Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (Никандрова)



Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (Никандрова)

План

1) Переход в школу – переломных момент в жизни ребенка

2) Подходы к пониманию термина «психологическая готовность к школе»

3) Компоненты психологической готовности к школе и их характеристика

 

Тема 19

Методы изучения детской психики (Волкова)

План

1) Методы исследования детской психики

2) Границы применения методов исследования, своеобразие их использования для изучения детской психики

 

ВОПРОСЫ К КУРСОВОМУ ЭКЗАМЕНУ

"Детская психология"

(заочное отделение – профили «Дошкольное образование», «Дошкольная дефектология», «Логопедия»)

1. Детская психология как наука: предмет, основные задачи, место в системе других наук.

2. Исследование психики ребенка. Трансверсальная и лонгитюдная стратегии исследования. Экспериментально-генетическая линия исследования.

3. Общая характеристика методов изучения психики ребенка, своеобразие их применения.

4. Понятие о развитии, движущие силы и законы детского развития.

5. Предпосылки и условия психического развития ребенка.

6. Наследственные предпосылки как фактор психического развития.

7. Среда как условие развития.

8. Собственная активность ребенка - необходимое условие его развития.

9. Проблема влияния наследственности и среды на психическое развитие: биогенетическая, социогенетическая, двухфакторные теории. Позиция отечественных психологов.

10. Значение деятельности в психическом развитии. Понятие о ведущем виде деятельности. Механизм смены видов деятельности.

11. Роль различных видов деятельности в психическом развитии ребенка.

12. Проблема обучения и психического развития. Зона ближайшего развития. Сензитивные периоды и оптимальные сроки обучения.

13. Роль общения в развитии психики ребенка. Формы общения взрослого с ребенком: понятие, параметры, развитие.

14. Характерные особенности форм общения взрослого с ребенком.

15. Стили общения взрослого с ребенком, их влияние на становление личности ребенка.

16. Общение со сверстниками: специфика и возрастные особенности.

17. Характеристика межличностных отношений в группе детского сада.

18. Семья и ее роль в развитии личности ребенка.

19. Проблема периодизации возрастного развития в зарубежной и отечественной психологии. Периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. Акселерация и амплификация.

20. Основные критерии выделения возрастных периодов в отечественной психологии: социальная ситуация развития, новообразования, кризис, ведущая деятельность.

21. Безусловные рефлексы и врожденные формы поведения новорожденного. Новорожденность как переходный период от биологического к социальному типу существования.

22. Эмоциональное развитие младенца.

23. Познавательное развитие ребенка в младенческом возрасте.

24. Развитие предпосылок речи в младенчестве.

25. Предметная деятельность в раннем возрасте. Предметные действия: этапы их развития, типы. Взрослый как центр развития предметных действий.

26. Основные направления развития речи в раннем детстве.

27. Умственное развитие ребенка раннего возраста.

28. Предпосылки формирования личности ребенка в раннем детстве.

29. Зарождение новых видов деятельности в раннем возрасте.

30. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника, ее значение.

31. Проблема игры в детской психологии. Сюжетно-ролевая игра: предпосылки, условия, этапы возникновения.

32. Структура сюжетно-ролевой игры, развитие отдельных ее компонентов в дошкольном возрасте.

33. Структура формирующегося самосознания ребенка, его развитие.

34. Особенности самооценки ребенка в разных возрастах.

35. Формирование половой идентификации в разных возрастах.

36. Становление мотивационной сферы в детстве.

37. Особенности освоения этических норм и правил в детском возрасте.

38. Причины негативных личностных образований.

39. Характеристика общих и специальных способностей детей.

40. Развитие познавательных способностей у детей.

41. Детская одаренность, ее признаки.

42. Развертывание темперамента в детском возрасте, характеристика типов темперамента у детей, учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательно-образовательной работе.

43. Эмоциональная сфера ребенка раннего и дошкольного возраста.

44. Основные направления развития воли ребенка.

45. Формирование действий восприятия и усвоение сенсорных эталонов как основа сенсорного развития ребенка.

46. Виды действий восприятия, формирующиеся в детстве.

47. Этапы сенсорного развития и их связь с деятельностью.

48. Особенности наглядно-действенного мышления ребенка.

49. Развитие наглядно-образного мышления, его связь с развитием знаково-символической функции.

50. Формирование основ логического мышления. Особенности детских рассуждений.

51. Развитие внимания в дошкольном детстве: основные тенденции развития в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте.

52. Развитие памяти в детском возрасте. Освоение ребенком приемов запоминания и припоминания.

53. Основные направления развития воображения дошкольника.

54. Особенности детского воображения. Основные механизмы создания образов. Индивидуальные особенности воображения ребенка.

55. Проблема психологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе.

56. Содержание психологической готовности ребенка к школьному обучению: умственная, социально-психологическая, волевая.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.