|
||||
Ролевые позиции при обучении офлайн и онлайн при непосредственном взаимодействии участников образовательного процесса ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Ролевые позиции при обучении офлайн и онлайн при непосредственном взаимодействии участников образовательного процесса | ||||
Офлайн | ПКУС и ЛСС (реализует) | Альтернативное обучение – КСО (реализует) | Онлайн (Coursera) | Кто осуществляет в онлайне |
преподаватель (учитель) | учитель-предметник | ученики-первовводчики | преподаватель (учитель) | автор курса |
тренер | учитель-предметник | ученики | ментор | учащиеся, успешно окончившие курс |
консультант | учитель-предметник | старшие ученики | консультант | автор курса |
контролер | учитель-предметник | старшие ученики | ментор (преподаватель) | менторы, получившие специальную подготовку, автор курса |
помощник | учитель-предметник | ученики | фасилитатор | менторы, получившие тьюторские компетентности |
Как видно из таблицы, традиционное обучение практически не использует другие ролевые позиции учеников, что и понятно, так как основную часть времени занимает общение по групповой оргформе учебной работы («один говорит, а все слушают»), а горизонтальные связи используются значительно реже.
Совершенно другая картина в альтернативных педагогических системах, базирующихся на методах и принципах активной педагогики (например, в КСО – Ривин А.Г., Дьяченко В.К., Мкртчян М.А.), где используются методики ассоциативного диалога, позволяющие ученикам общаться друг с другом в процессе обучения как горизонтально (со сверстниками), так и вертикально (с более старшими и младшими учениками). Преподаватель (учитель) выполняет в основном управленческую, организаторскую, методическую, контролирующую функции.
Иное использование ролевых позиций возникает при обучении в онлайн. Для примера мы взяли платформу Coursera, как успешно развивающийся образовательный онлайн-проект, доступный для студентов из разных стран, говорящих на разных языках. При этом один из его главных принципов – применение интерактивных технологий обучения, которые подразумевают активное взаимодействие между преподавателями и студентами, а также между студентами и их сверстниками. Поэтому все ролевые позиции, которые используются в активной педагогике, взяты на вооружение и в цифровой педагогике. Но появилось и одно очень существенное добавление – в онлайне широко используется идея создания обучающегося сообщества.
Цифровая среда позволяет это сделать и многие авторы курсов (MOOCs) работают в этом направлении.
Coursera при непосредственном общении при обучении учащихся курса активно использует две ролевые позиции – ментора и фасилитатора. Помимо общения с учениками эти ролевые позиции несут много других функций, которые помогают эффективному функционированию онлайн-курса (тестирование курса до начала запуска, сбор и обработка результатов обратной связи с учащимися, техническая поддержка и др.). Но мы рассмотрим только те функции, которые они выполняют при коммуникации, взаимодействии с учениками. Coursera считает ментором активного участника учебного сообщества, который помогает улучшать обучение на курсе посредством общения и модерирование форума и установлением обратной связи с учащимися. Ментор (модератор) Coursera – это студент, который недавно успешно прошел курс, на котором планирует работать ментором, набрал более 82% и прошел курс специального обучения.
В последнее время появилась еще одна ролевая позиция – фасилитатор, который является продвинутым ментором и осуществляет: учебную поддержку студентов; конструктивную обратную связь; техподдержка; стимулирование сообщества и общение с учащимися таким образом, чтобы совместно с ними строить новое знание.
Рассмотрим ролевые позиции – Ментор – Фасилитатор – с дидактической точки зрения.
Менторпомогает освоить новый материал студенту через свой личный пример. Он умеет решать задачи, составлять кейсы, разрабатывать проекты и готов показать, рассказать, как он это делает всем желающим. Результатом его общения будет репродуктивный переход умения от ментора к учащемуся через подражание. Требования к ментору – должен знать материал, уметь выполнять то или иное действие, уметь эмпатично сопровождать своего подопечного. Эмпатия, наблюдение, внимательность к особенностям учащегося – вот необходимые качества ментора. Иногда эту роль называют модератор, однако на наш взгляд роль модератора несколько отличается.
Ролевые позиции | Требования к ролевой позиции | Что делает преподаватель данной ролевой позиции | Что делает учащийся при взаимодействии с преподавателем данной ролевой позиции |
Модератор | Умеет устанавливать контакт. Знает обучающую среду, ее возможности, но не обязательно сам может эти возможности продемонстрировать. | Встречает. Устанавливает контакт. Знакомит со средой. Показывает ее возможности. Проводник по среде. | Устанавливает контакт с модератором. Знакомится с обучающей средой. Ориентируется в ее возможностях. |
Ментор | Умеет устанавливать контакт. Может установить уровень актуального развития учащегося в своем содержательном поле. Знает обучающую среду, ее возможности. Умеет демонстрировать не только знание содержания, но и умение применить его на практике (владение). Репродуктивный метод познания. | Встречает. Устанавливает контакт. Слушает образовательный запрос. Демонстрирует умение, комментирует свои действия. Действует по запросу. Готов отвечать на вопросы, но специально их не инициирует Может оценить степень вовлеченности в этот процесс учащегося. Отвечает на вопросы (но их специально не инициирует). Владеет репродуктивным методом (метод готовых знаний). | Устанавливает контакт с ментором. Формулирует образовательный запрос – исходя из возможностей образовательной среды и его личной рефлексии своих умений и неумений. Следит за действиями ментора. При необходимости останавливает и задает уточняющие вопросы. |
Фасилитатор | Все, что относится к ментору. Умеет установить границы зоны ближайшего развития учащегося. Умеет представить содержание мелкими порциями, понятными для учащегося и провести его от не умения к умению таким образом, чтобы каждый свой шаг он совершал самостоятельно, опираясь на свои силы, но в присутствии преподавателя-фасилитатора. | Все, что относится к ментору. Знает теорию Л.С. Выготского и основы гуманистической психологии К. Роджерса. Владеет методом поиска в своем предметном поле. Владеет диалектикой – вопросно-ответным методом. Майевтикой Сократа (Сократическим диалогом). Владеет методиками ассоциативного диалога (методика Ривина). Находится в постоянном эмпатическом контакте с учащимся. | Устанавливает контакт с ментором. Формулирует образовательный запрос – исходя из возможностей образовательной среды и его личной рефлексии своих умений и неумений. Включается в вопросно-ответный метод преподавателя-фасилитатора и каждый шаг совершает осознанно и самостоятельно, проговаривая свои действия. В идеале у него складывается убеждение, что он сам справился с возникшим затруднением. |
Тьютор | В отличии от ментора и фасилитатора может и не владеть содержанием предметной области. Он устанавливает интерес учащегося и работает с тем, чтобы учащийся составил план своих действий по реализации своего интереса. Помогает найти ресурсы, в том числе и личностные. Сопровождает при продвижении по реализации плана. | Устанавливает взаимный эмпатический контакт с учащимся (выбор обязательно должен быть взаимным). Проявляет интерес, помогает оформить его в образовательный запрос. Расширяет при необходимости ресурсное поле как внешнее, так и внутреннее (soft- и self-skills) и помогает установить временные рамки реализации составленного плана. Сопровождает учащегося. | Устанавливает контакт с тьютором. Предъявляет свой интерес. Формирует его в образовательный запрос. Ищет внешние ресурсы. Проявляет внутренние – уровень развития своих soft- и self-skills. Составляет план действий по реализации оформленного образовательного запроса. |
Фасилитатор же, в отличие от ментора, действует не столько на репродуктивном уровне, сколько на уровне воспроизведения, то есть расширяет контекст решаемой задачи, формируемого умения и предлагает учащемуся самому справиться с переходом от познанного к непознанному, от того, что он не умеет, к тому, чему он может научиться. Он определяет уровень актуального развития ученика в данном вопросе (то есть то, что ученик знает, умеет, может сделать сам, без помощи со стороны), подводит ученика к затруднению и предоставляет ему возможность самому его преодолеть. Конечно, фасилитатор должен обладать всеми качествами ментора, модератора но к ним добавляется умение определить уровень актуального развития учащегося, создать ситуацию, когда он сам не может сразу же ее разрешить и помочь ему правильно поставленными вопросами справиться с трудностью (это искусство «майевтики» Сократа). Разработчики Coursera считают, что фасилитаторы должны не только сопровождать учащихся в их индивидуальном продвижении, поддерживать обратную связь, расширять горизонты, но и создавать, поддерживать и развивать учебное сообщество, помогать им совместно строить знания.
Фасилитатор – это человек, который помогает другим двигаться через процесс обучения или выполнения задач (или часто и того и другого). Фасилитатор должен давать разъяснения, делать презентации, отвечать на вопросы, проводить упражнения и вести групповые обсуждения – все время соблюдая график работы!
Хотя у каждого фасилитатора есть свой личный стиль, хорошие фасилитаторы создают энергичную, командную среду обучения, которая побуждает участников и фасилитаторов взаимодействовать, обсуждать и практиковать навыки вместе.
Качества и приемы успешного фасилитатора при работе с аудиторией (группой) прописаны в «Руководство для фасилитаторов» (ноябрь, 2019).
На наш взгляд организаторы Coursera вплотную подошли к новой ролевой позиции, которая пока еще институционально не оформлена в онлайне, но в офлайн обучении присутствует давно. Это позиция тьютора.
Если фасилитатор работает только в заданном контенте (содержании), в рамках только той дисциплины, которую изучают студенты, то тьютор, обладая всеми качествами фасилитатора, должен владеть еще и тьюторской компетентностью. А именно, не только помогать студенту продвигаться в своем темпе в рамках заданной дисциплины, но и расширять его видение до смежных дисциплин, помогать ему рефлексировать свои собственные изменения при обучении, то есть помогает ученику обрести такое фундаментальное качество как умение учиться. Можно сказать, что тьютор помогает ученику понять какую роль играет изучаемый курс в его карьере, личном развитии, самореализации и насколько он важен при его дальнейшем обучение в течении всей жизни.
Сегодня в дистанционном обучении широко обсуждается использование тьютора, наделение его новым функционалом по отслеживанию, корректировке и сопровождению индивидуальной программы обучения студента, проведение им индивидуальных и групповых тьюториалов, поддержка тьютором заинтересованности студента на всем этапе обучения, активизация процесса обучения [6].
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|