|
|||
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (Никандрова) ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (Никандрова) План 1) Переход в школу – переломных момент в жизни ребенка 2) Подходы к пониманию термина «психологическая готовность к школе» 3) Компоненты психологической готовности к школе и их характеристика
Тема 19 Методы изучения детской психики (Волкова) План 1) Методы исследования детской психики 2) Границы применения методов исследования, своеобразие их использования для изучения детской психики
ВОПРОСЫ К КУРСОВОМУ ЭКЗАМЕНУ "Детская психология" (заочное отделение – профили «Дошкольное образование», «Дошкольная дефектология», «Логопедия») 1. Детская психология как наука: предмет, основные задачи, место в системе других наук. 2. Исследование психики ребенка. Трансверсальная и лонгитюдная стратегии исследования. Экспериментально-генетическая линия исследования. 3. Общая характеристика методов изучения психики ребенка, своеобразие их применения. 4. Понятие о развитии, движущие силы и законы детского развития. 5. Предпосылки и условия психического развития ребенка. 6. Наследственные предпосылки как фактор психического развития. 7. Среда как условие развития. 8. Собственная активность ребенка - необходимое условие его развития. 9. Проблема влияния наследственности и среды на психическое развитие: биогенетическая, социогенетическая, двухфакторные теории. Позиция отечественных психологов. 10. Значение деятельности в психическом развитии. Понятие о ведущем виде деятельности. Механизм смены видов деятельности. 11. Роль различных видов деятельности в психическом развитии ребенка. 12. Проблема обучения и психического развития. Зона ближайшего развития. Сензитивные периоды и оптимальные сроки обучения. 13. Роль общения в развитии психики ребенка. Формы общения взрослого с ребенком: понятие, параметры, развитие. 14. Характерные особенности форм общения взрослого с ребенком. 15. Стили общения взрослого с ребенком, их влияние на становление личности ребенка. 16. Общение со сверстниками: специфика и возрастные особенности. 17. Характеристика межличностных отношений в группе детского сада. 18. Семья и ее роль в развитии личности ребенка. 19. Проблема периодизации возрастного развития в зарубежной и отечественной психологии. Периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. Акселерация и амплификация. 20. Основные критерии выделения возрастных периодов в отечественной психологии: социальная ситуация развития, новообразования, кризис, ведущая деятельность. 21. Безусловные рефлексы и врожденные формы поведения новорожденного. Новорожденность как переходный период от биологического к социальному типу существования. 22. Эмоциональное развитие младенца. 23. Познавательное развитие ребенка в младенческом возрасте. 24. Развитие предпосылок речи в младенчестве. 25. Предметная деятельность в раннем возрасте. Предметные действия: этапы их развития, типы. Взрослый как центр развития предметных действий. 26. Основные направления развития речи в раннем детстве. 27. Умственное развитие ребенка раннего возраста. 28. Предпосылки формирования личности ребенка в раннем детстве. 29. Зарождение новых видов деятельности в раннем возрасте. 30. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника, ее значение. 31. Проблема игры в детской психологии. Сюжетно-ролевая игра: предпосылки, условия, этапы возникновения. 32. Структура сюжетно-ролевой игры, развитие отдельных ее компонентов в дошкольном возрасте. 33. Структура формирующегося самосознания ребенка, его развитие. 34. Особенности самооценки ребенка в разных возрастах. 35. Формирование половой идентификации в разных возрастах. 36. Становление мотивационной сферы в детстве. 37. Особенности освоения этических норм и правил в детском возрасте. 38. Причины негативных личностных образований. 39. Характеристика общих и специальных способностей детей. 40. Развитие познавательных способностей у детей. 41. Детская одаренность, ее признаки. 42. Развертывание темперамента в детском возрасте, характеристика типов темперамента у детей, учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательно-образовательной работе. 43. Эмоциональная сфера ребенка раннего и дошкольного возраста. 44. Основные направления развития воли ребенка. 45. Формирование действий восприятия и усвоение сенсорных эталонов как основа сенсорного развития ребенка. 46. Виды действий восприятия, формирующиеся в детстве. 47. Этапы сенсорного развития и их связь с деятельностью. 48. Особенности наглядно-действенного мышления ребенка. 49. Развитие наглядно-образного мышления, его связь с развитием знаково-символической функции. 50. Формирование основ логического мышления. Особенности детских рассуждений. 51. Развитие внимания в дошкольном детстве: основные тенденции развития в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте. 52. Развитие памяти в детском возрасте. Освоение ребенком приемов запоминания и припоминания. 53. Основные направления развития воображения дошкольника. 54. Особенности детского воображения. Основные механизмы создания образов. Индивидуальные особенности воображения ребенка. 55. Проблема психологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе. 56. Содержание психологической готовности ребенка к школьному обучению: умственная, социально-психологическая, волевая.
|
|||
|