Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных единственного числа у детей с ОНР».



 

 

«Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных единственного числа у детей с ОНР».

Для детей, страдающих ОНР, даже при слабой выраженности дефекта освоение падежного управления, изменение по падежам является одним из наиболее сложных разделов обучения. Этот раздел программы по развитию речи требует длительной работы и большого количества упражнений.

Как и у детей с нормально развивающейся речью, в жизни детей с недоразвитием речи наступает момент, когда они начинают связывать усвоенные слова друг с другом - образовывать словесные комбинации. Хаотичные сочетания слов используются ребенком только в какой-либо одной форме, не зависимо от требуемого падежа, числа, лица, времени. На этом этапе развития ребенок не способен изменять слова ( мама-маму-маме). Это явление может проявляться на протяжении нескольких лет.

Нормально развивающийся ребенок, усвоив однажды грамматическое обозначение одной языковой ситуации, распространяет ее в дальнейшем на другие аналогичные слова (беру чашку, ложку, шапку), а ребенок с нарушенным ходом речевого развития этого сходства не улавливает и обозначает однотипные речевые ситуации по-разному.

Возможно и обратное явление - распространение одного какого-либо способа изменения слова на все слова независимо от их типов (дай банку, дай молоку). Такие дети не улавливают синтаксического значения падежа:

«ест каша, сидит на стульчику). Такие аграмматизмы,   получили в логопедии название  «смешение падежей».

Часты случаи неправильного использования детьми с ОНР грамматических элементов для обозначения множественности предметов - при употреблении наречия «много» (много грибы, много карандаши); при употреблении числительных (два грибы, три машинка) или (много грибах, три куклах).

  При чем,  чем больше вариантов в наборе падежных флексий, тем медленнее они усваиваются ребенком. Например, существительные  Тв. п. ед.ч. имеют в своем наборе несколько вариантов окончаний (-ом, -ем, -ей, -ью), усваивается значительно медленнее, чем Вин.п. или Пр.п..

Смешение флексий в классе слов-названий предметов распространено значительно более чем в классе слов-действий.

Особое внимание должно уделяться изучению имен существительных, не изменяемых по падежам. В устной речи детей с глубокой речевой патологией часто встречаются грамматичные высказывания типа «нет палъта», «приехал на метре» и т.д. Смыкаясь с просторечием, эти ошибки носят патологический характер и не поддаются коррекции в ходе текущих исправлений, что требует организации специальной целенаправленной работы, которая далеко не ограничивается одним занятием. На протяжении целого ряда занятий необходимо просто заучивать эти слова и давать детям тексты и слова, в которых они должны узнавать и употреблять эти существительные в различных падежах.

Для отработки падежных окончаний имён существительных единственного числа, можно использовать следующие дидактические игры и упражнения:

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.