Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Арзамас» и российский модернизационный проект Александра I



«Арзамас» и российский модернизационный проект Александра I

Выполнил магистрант II года обучения

Группы 19834

Путилин М. С.

После завершения наполеоновских войн в первой половине XIX века Россия получила ведущую роль на европейской политической арене. Император Александр I задумался о комплексе необходимых реформ. Эти реформы должны были затронуть как внутреннюю политическую систему России, так и принципы российской международной дипломатии. Для начала подобных реформ требовалась поддержка со стороны общественного мнения. Внешнеполитический авторитет России к тому времени был высок благодаря победам над Наполеоном и умелой дипломатии Иоанна Каподистрии. Однако повлиять на общественное мнение внутри самой страны император лично не мог.

Общественное мнение в России в то время было под влиянием консервативно настроенных литераторов, объединенных в общество «Беседа любителей русского слова», возглавляемое А. С. Шишковым. В этих условиях в России возникает литературное общество под названием «Арзамас».

Дореволюционные и советские исследователи, как правило, изучали историю «Арзамаса» лишь с двух позиций. Первая из них связывает «Арзамас» с тайными политическими организациями декабристов. Вторая рассматривает данную организацию только как литературное общество, связанное со становлением поэзии А. С. Пушкина. Ряд современных российских исследователей, например М. Майофис и В. Сироткин, предполагает, что обе эти позиции не дают полной картины об «Арзамасе».

По мнению этих ученых, общество «Арзамас» следует рассматривать в контексте задуманного Александром I комплекса реформ. Император предполагал одновременное введение в России конституции и создание международного совещательного органа конституционных монархий Европы на основе «Священного Союза». «Арзамас» нужен был для того, чтобы создать в России общественное мнение, благоприятное для проведения данных преобразований.

Именно поэтому внутри «Арзамаса» вскоре оказались как виднейшие русские дипломаты своего времени (Д. Н. Блудов, Д. П. Северин), так и молодые представители либерального дворянства (Н. Тургенев, М. Орлов, А. Муравьев). Создателями общества были С. С. Уваров, В. А. Жуковский и близкие к его кругу литераторы. Символика данного общества базировалась на пародийных ритуалах, высмеивающих членов «Беседы…». К числу таких ритуалов относилась шуточная вступительная речь, которую новоиспеченный член общества должен был стилизовать под эпитафию, произносимую на похоронах одного из литературных оппонентов «Арзамаса». Объектом пародии позднее становились любые литераторы, относившиеся к задуманным Александром I реформам скептически или враждебно. Помимо этого, члены «Арзамаса» вели критический отбор собственных литературных произведений, совершенствуя мастерство писателей и поэтов. Успешные сочинения арзамасцев публиковались в таких журналах, как «Conservateur Impartial», принадлежавший С. С. Уварову.

В 1817 году в «Арзамас» вступает ряд новых людей, в том числе Н. И. Тургенев, М. Ф. Орлов. Именно это событие исследователи считают началом противостояния «старых» и «новых» арзамасцев. Как уже было сказано, все арзамасцы были литераторами из среды либерального дворянства. Их основное противоречие заключалось во взглядах на роль литературы по отношению к политике. «Старые» арзамасцы считали, что литература должна развиваться вслед за постепенной реализацией правительственного замысла реформ. «Новые» арзамасцы возражали им, считая, что литература имеет самостоятельную значимость и может ускорить реализацию императорского проекта. С этого же времени, согласно исследователям, литературное общество перешло от пародий на деятелей «Беседы…» на оппонирование любым политически нейтральным либо недостаточно проправительственным, по сравнению с ними, литературным институтам. К примеру, Н. И. Тургенев критиковал А. И. Красовского, Н. И. Гнедича и Н. Н. Греча. Но наиболее явно различия в мировоззрении среди арзамасцев проявились в судьбе «старых» и «новых» членов общества после краха глобального реформаторского замысла Александра I. «Новые» арзамасцы вскоре оказались участниками декабристских тайных обществ и в последующем были осуждены как заговорщики. «Старые» арзамасцы в основном продолжили активную правительственную службу и сделали успешную карьеру при следующем императоре, Николае I.

Взаимоотношения литераторов того времени, согласно исследователям, были не менее сложны, чем игра дипломатов «Священного Союза». Особенно это касалось членов кружков А. Н. Оленина, который занимал нейтральную позицию, принимая как членов «Арзамаса», так и «Беседы любителей русского слова». Он всегда поддерживал тех, кто испытывал трудности, и потому отношение арзамасцев к нему постоянно менялось. К примеру, во время обсуждения вопросов о взаимоотношениях христианских церквей на международном конгрессе в конце 1818 года члены «Арзамаса», зная о большом влиянии своих литературных оппонентов внутри церковных институтов, объединились с А. Н. Олениным и его кружком. Это позволило им отстоять идею национальной, но при этом имеющей международное значение, православной церкви.

Разумеется, исследователи не оставляют без внимания вопрос о причинах неудачи столь хорошо организованного взаимодействия власти и лучших публицистов и литераторов своего времени. Советские историки связывали распад «Арзамаса» с неразрешимым конфликтом прогрессивных и консервативных деятелей в его составе, а также изначально пустым характером реформаторских проектов Александра I. Однако современные исследователи считают основной причиной именно невозможность для членов «Арзамаса» выполнить задачу, ради которой они и создали свое общество. Литературные успехи арзамасцев могли повлиять только на небольшой круг общественности российских столиц. Основная часть дворянства не была затронута новыми идеями реформ, а жила старыми принципами, духовно оставаясь на стороне членов «Беседы…». Поняв все это, император решил повернуть назад деятельность в области преобразований, отменив свои же инициативы на последнем международном конгрессе «Священного Союза».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.