Температура поверхности
Температура поверхности
Известные законы термодинамики позволяют нам определить температуру тела, измеряя длину волны в максимуме излучения черного цвета.
Так, если температура поверхности 3-4 тыс. К, то её цвет красноватый, 6-7 тыс. К - жёлтый, 10-12 тыс. К - белый и голубой. В таблице ниже приведены интервалы длин волн, соответствующие различным цветам, которые можно наблюдать в оптическом диапазоне.
Цвет и длина волны
Цвет
| Диапазон длин волн, А
| Фиолетовый, синий
| 3900 - 4550
| Голубой
| 4550 - 4920
| Зеленый
| 4920 - 5570
| Желтый
| 5570 - 5970
| Оранжевый
| 5970 - 6220
| Красный
| 6220 - 7700
| Последовательность спектров звёзд, получающихся при непрерывном изменении их поверхностных слоёв, обозначается следующими буквами: O, B, A, F, G, K, M (от горячих к холодным). Каждый из этих классов подразделяется ещё на 10 подклассов (пример B1, B2, B3…). Четкая классификация спектрального класса звезд представлена в следующей таблице
Спектральные классы звезд
Обозначение класса звезд
| Характерный признак спектральных линий
| Температура поверхности, K
| O
| Ионизованный гелий
| > 30 000
| B
| Нейтральный гелий
| 11 000 - 30 000
| A
| Водород
| 7 200 - 11 000
| F
| Ионизованный кальций
| 6 000 - 7 200
| G
| Ионизованный кальций, нейтральные металлы
| 5 200 - 6 000
| K
| Нейтральные металлы
| 3 500 - 5200
| M
| Нейтральные металлы, полосы поглощения молекул
| < 3 500
| R
| Полосы поглощения циана (CN)2
| < 3 500
| N
| Углерод
| < 3 500
|
Масса
Также звёзды разделяются по массе, но в более узких пределах в отличие от светимости (которая может различаться и в 1000 раз). Очень мало звёзд, имеющих массу в 10 раз больше или меньше Солнечной.
Задание на дом:
Составить 5 тестов в тетради, используя краткую теорию урока и учебник.
Фото работ (с указанием даты и номера урока) прислать на электронную почту: helenkha18@ mail.ru
Уровни учебных достижений
| Оценка
| Критерии оценивания учебных достижений
| Недостаточный
|
| Отсутствует ответ на вопрос, задание и т.д.
| Начальный
|
| Ученик (ученица) показывает непонимание основного содержания учебного материала или допускает существенные ошибки, которые не может исправить при наводящих вопросах учителя.
| Средний
|
| Ученик (ученица) с помощью учителя описывает явление или его части без объяснений соответствующих причин, называет астрономические явления, различает буквенные обозначения отдельных физических и астрономических величин, знает единицы измерения отдельных физических величин и формулы из темы, которая изучается.
| Достаточный
|
| Ученик (ученица) может объяснять астрономические явления, исправлять допущенные неточности, обнаруживает знание и понимание основных положений (законов, понятий, формул, теорий), дает полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, при этом допускает две-три несущественные ошибки, исправляет ошибки по требованию учителя.
| Высокий
|
| Ученик (ученица) свободно владеет изученным материалом, умело использует физическую и астрономическую терминологию, умеет обрабатывать научную информацию: находить новые факты, явления, идеи, самостоятельно использовать их в соответствии с поставленной целью, дает самостоятельно полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, литературным языком; при этом допускает одну-две несущественные ошибки, которые самостоятельно исправляет в ходе ответа.
|
|