Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание 1: «Оперантное обусловливание» Б.Ф.Скиннера



НОУ СПО

 

 

Задания к контрольной работе

по дисциплинеПсихология социально-правовой деятельности

студентов заочной формы обучения

с применением дистанционных образовательных технологий

для специальности 40.02.01

 

 

Челябинск


 

Оглавление

Задание 1: «Оперантное обусловливание» Б.Ф.Скиннера. 3

Задание 2: Дайте характеристику психического познавательного процесса «память». 6

Задание 3: Заполните таблицу об особенностях психического развития в младшем школьном возрасте (от 7 до 10-11 лет). 7

Задание 4: О каком свойстве восприятия идет речь?. 7

 

 


 

 

Вариант № 4

 

Задание 1: «Оперантное обусловливание» Б.Ф.Скиннера

 

Ответ:

 

В 1938 году Скинер издал свой основной труд «Повеление организмов» в котором изложил основные принципы «Оперантного обусловливания»

В знаменитых опытах Скиннера лабораторная крыса помещалась в пустой ящик с рычагом внутри и отверстием подачи пищи («ящик Скиннера») и получала полную свободу действий. В процессе хаотичного исследования ящика крыса неизбежно задевала носом, хвостом или лапой рычаг и получала порцию пищи. После нескольких случайных нажатий на рычаг у крысы формировалась новая форма поведения, теперь, проголодавшись, она целенаправленно следовала к нему и нажав получала желаемое. Выдавая пищу за какое-то число нажатий или за нажимание с интервалом, можно получить способ реагирования.

В случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями.

В случае формирования условного рефлекса такого воздействия не наблюдается.

Оперантная реакция как целенаправленное действие отличается от рефлекторных реакций. Скинер считал, что наблюдаемое поведение связано еще и с воздействием среды.

Реакция – это внешняя наблюдаемая часть поведения, которую можно связать с событиями окружающей среды. Сущность процесса научения – установление связей (ассоциаций) реакций с событиями внешней среды.

В своем подходе к научению Скинер проводил различие междуреакциями, которые вызываются четко определенным стимулом (мигательный рефлекс на дувовение воздухом), и реакциями которые нельзя связать ни с одним стимулом, такие реакции второго типа пораждаются самим организмом и называются оперантными.

Скинер полагал, что в целом поведение человека и животных нельзя объяснять в терминах классического обусловливания. Он делал акцент на поведение не связанное с каким-либо известным стимулом, утверждая, что на наше поведение воздействуют стимульные события, которые наступают после него. Поскольку этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом, Скинер определял его как оперантное поведение, называя его обусловливание типа Я., чтобы подчеркнуть воздействие реакции на будущее поведение.

Оперантное поведение (вызываемое определенным научением) орпределяется событиями, которые следуют за реакцией, т.е. за поведением идеи следствия и природа этого следствия изменяет тенденцию организма.

Теория оперантного обусловливания связана с именами Берреса Скинера и Эдворда Ли Трондейка. В отличии от принципа классического обусловливания (S -> R), они разработали принцип оперантного обусловливания (R-> S), согласно которому поведение контралируется его результатами и последствиями. Основной путь воздействия на поведение, исходя из формулы (R-> S) влияет на его результаты.

Концепция «Оперантного обусловливания» Скинера, образовалась под влиянием учения Павлова, разрушало это представление.

Скинер предложил разграничение условных рефлексов на 2 типа:

 -изучающейся в Павловской школе (когда реакция возникает в ответ на раздражитель);

- и тип R (поведение в Скинерском ящике) названое оперантным. Когда животные осуществляют реакцию (R), а лишь потом реакцию подкрепления.

Таким образом наметился переход от линейного представления о поведении к обратной связи в построении реакций.

Техника «Оперантного обусловливания» получила в США широкое применение на практике. Принцыпы оперантного бихевиаризма были приложены к разному роду задач. Оперантную технику начали использовать при лечении невротиков, психически больных, а также воспитании умственно отсталых детей. Модификация поведения здесь достигается за счет постепенного подкрепления. Например: больной награждается за каждые действия, ведущие к цели, согласно схеме лечения. Идеи Скинера нашли широкое применение в педагогике.

Оперантное научение можно представить, как процесс обучения, основанный на связи раздражитель-реакция-подкрепление, в рамках которой поведение формируется и поддерживается в силу тех или иных последствий. Но последствия в виде стимула всегда должны быть положительными.

Многие предполагают, что поведение, которое наказывается, штрафуется, т.е. ведет к последствиям, для индивида неприятным, должно исчезнуть. Скиннер не нашел подтверждения такому выводу. С его точки зрения, наказание - довольно спорный способ отучить от нежелательного поведения, поскольку поведение, за которым следуют неприятные последствия, никуда не исчезает, оно лишь видоизменяется самым неожиданным образом. Человек в случае штрафа вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Часто оказывается так, что эти новые формы бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.