|
|||
Религиозно-философская психология. Понятие свобода волиРелигиозно-философская психология. Понятие "свобода воли" Для религиозно-философской психологии было характерно стремление разделить душу и тело, телесный и духовный мир. При этом главное внимание уделялось миру духовному с его категориями веры, надежды, любви, совести, свободы воли, нравственности, самовоспитания, духовного творчества, которые были недоступны эмпирической психологии того времени, изучавшей рефлексы, реакции, стимулы, раздражители в поисках их закономерностей. В этом смысле представители данного направления выходили за пределы физического мира и становились метафизиками и даже мистиками. Несоизмеримость двух форм познания — индуктивной, идущей от непосредственных чувственных фактов к объяснению явлений психики, и дедуктивной, исходящей из готовых идей и представлений, которые распространялись на психические явления, -особенно проявилась в борьбе религиозного, теософского направления с антропологическим. Учеными велась борьба за понимание психологии — либо философской, либо эмпирической, естественнонаучной. Материалистически настроенные исследователи руководствовались детерминистским подходом в объяснении поведения, религиозные философы и психологи отстаивали свободу воли человека. Идеи Соловьева относительно природы человека стали основой для формирования популярного в конце XIX — начале XX в. подхода в психологии, содержавшего в себе религиозно-философские позиции во взглядах на развитие человека. Разработчиком современного религиозного понимания "свободы воли" стал ближайший друг и оппонент В. Соловьева, профессор Московского университета, Л. М. Лопатин (1855-1920). Вслед за В. Соловьевым он выступил с критикой материализма, позитивизма и абстрактного рационализма (типа систем Спинозы и Гегеля) как односторонних точек зрения, которым противопоставлял развиваемый им так называемый конкретный спиритуализм — своеобразную модификацию христианского платонизма и лейбницевской монадологии. Его идеи, основанные на взглядах В. Соловьева, сводятся к следующим положениям. 1. Человеческое "Я" наделяется качеством духовности и активности. 2. Явления в мире имеют тесную взаимосвязь и обусловленность друг другом, и, исходя из этого, познание может строиться на изучении какого-либо одного явления, что в результате приводит к познанию других явлений. 3. Психология является больше философской, нежели естественнонаучной дисциплиной, поэтому методы физиологии и эксперимента не могут быть для нее единственно верными. 4. Стремления и желания человека имеют внутреннюю природу, а внешними являются препятствия, которые мешают достижению какого-либо желания и стремления. 5. Развитие нравственности тесно связано со свободой волну так как истинная свобода есть не отсутствие или отрицание мотива, но выбор этого мотива самим человеком, а не влияющими на него внешними факторами. 6. Из понятия свободы воли вытекает понятие творчества, которое пронизывает всю духовную жизнь индивида, так как нравственность есть высшее проявление сознательного личного творчества. Понимал человека как обладателя свободы воли, стоящего над природными инстинктами, и профессор Петербургского университета Н. О. Лосский (1870—1965). Поддерживая идеи религозно-философского подхода В. Соловьева, Лосский сформулировал концепцию, названную "волюнтаристской психологией", от слова "воля", как центрального понятия, в которой выдвигал следующие основные идеи. 1. Разделение психических состояний на данные человеку (ощущения, восприятия, чувства) и носимые им (акты, стремления, чувствования). 2. Психология понимается как эмпирическая наука, главным методом которой является наблюдение. 3. Воля определяется как творческая энергия личности, так как всегда создает какое-то новое явление. 4. Человек независим от законов природы, и его поведение осуществляется по его духовным законам и в соответствии с его потребностями и желаниями. Последователем Лосского стал С. Л. Франк (1877 1950). Он выступил со статьей "Задачи философской психологии" (1916), в которой в качестве предмета философской психологии была обозначена проблема души человека в противовес принятому в то время пониманию предмета психологии как учения о душевных процессах. Франк выдвинул общее учение о природе душевной жизни и об отношении этой области к другим областям бытия. Идея такой психологии возникла в противовес "психологии без души" Титченера. Выдвигаемое Франком понимание предмета психологии было обусловлено его мнением о том, что душа существует и она познаваема научными методами. Отсюда вытекало и понимание сути психологии как философской, а не естественнонаучной дисциплины, что было созвучно идеям Соловьева, Лопатина и Лосского. Учение Франка о душе содержало следующие идеи. 1. Разведение понятий "душевная жизнь", "душа" и "сознание". 2. Душевная жизнь, имея хаотичную, смутную и не всегда осознаваемую природу, является главным содержанием души и в случае патологии заполняет собой все сознание человека. 3. Предметом психологии как науки о душе является изучение именно бессознательной душевной жизни. 1. Душа имеет три уровня: • низший уровень, на котором сосредоточены все чувства и эмоции, смутная душевная жизнь; • средний слой, включающий предметные знания и самосознание и отделяющий низший душевный слой от высшего; • высший слой, или центр души, определяемый как духовная жизнь. Такое понимание души было сходно с фрейдовскими уровнями психики — бессознательным, предсознанием и сознанием. Однако Франк связывал русскую душу и русскую науку именно с христианскими ценностями. Отсюда понимание развития отечественной психологии и философии по христианскому и интуитивному путям.
|
|||
|