Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание: изучить лекцию, ответить на вопросы самоконтроля (срок выполнения – 05.11.2020) и выполнить домашнее задание (срок выполнения – к следующему занятию), для оценивания работы присылать с указанием своей фамилии, группы и номера лекции на электронны



 

Дата:  05.11.2020      

Группа: Д-18 1/9

Дисциплина: ОП.06 Профессиональная этика и психология делового общения.

Преподаватель: Урина Н.В.

Задание: изучить лекцию, ответить на вопросы самоконтроля (срок выполнения – 05.11.2020) и выполнить домашнее задание (срок выполнения – к следующему занятию), для оценивания работы присылать с указанием своей фамилии, группы и номера лекции на электронный адрес страницы в контакте https://vk.com/id255720637

Занятие № 14

Лекция № 11

Тема: «Методы разрешения конфликтов. Методы снятия психологического

      напряжения в условиях конфликта».            

 

План

 

1. Структурные методы разрешения конфликтов.

2. Межличностные методы разрешения конфликтов.

3. Правила, которые необходимо придерживаться в конфликтной ситуации.

 

Г.Н. Смирнов выделяет две группы методов для устране­ния конфликтов — структурные и межличностные.

К структурным методам разрешения конфликтов от­носятся:

¾ разъяснение требований к работе (каждый работник дол­жен знать об

ожидаемом уровне результатов, о том, кто предоставляет и получает различную информацию, о сис­теме полномочий и ответственности и т.п.);

¾ координационные и интеграционные методы (один из них — цепь команд.

Иерархия полномочий упорядочивает вза­имодействия людей, принятие решений и информацион­ные потоки внутри организации. Начальник может принять решение по какому-либо вопросу, вызвавшему противоречия, и тем самым предупредить возникновение конфлик­та. Конфликт между двумя производственными подразде­лениями можно разрешить, создав промежуточную служ­бу, координирующую работу этих подразделений);

¾ направление усилий всех участников на достижение общих целей;

¾ создание системы вознаграждений (благодарность, премию, повышение по

службе можно использовать как метод управ­ления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на пове­дение людей).

    Межличностные методы разрешения конфликтов:

1) Уклонение — это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании и

фактическом отрицании конфликта. Пред­логом здесь могут быть ссылки на недостаток времени, пол­номочий, ресурсов, незначительность проблемы или невер­но выбранного адресата. Девиз такого поведения: «Не сто­ит делать из мухи слона». Цель обвиняемой стороны — от­ложить решение конфликта (как-нибудь само собой утря­сется), дать противнику возможность обдумать свои пре­тензии.

2) Сглаживание — это удовлетворение интересов другой сто­роны через

«приспособление», чаще всего оно предполагает незначительное удовлетворение собственных интересов. Действуют здесь по принципу: «Чтобы ты выиграл, я дол­жен проиграть». Причиной такого поведения может быть стремление сделать «жест доброй воли», завоевать распо­ложение партнера на будущее, желание избежать разраста­ния конфликта, понимание того, что правота на стороне «противника». Такого рода согласие может быть частичным и внешним.

3) Компромисс— это открытое обсуждение мнений и пози­ций, направленное

на поиск решения, наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон. Преимущество такого ис­хода — взаимная уравновешенность прав и обязанностей и легализация претензий. Компромисс действительно сни­мает напряженность, помогает найти оптимальное реше­ние. Партнеры, идущие на компромисс, исходят из того, что совместный выигрыш выгоден, что компромисс в одном может дать выигрыш в другом, что плохое решение лучше, чем отсутствие решения.

4) Конкуренцияможет привести к доминированию одного партнера над

другим и в конечном итоге к уничтожению последнего: «Чтобы я победил, ты должен проиграть». Это неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, хотя следует признать, что конкуренция может стимулиро­вать способности и талант. Конкуренция чаще всего возни­кает при переоценке себя и недооценке противника. Она может быть вызвана потребностью защитить свои интере­сы, жизнь, семью, а также желанием всегда брать верх, пренебрежительным отношением к другим.

5) Сотрудничество — это форма разрешения конфликта, при которой

удовлетворение интересов обеих сторон более важ­но, чем решение вопроса. Сотрудничество подразумевает, что интересы одной стороны не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены интересы и другой, по крайней мере частично. Ни одна из сторон не стремится добиться цели за счет другой.

    Исход конфликтной ситуации будет зависеть не только и не столько от причин, факторов и моделей протекания конф­ликта, степени его затянутости, сколько от отношения самих участников к конфликтной ситуации.

Поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональ­ное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, по­дойти творчески к разрешению проблемы, то в конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил:

1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не ра­зум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои слова и поступ­ки, за которые впоследствии бывает обидно и неудобно. Поэтому из делового общения необходимо устранить суж­дения и оценки, ущемляющие достоинство собеседников, покровительствующие суждения и оценки, иронические замечания, высказываемые с чувством плохо скрытого пре­восходства или пренебрежения.

2. Стремитесь к уважительной манере разговора. Такие фра­зы, как «Прошу извинить», «Буду очень признателен», «Если это вас не затруднит» препятствуют формированию у оппонента внутреннего сопротивления, снимают отрицательные эмоции.

3. Стремитесь вести обсуждение не по поводу занимаемых сторонами позиций, а по существу проблемы, основываясь на объективных критериях. Старайтесь выслушать собе­седника, так как умение слушать является одним из крите­риев коммуникабельности.

4. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, наста­ивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: «Разве я никогда не ошиба­юсь?» Постарайтесь взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.

5. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, за­дав вопрос: «Что произойдет, если выход не будет найден?». Это позволит перенести центр тяжести с отношений на про­блему.

6. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Но разрядиться на окружающих — это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли конт­роль над собой, попытайтесь сделать единственное: замол­чите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте кон­статации отрицательных эмоциональных состояний парт­нера.

7. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тог­да вы обязываете и его быть лучше.

8. Предложите собеседнику встать на ваше место и спроси­те: «Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сдела­ли?» Это снимает критический настрой и переключает со­беседника с эмоций на осмысление ситуации.

9. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте зна­ки превосходства. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.

10.  Независимо от результатов разрешения противоречий ста­райтесь не разрушить отношения.

    Приведем некоторые из методов снятия психологическо­го напряжения:

1) Метод переключения на другой вид деятельности — связан с двигательной

активностью, требующей физического напряжения, благодаря которой сжигается адреналин. Так, если находитесь на работе, займитесь любым видом дея­тельности: переберите бумаги, полейте цветы, заварите чай, переставьте стол, пройдите несколько раз в быстром темпе по коридору, зайдите в туалетную комнату и подержите 4—5 минут руки под холодной водой, подойдите к окну и посмотрите на небо, деревья.

Если же находитесь дома, то постарайтесь выйти на улицу и побегать или

походить в быстром темпе 10—15 минут, примите контрастный душ, перемойте скопившую­ся посуду. Постарайтесь практиковать данный метод как можно чаще в те моменты, когда чувствуете, что теряете самоконтроль. Тогда данный способ войдет у вас в привычку. Кроме того, постарайтесь хотя бы раз в неделю зани­маться делом, которое вас радует, успокаивает и приносит удовлетворение.

2) Метод визуализации — мысленно выразите свои чувства и переживания

или что-то сделайте человеку, который вы­звал негативную реакцию. Он приемлем тогда, когда не можете излить свое раздражение, например, на руководителя или если предполагаете, что ваш гнев только ухудшит и без того напряженную ситуацию. В результате добьетесь освобождения от гнева, ничем при этом не рискуя.

3) «Заземление» — представьте: гнев входит в вас от оппонента как пучок

отрицательной энергии. Затем представь­те себе, как эта энергия опускается в ноги и свободно ухо­дит в землю.

4) Метод «уменьшения оппонента в росте» — представьте себе, что в ходе

общения ваш оппонент настолько уменьшается в росте, что превращается в комок грязи, на которую може­те наступить, а голос его при этом становится все слабее и слабее. В результате он покажется менее значительным и влиятельным.

5) Метод «настроения» — возьмите цветные фломастеры или карандаши и

расслабленной левой рукой начните рисовать любой рисунок: линии, пятна, фигуры и т.п. Постарайтесь полностью погрузиться в свои переживания, т.е. выбрать и провести линии в соответствии со своим настроением, как бы материализуя на бумаге свои переживания. Зарисовав весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8—10 слов, отражающих ваше настроение (пере­живание). Пишите те слова, которые первыми приходят в голову, долго не думая. Затем еще раз посмотрите на рису­нок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и энергично, с удовольствием разорвите его. Ском­кайте изорванные куски листа и выбросьте их в мусорное ведро. Вместе с выброшенным рисунком вы избавляетесь от плохого настроения и обретаете успокоение.

6) Метод «внутренний луч» — можно использовать на началь­ной стадии

раздражения, когда происходит нарушение са­моконтроля, исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение.

    Для его выполнения необходимо расслабиться и пред­ставить следующие картинки. В верхней части головы воз­никает светлый луч, который движется сверху вниз и мед­ленно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и приятным светом. По мере движения луча разглаживают­ся морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослаб­ляются складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются пле­чи, освобождаются шея и грудь. Светлый внутренний луч создает внешность нового, спокойного, уверенного и бла­гополучного человека.

7) Упражнение «мой дом» («моя комната»). Для его реализа­ции необходимо

сесть, расслабиться и начать строить в во­ображении свой любимый дом или комнату с видом на реч­ку, озеро, лес или куда-то еще. Обставьте его, как вы хоти­те, представьте свое кресло, любимое место в нем. Запом­ните его и мысленно уходите в него отдыхать в любое вре­мя в течение дня. Побудьте в нем 5—7 минут, и вы ощути­те прилив сил.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.