|
|||||||||||||
Раздел 4. УпражненияСтр 1 из 3Следующая ⇒ Раздел 4 СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПОЛНОЦЕННЫХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА Методические рекомендации Отклонения в формировании речевой деятельности (недостаточный уровень средств языка и умения пользоваться ими) приводят к трудностям овладения чтением и письмом, которые проявляются в недостаточной способности осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слов при чтении и письме, специфических заменах букв и искажениях структуры слова, недостаточном темпе чтения и письма, уровне понимания читаемого, а также в недостаточной выразительности чтения (несоблюдение пауз, логического ударения, интонационной выразительности). Степень выраженности этих недостатков у детей не одинакова и зависит от природы первичного дефекта, компенсаторных возможностей, этапов овладения чтением и письмом. Все это и определяет содержание коррекционного воздействия. Принципиальным условием формирования навыков чтения и письма является преодоление дефектов устной речи и развитие звукового анализа и синтеза слова. Одним из компонентов чтения и письма на начальных этапах их формирования является процесс опознания изображения букв и их сочетаний. У детей с речевыми дефектами наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляционными образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно четко различаются. Это приводит к неправильному озвучиванию и письму ряда букв в процессе чтения. Поэтому следует упражнять учащихся в узнавании и различении букв, что и предлагается в пособии. В случае побуквенного чтения следует заново формировать у детей правильные приемы чтения. Для этого нужно уделять больше внимания работе над слогами, научить ребенка в процессе чтения воспринимать сразу две буквы, вводя опережающую ориентацию на гласные буквы, с тем чтобы подготовить правильное произнесение предшествующего согласного. За основу чтения берется, как принято в общеобразовательной школе при обучении грамоте, прямой слог. При переходе к чтению словами важно научить ребенка читать с опорой на артикуляционную единицу — прямой слог, присоединяя к ним остальные буквы, т.е. научить выделять в читаемом слове сочетания согласного и гласного (СГ) и примыкающие к ним звуки. Организуя работу с детьми по развитию навыка чтения и письма, формированию умения быстро ориентироваться в звуковой форме слова, развитию синтеза с использованием зрительной опоры, логопед должен широко использовать в качестве дополнительных самостоятельных заданий различные упражнения на преобразования (их принято называть трансформационными) с последующей записью Например: — Составь и прочитай 8 слов со слогами ЖИ и ШИ: 4 слова — из 2 слогов; 4 слова — из 3 слогов:
— Запиши по памяти 2 слова со слогом ЖИ и 2 слова со слогом ШИ. Четко и быстро прочитай записанные слова. — Четко прочитай слова: жаба, лава, корка. Подумай, в какие слова надо вставить слоги -ло-, -очк-, -лин-, чтобы получились новые слова. Запиши новые слова. Четко их прочитай. Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения чтению и письму, развивают наблюдательность, зрительный контроль. Предлагаемые упражнения с заданием: «Читай быстро и четко» — направлены и на развитие «поля» и способа чтения; их необходимо выполнять в оптимальном темпе, с тем чтобы «поле» чтения учащихся постоянно увеличивалось. Кроме того, они направлены на совершенствование произношения. В процессе чтения читающий прогнозирует правильное чтение букв, целого слова, иногда догадывается о последующем слове, о сочетании слов во фразе, о грамматическом их выражении. Дети с нормальным речевым развитием в специальном обучении прогнозированию при чтении не нуждаются, т.к. этот процесс у них происходит естественно на основе интуиции. При этом опорой для читающего является его «языковое чутье», его прежний речевой опыт. Если ученику знакомо слово, если оно есть в его речевом опыте, то он его быстрее узнаёт в процессе чтения. У детей с ОНР прогнозирование в процессе чтения развивается слабо, и оно не всегда верно в силу ограниченности речевого опыта, недостаточной сформированности звуковых и морфологических обобщений, недостаточного знания норм словоупотребления и грамматического их оформления. В то же время без умения прогнозировать нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения в соответствии с программными требованиями общеобразовательного учреждения. К числу упражнений, влияющих на возникновение правильной смысловой догадки в процессе чтения и письма, относятся узнавание знакомого звуко-буквенного образа слова и умение воспринимать не только слова, но и их сочетания. Например, выбрать из текста слова-предметы (существительные) и связанные с ними смыслу слова или подобрать их самостоятельно; записать их, четко прочитать. В процессе формирования навыков чтения и письма постоянно проводится работа по определению значения слов, а также читаемого текста. Слоги, слоговые таблицы, слова логопед может предъявлять детям на доске, плакатах и индивидуальных карточках в зависимости от сложности задании, Упражнения Первый уровень 1. Читай чётко слоги и слоговые ряды: |
ам | от | уп | ла | су | бо |
ат | ок | ум | ра | му | по |
ак | ом | ут | ма | жу | то |
ап | оп | ук | на | зу | ДО |
Что ты прочитал? Какие слоги ты прочитал?
Прочитай ещё раз: сначала — прямые слоги, затем — обратные; все слоги построчно; 1, 3 и 5-й столбик — сверху вниз; 2, 4, 6-й — снизу вверх; все столбики построчно справа налево.
2. Чётко прочитай:
Что ты прочитал? Прочитай ещё раз: сначала — обратные слоги, затем прямые.
3. Составь из разрезной азбуки слоги парами. Прочитай их чётко и ясно.
ар — ра ос — со ич — чи |
ул — лу аш — ша ец — це |
кро — орк дла — адл стра — астр |
зли — изл кси — иск скры — ыскр |
Прочитай ещё раз: сначала все прямые слоги, затем — обратные; слоги, в которых только звонкие согласные; только глухие согласные; слоги, в которых три согласных.
4. Чётко и быстро прочитай:
та — до | ич — иц | аст — ашт |
до —то | ещ — еч | шта — ста |
ту —ду | ач — ащ | оста — ошта |
пат — бат | драк — тлак | жорт — золт |
бор — пор | тлок — дрок | залт — жарт |
пул — бул | дрюк — тлюк | жирт — зилт |
Что ты прочитал?
Прочитай слоги справа налево; снизу вверх; со второй строчки — вни»; I читай слоги, содержащие 3 согласных; 1 согласную; 2 согласные.
5. Чётко и быстро прочитай:
ап | то | ук | ир | ап ... |
убо | ехо | ире | ото | убо ... |
сол | шал | жел | зул | сол ... |
Что ты прочитал?
Прочитай слоги, содержащие: только глухие согласные; только звонкие согласные; начинающиеся с глухой согласной.
Найди и прочитай строчку, в которой в каждом сочетании два слога. Докажи правильность своего ответа.
Продолжи данные ряды слогов. Будь внимателен при списывании!
6. Чётко и быстро читай слоги по образцу:
а | о | у | а о | у |
па (пра) | по (про) | ... | са (сна) … | ... |
та (тра) | ... | ... | ж … | ... |
ка (кра) | ... | … | ш … | ... |
ва (вра) | ... | ... | 3 … | ... |
а ч (чт) щ (щт) Ц (ЦТ) | о … … … | у … … … |
7. Посмотри внимательно и скажи, что ты видишь:
• п | к• | •л• | • ч• | • | •о | •и• | •ы• |
•т | м• | • н• | • щ• | • | •ы | •ю• | •у• |
• ш | 3• | •р• | • ц• | • | •у | •ё• | •о• |
•с | ж• | • в• | •д• | • | •а | •я• | •а• |
Какие буквы написаны? Назови согласные.
а) Составь слоги из букв левых столбиков, добавляя вместо точек к согласным сначала гласную И, затем — гласную У; далее — гласную А. (Можно добавлять разные гласные.) Чётко и быстро прочитай составленные тобой слоги.
б) Составь слоги из букв правых столбиков, добавляя к гласным вместо точек любые согласные. Чётко и быстро прочитай составленные тобой слоги.
8.Составь слоги по схемам. Запиши их и чётко прочитай:
Син. % | Красн. |
Красн. | Син. |
Син. | Красн. |
Красн. | Син. | Красн. |
Син. | Красн. | Син. |
Красн. | Син. | Син. |
Син. | Син. | Красн. |
Син. % | Син. | Красн. |
9. Четко и быстро прочитай:
Что ты прочитал? Как ты отличаешь слово от слога? Прочитай сначала слоги, затем - слова.
10. Быстро составляй и чётко читай слова, выделяя ударный слог:
11.
а) В этих клетках «спрятались» дикие и домашние животные и птицы. Найди их названия и чётко прочитай, выделяя ударный слог:
вол | ут | гу | ли | ни |
цы | ло | ки | зы | ры |
ку | ко | сы | ов | си |
Что ты прочитал? Запиши и чётко прочитай названия диких животных, выделяя ударный слог.
б) Рассмотри таблицу и определи, сколько детей должно прийти на занятия. Чётко прочитай имена детей, выделяя ударный слог:
ве | и | ко | ки | ля | я |
ю | о | ра | то | ло | по |
Запиши имена мальчиков.
Что ты записал и прочитал? |
в) Все грибы из корзины рассыпались. Собери их. Запиши и чётко прочитай названия грибов:
12. Быстро составляй слова из слогов и четко читай их, выделяя ударный слог
со | па | ма | ре-ты | гра | ха-ри | стре | нуть |
ва | шадь | ку | ти-ки | бро | точек | шпри | ла |
ли | за | бе | лы-ши | глу | дус-ник | вздох | вать |
по | вы | бо | куш-ка | пла | шю-ра | скры | цы |
сы | сит | бе | леть | |
за | со | рить по по | бро | речь |
но | пать | бе | дить | |
ме | сти | бо | лить |
Что ты прочитал?
Прочитай: сначала двухсложные слова, затем — трёхсложные; слова, содержащие больше согласных, чем гласных. При чтении выделяй ударный слог.
(Слоги могут быть предъявлены логопедом как на плакатах, так и на карточках)
13. Читай быстро и чётко:
бар | вал | вил | дал | сор | нас | рад |
бор | вол | вял | дул | сер | нос | род |
бур | выл | вёл | дол | сыр | нёс | ряд |
Что ты прочитал? Что меняется во всех словах по вертикали?
ров | сок | дал | тир | сечь | тут |
рос | сом | дам | тиф | сер | тушь |
рот | сор | дашь | тишь | сел | тур |
ром | соль | дар | тих | семь | туп |
род | сон | дай | тик | сев | тук |
рок | сох | сед | туз | ||
роль |
Что ты прочитал? Что меняется во всех словах по вертикали?
14. Читай чётко и быстро
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|