|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Б. Открытая модель ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Б. Открытая модель Целевая функция (4.7) (4.8) Ограничения (4.9) (4.10) (4.11) (4.12) (4.13) где =1,2, …, n - потребители (заводы районы, пункты и т.д.); =1,2, ..m – заводы-изготовители; Xij – величина поставки -го завода-изготовителя -му потребителю; – совокупные затраты на производство и доставку единицы продукции с -го завода -му потребителю; – полная себестоимость изготовления единицы продукции на -ом заводе; – транспортные расходы по доставке единицы продукции с -го завода -му потребителю, р./шт.; Требуется определить величины Xij – размеры поставок продукции заводов-изготовителей потребителям, при которых были бы минимальные совокупные производственные и транспортные затраты по всему объему перевозимой продукции. Ограничение (4.3) означает, что потребность любого -го завода должна быть полностью удовлетворена. Ограничение (4.4) характеризует объем выпущенной продукции любого -го завода-изготовителя, который должен быть полностью распределен между всеми потребителями. Ограничение (4.5) показывает, что объем перевозок не может быть величиной отрицательной. Ограничение (4.6) свидетельствует о том, что решение задачи должно быть найдено исходя из того, что общий объем потребностей потребителей соответствует производственной мощности заводов-изготовителей. Указанная задача относится к закрытой (замкнутой) модели транспортной задачи, для которой справедливо равенство (4.6). Если это равенство нарушатся, то либо суммарный объем производства всех заводов-изготовителей превышает суммарные заявки потребителей – неравенство (4.12), либо производственные мощности заводов-изготовителей недостаточны для удовлетворения заявок потребителей – неравенство (4.13). В обоих случаях задача представляет собой открытую модель транспортной задачи. Такие задачи могут быть сведены к задачам (4.1) – (4.6) введением либо фиктивного пункта потребления – в случае (4.12), либо фиктивного пункта производства – в случае (4.13). Стоимость перевозок из фиктивного пункта производства (или в фиктивный пункт потребления) принимается равной нулю. Вся исходная информация для построения экономико-математической модели систематизируется в виде табл. 4.1. Таблица 4.1 Исходная информация для построения экономико-математической модели.
Для решения данной задачи, относящейся к классу так называемых «транспортных задач», могут быть использованы методы линейного программирования, обеспечивающих различную степень оптимизации плана перевозок: метод потенциалов, метод северо-западного угла, метод минимального элемента и др. При выполнении данной лабораторной работы может быть использован метод минимального элемента или метод северо-западного угла. Сущность метода минимального элемента состоит в следующем. Строится матрица совокупных затрат Cij, каждый элемент которой, определяется по формуле (4.2). В матрице Cij, начиная с самого минимального значения Cij из всех имеющихся, определяется объем перевозок Xij по формуле (4.14)
На каждой последующей итерации по мере возрастания численного значения элемента Cij величина Xij равняется минимуму из оставшегося нераспределенным объема производства на i-ом заводе-изготовителе и неудовлетворенной части заявки j-го потребителя. Сущность метода северо-западного угла состоит в следующем: так же, как и а методе минимального элемента, сначала строится матрица совокупных затрат Cij. В этой матрице определяются объемы перевозок Xij по формуле (4.13), начиная с элемента С11 и далее по всей первой строке, т. е. для С12, С13, …, С1n, последовательно переходя ко второй строке, третьей и т. д. На каждой последующей итерации величина Xij так же, как при методе минимального элемента принимается равной минимальному значению из оставшегося нераспределенным объема производства на i-ом заводе-изготови-теле и неудовлетворенной еще части заявки j-го потребителя. Поскольку время лабораторной работы ограничено, студенты ориентировочно определяют четыре варианта плана закрепления потребителей за поставщиками. Пользуясь указанным преподавателем методом ручного счета (минимального элемента или северо-западного угла), студенты рассчитывают пятый вариант плана. Для всех возможных вариантов рассчитывается на ЭВМ значение целевой функции. Лабораторная работа выполняется поэтапно. 1. Выписать исходную информацию и оставить экономико-матема-тическую модель задачи (см. выше); 2. Составить матрицу совокупных затрат Cij (табл. 4.2) Таблица 4.2 Матрица совокупных затрат Cij
3. Разработать четыре ориентировочных варианта плана закрепления потребителей за заводами-изготовителями (по форме табл.4.3); 4. Определить пятый расчетный план решения задачи, используя один из приведенных выше методов; Таблица 4.3 Вариант плана закрепления потребителей за изготовителями
Используя ЭВМ [3,4] находят последовательно пять значений целевой функции рассматриваемой экономико-математической модели; Производят анализ результатов. Оптимальным считается вариант плана закрепления потребителей за заводами-изготовителями, обеспечивающий минимальные затраты, связанные с изготовлением и транспортировкой по всему объему продукции. Варианты исходных данных, необходимых для выполнения работы представлены в табл. 4.4, 4.5.
Таблица 4.4 Исходные данные для первого варианта
Таблица 4.5 Исходные данные для второго варианта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|