|
|||||||
Конспект лекции 3Стр 1 из 2Следующая ⇒ Конспект лекции 3 Добавить страницу в мои закладки · Роль. Ролевые позиции при обучении. · Появление МООКов и развитие подходов. · Таблица ролевых позиций Coursera · Роли Ментора и Фасилитатора с точки зрения дидактики · Роль Тьютора Обычно термин «роль» употребляют в контексте следующего определения (психологический словарь). «РОЛЬ (социальная роль) (англ. role) – социально нормированное поведение человека, занимающего определенное положение в группе (организации, обществе); к роли относятся также права и обязанности». Обычно понятие «роль» связывают с группой, социумом. Мы будем пользоваться термином «ролевые позиции» при обучении и рассматривать особенности нормированного поведения (алгоритмику) при взаимодействии по различным оргформам обучения, которые нами были рассмотрены ранее. Но особое внимание уделим – ролевым позициям в паре (как между учащимися, так и между учащимися и преподавателями). Ролевые позиции в группе значительно шире, чем в паре. Появляются позиции – лидера, помощника, координатора, конфликтовщика. Организация малых групп в учебной работе в ЦОС присутствует, но ролевые позиции внутри группы возникают стихийно и специально преподавателем не отслеживаются. Ролевые позиции при активном сетевом взаимодействии во многом схожи с взаимодействием в паре и представляют только сложность для преподавателя, автора (команды) курса в плане организации и управлении такого рода обучающимся сообществом. Если расширить видение новых ролей в обучении, то при онлайне хорошо просматривается роль преподавателя как инженера, который проектируя цифровую среду, действует согласно элементами инженерии: анализ, разработка, моделирование, конструирование и развитие. В более широком смысле инженерия определяется как анализ, разработка и / или конструирование устройств для практических целей. Сегодня стало очевидным, что созданная цифровая среда может с успехом применяться и для обучения. Появился даже цифровой манифест, в котором объясняются принципы существования новой среды и ее использования для обучения. Рождается даже цифровая педагогика, использующая возможности цифровой среды для обучения различных категорий населения. Возникают новые термины – электронное образование, мобильное обучение и др. Можно наблюдать, что многое в дидактике офлайн обучения и онлайн обучения совпадает, но есть и отличия, которые возможно и не удастся устранить и придется использовать оба способа обучения. И уже родилось даже понятие смешанного обучения. Мы рассмотрим ролевые позиции при обучении в паре (ученик-ученик, учитель-ученик), а не в группе, что наиболее характерно для традиционной и активной педагогики. Различные роли, возникающие при обучении в группе, широко используются в альтернативных педагогических системах (Монтессори М., Штайнера Р., Френе С., Дьяченко В.К. и др.), а также в неформальном и информальном образовании, но пока еще слабо применимы в электронном образовании. Появление массовых открытых онлайн-курсов (MOOCs) породило революцию в системе высшего образования и за последние восемь лет они претерпели значительные изменения как по контенту (содержанию) и форме подачи материала, так и по форматам – от единичных интернет-курсов до бакалаврских и магистерских программ, которые можно проходить онлайн и получать дипломы ведущих университетов мира практически не выходя из дома. Оксфордский словарь английского языка дает следующее краткое определение MOOCs: «Учебный курс доступен через интернет безвозмездно для очень большого числа людей. Тот, кто решает пройти MOOCs, просто заходит на веб-сайт и записывается на курс». С развитием и широким распространением мобильных устройств в последнее время появился специальный термин «мобильное обучение». Так по определению ЮНЕСКО, «мобильное обучение подразумевает использование мобильной технологии как отдельно, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), для организации учебного процесса вне зависимости от места и времени обучения. Обучение может принимать различные формы: с помощью мобильных устройств учащиеся могут получать доступ к образовательным ресурсам, связываться с другими пользователями, создавать контент в учебном классе и за его пределами». Многие исследователи цифровой образовательной среды выделяют надпрофессиональные навыки, которые помогают обучаться онлайн. Так Голубева А.Н. выделяет следующие: способность обучаться; цифровая грамотность; командная работа; системное мышление; межотраслевая коммуникация; экологическое мышление и др. Среди этих навыков коммуникация, как способность обучаться, занимает ведущее место, так как законы восприятия, интериоризации (перевода понятия из внешнего плана во внутренний) одинаково работают как в офлайн, так в онлайне. При этом мы будем рассматривать коммуникацию в русле системно-мыследеятельностного подхода как особый слой мыследеятельности, через который выражается содержание мышления и деятельности человека, а под умениями коммуникации мы понимаем те, которые позволяют человеку оформлять свои мысли в тексты (устные и письменные) и понимать содержание чужих, авторских текстов. В традиционном офлайн обучении (предметно-классно-урочная система – ПКУС и лекционно-семинарская система – ЛСС) можно выделить следующие роли, возникающие при взаимодействии как учащихся между собой, так и учащихся с теми, кто учит: · преподаватель (учитель) – объясняет, рассказывает, показывает; · контролер – проверяет усвоенное, сверяет его с образцом и дает обратную связь; · консультант – отвечает на возникающие вопросы; · тренер – тренирует усвоенное знание и умение через подражание, повторение, упражнение. В системе коллективного обучения (Дьяченко В.К., Мкртчян М.А.) в паре выделяют еще одну роль помощника при использовании методик ассоциативного диалога, позволяющего развивать высшие когнитивные функции. Возникает несколько вопросов. Используются ли эти ролевые позиции при обучении в онлайн? Готовы ли те, кто организует обучение онлайн к этим ролевым позициям, к созданию условий для их возникновения и к их сопровождению? Представим ролевые позиции при взаимодействии в процессе обучения офлайн и онлайн (на примере Coursera) в следующей таблице. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|