Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Геноцид христиан в годы Великой войны.



Геноцид христиан в годы Великой войны.

Его причины и последствия.

 

ЧАСТЬ II.

Политические последствия геноцида и

реакция мирового сообщества.

ИСТОЧНИК: ГЕНОЦИД В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДОВ И В ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙНАХ СОВРЕМЕННОСТИ. М, 2015, №37, С. 142-146; КИРЕЕВ Н. ИСТОРИЯ ТУРЦИИ В ХХ В., М., 2007, С. 76-86

ССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА!!!!!!

 

Вступление в сговор с Германией подтолкнуло радикальные младотурецкие круги к проведению в жизнь своих преступных замыслов.  

Необходимо отметить, что в трагедии 1908 – 1922 гг. немаловажную роль играли национальный и религиозный факторы. Желание сплотить нацию на основе идей пантюркизма и панисламизма (и тот, и другой носили крайне радикальный характер) подсказали младотурецким лидерам план дальнейших действий. В частности, они полагали, что вступление Турции в войну на стороне Германии поможет осуществить все самые агрессивные планы пантюркизма, точнее, избавиться от христианского населения Османской империи, мешающего проведению этих планов в жизнь. Для более наглядного представления своеобразных идей младотурок можно привести цитату из программы младотурецкой партии: «Рано или поздно нужно будет провести полную османизацию всех турецких подданных. Но должно быть ясно, что этого никогда не удастся достичь уговорами и убеждениями, придется применить силу оружия». И конкретнее: «… Резня необходима… чтобы только турки на этой земле жили независимыми (намек на аширетных Ассирийцев). Все нетурецкие элементы, к какой бы национальности они не принадлежали, должны быть уничтожены».[2] В беседе с одним из сотрудников немецкого посольства министр внутренних дел Турции, один из главных палачей армянского народа, Талаат-паша цинично заявил, что правительство пользуется обстановкой мировой войны, чтобы окончательно избавиться от своих внутренних врагов – христиан (армян и Ассирийцев), не опасаясь вмешательства иностранных держав.[3] И столь же цинично младотурки приступили к осуществлению своих планов.

Жизнь и имущество христиан были в условиях дефицита материальных ресурсов военного времени платой со стороны турок за лояльность мусульманских народов.

Русский вице-консул в (Иранской) Урмии Введенский объяснял, почему курды, получавшие оружие и деньги от России, при первом же удобном случае (при появлении в регионе турецких войск в 1915 г), тут же переметнулись к туркам: «Мы могли дать курдам все, кроме главного, что давала им Турция – разрешения поголовно вырезать всех христиан (Ассирийцев и армян) и завладеть их землями и имуществом».[4]

Ассирийцы подверглись геноциду не только в Османской империи, но и в Северо-Западном Иране, причем геноцид Ассирийцев здесь был учинен еще до 1915 г.

В Великую войну был осуществлен тотальный геноцид Ассирийцев, направленный на уничтожение всего народа. Тот факт, что на весну 1915 г. приходятся и массовые репрессии против армян и греков, доказывает спланированность геноцида христианских народов.

Турция видела в христианах потенциальных сепаратистов и стремилась в первую очередь уничтожить христиан, проживавших на границе империи с Россией и Персией, в которой стояли русские войска.[5]

Еще летом 1914 г. подстрекаемые турецкими агентами курдские и турецкие бандформирования стали уничтожать мирные Ассирийские села Иранского Азербайджана. Турки стремились очистить приграничные зоны от Ассирийцев, чтобы в случае начала войны не дать им соединиться с русскими войсками, дислоцированными в Иране. Катастрофой для Ассирийцев Ирана стал временный вывод русских войск на рубеже 1914 – 1915 гг.

В условиях военного времени туркам было легко объяснить подобные зверства, представляя их как следствие войны; кроме того, война давала возможность туркам не отчитываться перед великими державами за свою внутреннюю политику.

Другие страны не предпринимали никаких сколь-либо значимых действий: ни тогда, чтобы предотвратить геноцид, ни теперь, чтобы целиком признать его. Хотя геноцид был предсказуем. Русские дипломаты неоднократно сообщали, что турки выражают готовность не допустить «вторую Болгарию», вырезав в случае войны всех живущих у границы христиан. Подобные настроения появились у турецкого правительства после потери балканских владений и как следствие, имелась и жажда реванша и мести России. Однако впоследствии геноциду подверглись и те христиане, которые жили в удалении от границ. Это опровергает весьма циничные утверждения турок о том, что массовая гибель христиан это всего лишь издержки войны.

Положения Берлинского конгресса, поставленные под коллективный контроль в 1878 г., предполагали распространить идеи Армянских реформ и на Ассирийцев Хаккяри. Предполагалось по уже испытанной балканской модели допустить христиан к формированию местной администрации в тех местах, где они составляют большинство. Однако разного рода политические разногласия, а больше всего открытая русофобия помешала России провести эти реформы в жизнь.

Пока великие державы занимались выяснением политических отношений, Турция активно вооружала курдов против христиан. Хотя Россия также поставляла оружие на этот участок фронта, в процентном отношении его было значительно меньше, что обусловило значительный перевес сил в пользу турок. Дальнейший исход событий был предсказуем.

Установление кемалистского режима отнюдь не изменило общего положения христиан на территории Турции, хотя и европейские страны, и сама Турция стремится представить это время как расцвет справедливости и терпимости.

Последствия геноцида оказались для Ассирийцев плачевными. В отличие от ряда мусульманских народов, получивших после войны возможность осуществлять собственное государственное строительство, Ассирийцы – жертвы геноцида такого права не получили. Мировое сообщество просто предпочло объявить их народом, лишенным своей территории, чем способствовало усилиям Турции в стирании исторической памяти об Ассирийцах. Подобный бесчеловечный подход к решению Ассирийского вопроса способствовал систематическому повторению геноцида. В 1933 г. был учинен геноцид Ассирийцев в Ираке. Сегодня вновь христианские народы стоят перед лицом этнических чисток и геноцида.

Необходимо подчеркнуть, что на великих державах, осуществлявших суд над проигравшей в Великой войне Турцией, лежит немалая доля ответственности за непризнание геноцида христиан, и этим непризнанием и корыстными политическими играми они открывают дорогу новым зверствам и преступлениям. Поэтому так необходимо признание подобного рода преступлений без исключения всем мировым сообществом ради предотвращения их повторений в будущем с возможно большей жестокостью.   

    


[1] Подробнее об этом см. Вртанесян К. Геноцид армян в Турции: Краткий исторический обзор, с.3//http://genocide.ru

 

[2] Саргизов Л. Ассирийцы стран Ближнего и Среднего Востока. Первая четверть ХХ в. Ереван, 1979, с. 23

[3] Там же

[4] Зая И.Ю. Геноцид христиан в годы Первой мировой войны, его причины и последствия (на примере Ассирийцев)//Геноцид в исторической памяти народов и в информационных войнах современности. М.,2015, №37, с. 142-148

[5] Подробнее об этом см: Шкловский В. Сентиментальное путешествие. М., 2008



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.