитай строчки:

Что ты прочитал? Как называются слоги в первой строчке? Во второй строчке?

 

ум, на, ох, лу, ас, ро, ощ, шо, ук, ха, ус, ру, ат, ла, ом; си.

Измени порядок букв в слогах. Назови полученные слоги. Запиши слоги парами

Чётко прочитай записанные слоги.

3. Рассмотри внимательно схемы и дай задание своему товарищу:




 



4 Чётко и быстро читай слоги:

Прочитай слоги: содержащие три согласных; в которых согласные находятся между гласными; 1-го и 3-го столбика — так, чтобы второй слог находился в начале слогового ряда.

5. Чётко и быстро прочитай:

Что ты прочитал? Прочитай слоги, содержащие: 4 согласных; 3 согласных; только звонкие согласные; 2 глухих согласных.

Прочитай вторую строчку и скажи, сколько слогов в каждом сочетании. Докажи, что ты прав.

Запиши, продолжая слоговые ряды. Будь внимателен при списывании!

6. Посмотри внимательно и скажи, что ты видишь:

Какие буквы написаны? Назови сначала гласные, а потом — согласные. Что нужно добавить к первым двум столбикам, чтобы получить слоги? Добавь и назови полученные слоги.

Какие буквы надо добавить к буквам 3-го и 4-го столбика, чтобы получились слоги? Сколько слогов получилось в каждом сочетании 2-го и 4-го столбиков? Почему?

Составь и запиши сочетания 2-го и 3-го столбиков так, чтобы сначала получился один слог, зачем - так, чтобы получилось два слога. Докажи правильность своей записи. Четко и быстро прочитай все записанные слоги


7. Составь и запиши слоги по схемам: сначала - с твёрдыми согласными; затем — с мягкими согласными.


 


Зел. Красн. Син.

 

Краен. Син. Красн.

 

Красн. Син. Син. %
Син. Зел. Красн

 


 


 

Зел. Красн. Зел. Красн.

 

Красн. Син. Син. Красн.

 

Син. Син. Син. Красн.

Прочитай записанные слоги так: содержащие согласных больше, чем гла< им : твёрдыми согласными; с мягкими согласными; слоговой ряд с двумя слоги

8. Внимательно прочитай «про себя»:

 

кет    кот клев слово стен стон
луп    клон лупа склон просо про

Чётко прочитай только слоги. Чётко прочитай слова.

Запиши слова так, чтобы они обозначали много предметов, выдели ударный слог. Все ли слова могут обозначать много предметов? Чётко прочитай записанные слова.

9.

а) Читай чётко и быстро, вставляя разные гласные буквы:


 

б   к
б   к
б   к
б   к

 

л   к
л   к
л   к
л   к

 

т   к
т   к
т   к
т   к

 

к   шка
к   шка
к   шка
к   шка

 

м   шка
м   шка
м   шка
м   шка

Прочитай слова: содержащие гласную А; гласную О; гласную И; гласную V Запиши слова 2-го и последнего столбика. Чётко прочитай записанные слова.

б) Рассмотри внимательно таблицы и скажи, почему в них заполнены не все клеточки. Дай товарищу задание. Не забудь про вежливую форму обращения


б а  
б а  
б а  
б а  

 

в о  
в о  
в о  
в о  

 

к о  
к о  
к о  
к о  

 


 

  гр а  
  гр а  
  гр а  
  гр а  

 

 

у

ч

ка

 

 

у

чок

 

 

е

п

ка
 

у

ч

ка

 

 

 

у

чок

 

 

 

е

п

ка
 

у

ч

ка

 

 

 

у

чок

 

 

 

е

п

ка
 

у

ч

ка

 

 

 

у

чок

 

 

 

е

п

ка
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

лач

 

 

 

ил

ка

 

 

о

лос
 

и

лач

 

 

 

 

ил

ка

 

 

 

о

лос
 

и

лач

 

 

 

 

ил

ка

 

 

 

о

лос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а ли

на

 

 

о

ти

ки

 

 

 

 

а ли

на

 

 

 

о

ти

ки

 

 

 

 

а ли

на

 

 

 

о

ти

ки

 

                                                     


10. Добавь одну букву.

Запиши и чётко прочитай:

- имена девочек: Лиа, Лиа, Лиа, Лиа, Лия;

- название дерева: лиа;

- название музыкального инструмента: лиа;

- название животного: лиа;

- имена девочек: Руа, Руа;

- название реки: Руа;

- часть тела: руа;

- порода, содержащая металл: руа.

11.

а) Быстро составляй слова из слогов и чётко читай их, выделяя ударный слог

вы ло рить при лас гать
  ре лоть   пе кать
на ко зать под бро вать
  со жить   бе сить

 



 


Прочитай слова, начинающиеся: со слога при-; со слога на-; со слога вы-; со слога под-.

Запиши по памяти составленные слова 1-го столбика.


б) Составь слова из слогов 1, 2 и 3-го столбиков и чётко прочитай их, выделяя ударный слог:

ма ро за кре чи сти
во ли ча глу по ща
бе да на ску таз та
за ре та кру хо на

Читай составленные слова снизу вверх.

Запиши по памяти слова 2-го столбика; чётко прочитай их. Выдели ударный слог.

12.Читай слова в кругах по часовой стрелке и обратно (обязательно подряд). В каком круге слов больше? В левом или правом? Сколько слов в третьем круге?

* 1) око, кол, колесо, сок, лес, село, сел;

2) коса, оса, коза, сок, око;

3) рак, ракета, тара, кета, кара, карате.

13.

1) Быстро составляй и чётко читай слова:

Выясни у товарища значение незнакомых тебе слов. Не забудь о вежливой форме обращения.

 



б) Быстро составляй и четко читай слова:


Выясни у товарища значение незнакомых тебе слов.

14. Читай чётко и быстро слова, добавляя недостающие буквы:

 

ва• сы• кра• сто• но•а ма•ка
ва• сы• кра• сто• но•а ма•ка
ва• сы• кра• сто• но•а ма•ка
ва• сы• кра• сто• но•а ма•ка

Запиши по памяти слова 3-го и 6-го столбиков.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности написания слов.)

15.Четко и быстро читай слова по подобию выделенных:

 

Дина зубы сила ноты тело льнуть
т ... г ... Н ... р... д... м ...
3 ... к... м ... с ... с ... п ...
Н ... ш ... М ... б... ц... ж...
Л ... ч ... п ... д... п ... к...
Р ... д... б... к... б... г ...
м ...   ш ...   в ...  
ш ...   ж ...   ч ...  
в ...          

 

Прочитай слова: снизу вверх; со 2-го слова — вниз; обозначающие имена людей; в 3-м и 6-м столбиках — обозначающие действия. Выделяй голосом ударный слог.


б)


 

варить будить бреет
д ... з ... г...
п ... л ... з ...
ш ... н ... п...
ж ... с ... ч ...  

Прочитай слова: снизу вверх; сверху вниз; с 3-го столбика вниз; в когормк ударный слог — первый.

Объясни значение слов 2-го столбика.

16.

а) Читай чётко и быстро слова, выделяя голосом ударный слог:

 

куб — клуб маки — марки
газ — глаз щека — щепка
сор — спор кора — корка
пачка — прачка кошки — крошки икра — искра ботики — ботинки

Сравни слова по написанию и по значению. Прочитай ещё раз: столбики слов снизу вверх; двухсложные слова; односложные слова.

Прочитай слова 2-го столбика и запиши их по памяти. (Взаимопроверка с обсуждением правильности записи слова.)

б) Чётко и быстро читай слова:

 

слон — сон дупло — дуло
плечи — печи парник — парик
стук — сук норка — нора
клубок — кубок банки — баки
краска — каска лампа — лапа

Сравни слова по составу и по значению. Обоснуй правильность своего ответа.

Чётко прочитай слова 2-го столбика, затем — 1-го столбика.

Из 1-го столбика прочитай слова, в которых есть стечение согласных (2 согласных рядом).

Прочитай ещё раз слова 2-го столбика и запиши их по памяти. Чётко прочитай их, выделяя ударный слог.


и) Четко и быстро читай слова, ныделяя ударный слог:

 

смотреть — смотрит       выловить — вылавливать
глядеть — глядит            разрешить — разрешать
вертеть — вертит           завершить — завершать
сидеть — сидит               заострить — заострять
лететь — летит                исправить — исправлять
случился — случался
поручился — поручался
умылся — умывался
переписал — переписывался

Прочитай слова ещё раз в таком порядке: отвечающие на вопрос что делать?; на вопрос что сделать?; на вопрос что делает?

Запиши под диктовку слова 3-го столбика. (Диктует логопед.) Чётко их прочитай. Чем отличаются слова в парах?

б) Четко и быстро читай слова:

Прочитай: 2 последние строчки; 2 первые строчки; 2 строчки, которые находятся в середине; с последней строчки до первой; прочитай строчки, которые начинаются с согласной К, затем — с согласной П.

Запиши по памяти 1-ю и 4-ю строчки слов. Чётко прочитай записанные слова.

10. Чётко и быстро читай слова:

 

пить шить жечь писать лететь
влить ушить сжечь списать улететь
отлить зашить дожечь дописать облететь
пролить пришить поджечь подписать пролететь
перелить перешить пережечь переписать перелететь

 


б)


 

отпить подбить издать
отрезать подменить измарать
отключить подкрепить извратить
отморозить подговорить избаловать
отбарабанить подразумевать израсходовать

Посмотри на эти слова внимательно и скажи, чем отличаются слова столбиков а) от слов столбиков б).

Прочитай слова, которые начинаются с одной и той же приставки; заем слова, в которых один и тот же корень.

19.

а) Чётко и быстро читай слова, переставляя согласные буквы:

 

гора ноги пила лоза
лоси нива рады пика
вози мода соки мука
лето шина сила соль

Запиши полученные пары слов.

 

 

Прочитай слова ещё раз в таком порядке: 3-го столбика; 1-го столбика; которые отвечают на вопрос кто?; которые отвечают на вопрос что?; которые отвечают на вопрос что делай?

Объясни значение слов: вина, дары, зола, пика, кипа.

б) Чётко и быстро читай слова, переставляя гласные буквы:

 

кино лужи
рабы малы
пила милы
валы куча

Запиши полученные пары слов.

Прочитай ещё раз в таком порядке: 1-й столбик — снизу вверх; 2-й столбик - сверху вниз; слова, которые отвечают на вопрос что?; на вопрос кто?; на вопрос что делала?; на вопрос что делали?; на вопрос что делаю?


20. Четко и в быстром темпе читай:

 


21. Чётко и выразительно читай, убыстряя ими:

 


22. Чётко прочитай скороговорки медленно и негромким голосом:

Прочитай каждую скороговорку подряд 3 раза, убыстряя темп; затем — грустно, потом - весело.

23 Чётко прочитай пословицы грустно и тихо; весело и громко:

Прочитай пословицы громко и торжественно.


24. Чётко читай пословицы негромко, постепенно повышай голос ä

Прочитай пословицы громко и торжественно.

Подумай, как ещё можно прочитать данные пословицы.

Дай себе определённое задание и прочитай в соответствии с ним пословицы.

25. Чётко прочитай скороговорки грустно; сварливо (недовольно):

Прочитай каждую скороговорку, выделяя голосом сначала первое слово, затем — второе; третье; четвертое.

Подумай, сколько раз ты будешь выделять голосом слова в каждой скороговорке.

26. Чётко прочитай скороговорки в быстром темпе, высоким голосом - и наоборот:

Определи по содержанию скороговорок, как можно их прочитать: торжественно, грустно, устало, весело, растерянно, с любовью, доброжелательно, с огорчением? Докажи свой выбор. Прочитай скороговорки так, как ты решил.


21. Четко прочитай скороговорки быстро и громко


Краб забрался на трап,

И заснул крепко краб.

А кальмар не дремал

Краба в лапы поймал.


Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку: Велика для норки корка.


 


 


Было весело на горке   Сане, Соне и Егорке,             А Маруся не каталась —      В снег упасть она боялась.


Прочитай ещё раз скороговорки медленно и тихо. Подумай, как должна отличаться интонация первой и второй части каждой скороговорки. Докажи правильность. своего выбора. Прочитай скороговорки выразительно, с выбранной тобой интонацией.

28. Четко прочитай:

Что ты прочитал? С какой интонацией ты прочитал предложения? Прочитай эти предложения с чувством радости, добавляя специальные слова: «как», «какая».

Прочитай данные предложения с вопросительной интонацией, выделяя голосом постепенно каждое слово. Как при этом будет меняться смысл предложения?

29. Чётко прочитай предложения с правильной интонацией, ориентируясь на нужный зна к препинания:

Прочитай предложения, в которых что-либо утверждается; предложения, содержащие вопрос; предложения, содержащие радость, восторг. Докажи правильность выполнения задания.


30. Чётко прочитай стихотворение и отметь паузы.


 

Чудесные

Для больного человека Нужен врач, нужна аптека. Входишь — чисто и светло, Всюду мрамор и стекло.

За стеклом стоят в порядке Склянки, банки и горшки.

В них пилюльки и облатки, Капли, мази, порошки

От коклюша, от ангины,

От веснушек на лице,

Рыбий жир, таблетки хины И, конечно, витамины — Витамины: «А», «В», «С»!

Есть душистое втиранье

От укусов комаров,

Есть микстура от чиханья — Проглотил — и ты здоров! Клейкий пластырь

от мозолей

Читай стихотворение весело, в нужном месте — с юмором.

31. Чётко прочитай:



таблетки

И настойки на траве

От ломоты и от боли

В животе и в голове.

Есть микстура от мигрени' Но нельзя сказать врачу: «Дайте средство мне

от лени -От «могу, но не хочу!». Хорошо бы это средство Поскорей изобрели, Чтобы все лентяи с детства Принимать его могли:

Те ребята, чьи отметки Обнаруживают лень, — По одной, по две таблетки Три-четыре раза в день! Появись лекарство это –

Я купил бы два пакета!

(С. Михалков)



Что ты прочитал? Расставь знаки препинания в конце предложений (. ? !). С какой интонацией предложений В рассказе больше? Чётко и выразительно прочитай весь текст (рассказ).

Прочитай предложения, содержащие вопрос; предложения, которые что-либо утверждают. Прочитай рассказ ещё раз четко и выразительно.

32. Прочитай диалог.

Подумай и расставь в конце каждого предложения знаки препинания в соответствии с выбранной тобой интонацией (. ?!). Прочитай весь текст чётко и выразительно.

Прочитай чётко и выразительно разговор (диалог) детей.

Прочитай предложения: содержащие вопрос; в которых что-либо утверждается; которые произносятся весело, радостно, восхищённо.

Прочитай текст ещё раз чётко и выразительно, соблюдая нужную интонацию.

33.Четко и выразительно прочитай:

О ком ты прочитал?

 

Посмотри внимательно и скажи, каких буки алфавита в стихотворении нет.


34. Читай чётко и выразительно:

С каким настроением надо читать данный текст? Почему? Прочитай его ещё раз с правильной интонацией.

Какие чувства ты испытываешь при чтении данного текста? Почему? Прочитай его ещё раз с правильной интонацией.

Третий уровень

1. Чётко прочитай составленные слоги:


Гл С с с с С
Гл С с с с С
Гл С с с с С

 

с гл гл гл гл
с гл гл гл гл
с гл гл гл гл

 

с гл гл гл гл с
с гл гл гл гл < с
с гл гл гл гл 0 с

Какие слоги ты составил? Прочитай ещё раз: сначала — обратные слоги, затем — прямые.


2. Посмотри внимательно и скажи: что ты видишь?

а)

 

кт кр фр сŸт
рк ст ск мŸш
см пл шт жŸл
ор шм хл зŸр
чм чт тр цŸп

 

 

Какие буквы записаны? Что нужно сделать, чтобы получились слоги?

К буквам 1-го столбика добавь любые гласные так, чтобы получился обратный слог; к буквам 2-го столбика — так, чтобы получился прямой слог; к буквам 3-го и 4-го столбика — так, чтобы получились два слога.

Четко прочитай столбики, в которых по 2 слога.

Запиши и чётко прочитай столбики, в которых по одному слогу.


...б)



 

а аŸя
о ёŸо
У иŸы
и уŸю
ю эŸе

Какие  это буквы?

Добавь к гласным 1-го столбика по две согласных так, чтобы сначала получились обратные слоги, а затем — прямые.

Запиши их и чётко прочитай.

К гласным 2-го столбика добавь по две согласных так, чтобы сначала они стояли между гласными, а затем — по одной согласной после каждой гласной, пиши их и чётко прочитай.

Прочитай ещё раз: сначала слоги, содержащие 1 согласный звонкий и 1 согласный глухой; затем — слоги, содержащие только глухие согласные.

3. Составь и запиши слоги, состоящие из: гласного и глухого согласного; звонкого мягкого согласного и гласного; глухого мягкого согласного, гласного и глухогосогласного; гласного, звонкого согласного и глухого согласного; звонкого согласного, глухого согласного и гласного; глухого согласного, звонкого мягкого согласного и гласного; глухого согласного, глухого согласного, звонкого мягкого I согласного и гласного; гласного, глухого согласного, глухого согласного и звонкого согласного.

Четко прочитай: все записанные слоги; содержащие мягкие согласные; содержащие согласных больше, чем гласных.


4. Чётко и быстро читай наоборот;

Что ты прочитал?

Поменяй в первом ряду слогов гласные, а во втором — согласные. Что у тебя получилось? Докажи правильность своего решения. Запиши полученные слова и чётко их прочитай.

5. Волшебные слова: чётко прочитай слоги:

 

Составь с полученными слогами слова и запиши их. Слоги могут быть в начале, середине и конце слова.

Чётко прочитай составленные и записанные слова, выделяя ударный слог.

6. Читай слова без запинки.

Быстро составляй слова и чётко их читай, выделяя ударный слог:а)

 

 



Прочитай ещё раз: слова во множественном числе; слова, которые начинаются (за кругом) с двух слогов; слова, которые ты начинаешь составлять не со слога, а с одной или двух букв; слова, содержащие только глухие согласные; только звонкие согласные; слова, которые обозначают одушевлённые предметы.

 Запиши слова по памяти (4—8 слов). (По заданию логопеда.) Чётко прочитай записанные слова, выделяя ударный слог. Спроси о значении слов, которые тебе непонятны.

7.

а) Быстро составляй слова из слогов и чётко читай их, выделяя ударный слог:

 

про бе бу бук бро со ДИше жа ся вать ли вал

Запиши составленные слова, выделяя ударный слог. Четко прочитай записанные слова.


б) Составь слова и чётко прочитай их и гаком порядка: сначала – из слогов 1-го и 2-го столбиков; затем — из слогов 1-го и 3-го столбиков:

 

  бо ва мы
  си на пы
  ра ма ны
  лу ла лы
  со ка ры

Запиши составленные слова по памяти и чётко их прочитай.

Прочитай ещё раз: сначала слова во множественном числе, затем – в единственном числе.

в) Составь трёхсложные слова, используя слоги всех трёх столбиков. Зашипи их и чётко прочитай, выделяя ударный слог. Слова могут начинаться со слогов любого столбика. Слоги могут повторяться.

 

  ма на ро
  ка со ли
  га бу во
  ва ко мо
  ло то зо

* Навали, насоли, наколи, накали.

Золото, молоко, корова, бумага, канава, ворона, сорока, малина, короли.

г) Составь четырёхсложные слова, используя слоги 1, 2, 3, 4-го столбиков

 

раз ло жал да
про бе во ка
ве го ну пед
ско трях ро рил
об ста си ся
вы во нов ли

Запиши их и чётко прочитай, выделяя ударный слог. Прочитай записанные слова ещё раз в таком порядке: слова-предметы; слова-действия. Поставь к словам вопросы.

Спроси о значении слов, которые тебе непонятны.

* Разбежался, проговорил, велосипед, сковорода, обстановка, вытряхнули



8. Четко и быстро составляй и читай слоил, добавляя нужные буквы:


Запиши составленные слова так: в левый столбик — слова, в которые ты добавлял глухую согласную; в правый — слова, в которые добавлял звонкую согласную.

Прочитай ещё раз сначала слова правого столбика, затем — левого.

Посмотри внимательно на записанные слова и прочитай те, в которых содержатся только звонкие согласные.

9. Четко и быстро читай. Там, где нужно, добавляй гласные буквы. При чтении выделяй ударный слог:

 

помяли зажŸли а, и
помыли зажŸли  
а, е, у ? ?
продŸли промŸли отпŸли
продŸли промŸли отпŸли
продŸли промŸли отпŸли

Запиши из нижнего ряда 1-й столбик слов по памяти; 2-й и 3-й — под диктовку. (Диктует логопед.)

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

б) Четко и быстро читай строчки слов, добавляя недостающие буквы:

Прочитай слова ещё раз в таком порядке: обозначающие предмет; обозначающие действие предмета; начинающиеся со звонкой согласной; начинающиеся с глухой согласной. Все ли значения слов тебе понятны?

 


10. Чётко и быстро читай слова, выделяя ударный слог:

 

бой              пить          читать         платить
сбой            спить        считать       уплатить
забой          купить       почитать     выплатить
прибой        скупить     прочитать   приплатить
перебой      накупить   перечитать переплатить
вразнобой  подкупить перекупить
                    перекупить
бездна                                вслух
безлесный                          вскочить
безграмотность                  всемером
безболезненный                всухомятку
безостановочно                  вспомогательный

Посмотри внимательно и скажи, чем отличаются слова верхних столбиков от слов нижних столбиков.

Прочитай слова, в которых один и тот же корень; затем — слова, которые одинаково начинаются (с одной и той же приставки).

Запиши под диктовку 1-й столбик слов верхнего ряда и 1-й столбик сл



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.