Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Орден Иезуитов



2.Орден Иезуитов

Римско-католическая церковь справедливо увидела в Реформации угрозу своему влиянию. С этой целью она создала боевую организацию – Общество Иисуса или Орден Иезуитов (1534 г.). Основателем ордена стал Игнатий Лойола, бывший испанский офицер, религиозный фанатик.

В качестве основных средств борьбы с Реформацией иезуиты определили инквизицию и воспитание. Главными способами борьбы с ересью, как записано в «законах» ордена иезуитов были «проповедь, с целью воздействия на массы, исповедь, подчиняющая церкви отдельных лиц и воспитание, подчиняющее римскому престолу молодежь».

Являясь орденом воинствующего католицизма, иезуиты в XVI – XVII вв. развили большую педагогическую деятельность с целью подчинить подрастающее поколение влиянию католической церкви. Вся система образовательных учреждений создавалась иезуитами для привилегированных слоев общества. Иезуиты откровенно признавали образование для трудящихся масс «вредным», что подтверждает цитата из Устава ордена (1559 г.): «Никто из лиц, употребляемых для домашних услуг в ордене, не должен уметь читать и писать, а кто умеет, того не следует учить дальше».

Основа иезуитского воспитания – подчинение личной воли и наклонностей воспитанников интересам католической церкви и нормам христианской этики. Достигалось это, прежде всего жесткой всесторонней регламентацией воспитательного и образовательного процессов, внедрением взаимного надзора внутри класса и школы, назначением преторов или цензоров, надзиравших за поведением в классах, системой доносительства и слежкой, суровой дисциплиной и нездоровым соперничеством.

Однако наряду с реакционными педагогическими установками иезуиты сочетали достаточно эффективные приемы и методы обучения. В иезуитские коллегии (закрытые интернаты) детей и их родителей привлекали: хорошая оснащенность учебных заведений различными пособиями и оборудованием, забота о здоровье учащихся, хорошее питание, просторные и светлые помещения, умелое распределение учебной нагрузки и отдыха, частые каникулы и праздники, бесплатность обучения.

Значительное число учебных заведений были закрытыми интернатами. Иезуиты стремились к тому, чтобы дети забыли своих родителей и полностью находились под влиянием ордена.

В программу иезуитской коллегии входило преподавание «семи свободных искусств»:грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, теории музыки и богословия.

Позже иезуиты были вынуждены в курсе грамматики и риторики давать попутно ряд сведений по литературе, истории и географии. В дальнейшем элементы этих общеобразовательных знаний стали преподаваться в особом курсе - «эрудиция». Однако основное внимание уделялось древним языкам и изучению катехизиса.

Важное место отводилось светскому воспитанию: правилам поведения за столом, умению вести непринужденную беседу, быть галантным в любых обстоятельствах, поддерживать разговор на любую тему, завоевывать доверие собеседника.

Достаточно серьезное место в системе воспитания отводилось и физическому развитию. Иногда в коллегиях обучали верховой езде, фехтованию, плаванию и т.д.

Иезуитские коллегии делились на два отделения - младшее и старшее. Младшее отделение состояло из пяти классов: младший, средний и старший грамматические классы, гуманитарный класс и риторический. Пятый класс (гуманитарный) был двухгодичным, итого обучение в младшем отделении длилось в течение шести лет.

Ученики младшего отделения должны были в совершенстве овладеть латинским языком. С этой целью им необходимо было разговаривать на латинском языке не только в классе, но и за его пределами.

Старшее отделение имело обычно трехгодичный курс и в сокращенном виде давало ту же подготовку, что и «артистические» (подготовительные общеобразовательные) факультеты университетов. Главное внимание в старших классах уделялось философии (этике), сориентированной на религию, после чего учащиеся переходили к изучению богословия.

Положительными чертами педагогической системы иезуитов можно считать:

- прочное усвоение учащимися полученных знаний,

- применение принципа наглядности,

- внедрение элементов классно-урочной системы при жесткой регламентации деятельности учащихся и учеников,

- регулярное повторение и закрепление всего пройденного материала,

- использование расписания и планирования, как в деятельности учителя, так и учеников,

- разработку подробных методических указаний по изложению учебного материала,

- осуществление систематической подготовки преподавательского состава.

 

Но, несмотря на все позитивные стороны данной педагогической системы, она уничтожала чувство товарищества, устанавливала непрерывный надзор за всеми учащимися и развивала среди них непрерывный шпионаж, наушничество, лесть, подобострастие по отношению к старшим товарищам и учителям. Каждый ученик должен был доносить о своих проступках педагогу, а провинившийся освобождался от наказания, если мог указать на аналогичный поступок своего товарища. Телесные наказания отсутствовали, но была создана система воспитания, бьющая по самолюбию (колпак с ослиными ушами, позорная скамья и др.).

Так или иначе, но обучение молодежи в учебных заведениях иезуитов, того времени, было достаточно престижным. Во многих странах Западной и Восточной Европы иезуиты закрепили свое религиозное и политическое влияние через систему созданных ими школ и оказывали серьезную конкуренцию другим педагогическим системам того времени.

 

Практическое занятие – нет

Самостоятельная работа - № 6 Проанализируйте каждого деятеля Реформации и составьте таблицу, где укажите имя деятеля, годы жизни, вид деятельности, им выдвинутая идея, цель или задачи воспитания и образования по конспекту 12.1

Литература:

1.    Крившенко Л.П. Педагогика – М.: Проспект, 2008.

2.    Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС,2009.

3.    Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2010

4.    Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., 2000

 

Дополнительная литература:

1. Гельвеций К. «О человеке, его умственных способностях и его воспитании»

2. Гельвеций К. «Об уме»

3. Дидро Д. «План университета или школа публичного преподавания наук для Российского правительства»

4. Каменский Я.А. «Великая дидактика»

5. Каменский Я.А «Пансофическая школа»

6. Каменский Я.А «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»

7. Кампанелла «Город Солнца»

8. Монтень «Опыты»

9. Мор Т. «Утопия»

10. Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей».

11. Песталоцци «Лингард и Гертруда, книга для народа»

12. Рабле Ф. "Гаргантюа и Пантагрюэль"

13. Роттердамский Э. «О раннем и достойном воспитании детей»

14. Роттердамский Э. «О методе обучения»

15. Роттердамский Э. «Воспитание христианского государя»

16. Роттердамский Э. «Книжица о приличии детских нравов»

17. Роттердамский Э. «Способ писать письма»

18. Роттердамский Э. «О благовоспитанности детей»

19. Руссо Ж.Ж. «Эмиль, или о воспитании»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.