Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛЕКЦИЯ № 12. Образование и воспитание в период реформации. Историческая справка



ЛЕКЦИЯ № 12

Образование и воспитание в период реформации

Студент должен иметь представления: О воспитании и образовании в период Реформации

Студент должен знать:Основные позиции педагогики того времени

Студент должен уметь:разбираться в предпосылках воспитании и образовании в период Реформации

План изучения темы:

1. Историческая справка

2. Орден Иезуитов

1. Историческая справка

Гуманистические идеалы Возрождения находились в реальном противоречии с характером реальной общественной жизни эпохи. Они были настолько устремлены в будущее, что оказались не только совершенно недоступными массовому сознанию, но и неприемлемыми для многих носителей «теоретического разума». В XVI в. гуманистическая трактовка природы человека столкнулась с религиозной антропологией реформационных учений.

В этот период в Западной и Центральной Европе развернулось широкое социально-религиозное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Главная цель Реформации – замена авторитета церкви, авторитетом Библии. Всякий христианин обладал правом самостоятельного толкования Писания, поэтому священник и церковь являлись лишними связующими звеньями между Богом и простым христианином.

Ведущим принципом Реформации был принцип «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом. Его сторонники стремились переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщить воспитанников к национальной культуре, языку, литературе, поощряли светскую образованность.

Широкое распространение идей Реформации, происходившее в условиях становления централизованных национальных государств и утраты католической церковью прежнего значения в политической и духовной жизни общества, во многом объясняется как религиозным характером сознания людей той эпохи, так и соответствием новых доступных и понятных массам духовно-религиозных установок повседневным интересам и чаяниям различных слоев населения.

Реформация приблизила христианство к человеку, в значительной степени прагматизировало его, признав выполнение долга мирской жизни и профессиональной деятельности высшей нравственной задачей человека.

Наиболее яркими представителями периода Реформации являлись – Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Иоганн Штурм, Матюрьен Кардьер (1479 – 1564), Жан Кальвин (1509 – 1564) и др.

Деятели Реформации быстро осознали роль воспитания и обучения в борьбе за «умы и души» людей. Они доказывали необходимость распространения образования, проникнутого духом реформированного христианства, значительно приближенного к жизни, чем традиционная школа, и ориентированного на охват значительно более широких масс населения, чем это было ранее.

Таким образом, Реформация и протестантизм, в частности, вначале выступил с отрицанием католического догматизма, консерватизма, религиозной нетерпимости и привилегий католического духовенства. Однако протестантские университеты скоро выродились в такие же теологические учебные заведения, какими были и раньше. Вместо католического засилия в них стало господствовать – протестантское. Преподавание снова ушло в узкий круг чисто церковных, теологических интересов. В средних школах и университетах расцвело направление известное под названием неосхоластика.

В целом Реформация способствовала утверждению на Западе педагогических идеалов, направленность которых существенно отличалась от устремлений гуманистов Возрождения. На смену идеальному образу развитой, преданной общечеловеческому делу личности пришел деловой человек-прагматик, сочетающий христианскую добродетель со служением собственному интересу.

Педагогические идеалы Реформации уже в XVI в. реализовывались через достаточно широкую школьную сеть. Значительно большее внимание развитию образования в это же время стала уделять и католическая церковь, пытавшаяся превратить школу в один из действенных инструментов политики контрреформации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.