Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стэнли Гренвилл Холл: биоэнергетическая теория



Стэнли Гренвилл Холл: биоэнергетическая теория

Идеи американского психолога, автора педологии и биогенетической теории, С. Холла (1846 – 1924 гг.) оказали существенное влияние на развитие психологии религии. Холл стоял у истоков нового направления психологии, а с точки зрения Пратта Д., его можно считать родоначальником психологии религии.

Знакомство с биографией Холла показывает, что его интерес к религиозным аспектам психологии был далеко не случаен. Родился Стэнли Гренвилл Холл в 1844 году в Ашфилде (Штат Массачусетс, США) в семье небогатых фермеров. Родители Холла были просвещенными и религиозными людьми, и всячески поощряли интерес сына к религиозному образованию, мечтая о том, что он сделает карьеру на духовном поприще. Следуя собственному желанию, совпавшему с желанием родителей, Холл поступил в колледж Уильямса (1863 г.). Учился Холл прилежно, но интерес к философии и эволюционной теории превзошел его интерес к богословию. После знакомства с книгой Вундта «Основы физиологической психологии» Холл переехал в Кембридж (1874 г.), где занял должность преподавателя английского языка в Гарвардском университете и начал усиленно заниматься самообразованием в области психологии. В течение четырех лет Холл написал диссертационное исследование о специфике тактильного восприятия пространства, и первым в США получил докторскую степень по психологии (1978 г.). Интерес Холла к экспериментальной психологии сподвиг его отправиться в Лейпциг (Германия) с целью обучения у Вундта, в его знаменитой лаборатории, которое, как писал впоследствии Холл, не совсем оправдало его ожидания.

Поскольку, во времена Холла, практическая психология не пользовалась успехом в США, Холл продолжил свою педагогическую деятельность, но оставался активным популяризатором и пропагандистом психологических идей. По инициативе Гарвардского университета, Холл выступил с циклом лекций, посвященных вопросам образования, которые имели большой успех у слушателей, и в которых он призывал изучать психологию.

В должности профессора университета Дж. Хопкинса (1882 – 1888 гг.), Холл стал основателем первой в США научной психологической лаборатории (хотя первенство Холла оспаривается некоторыми психологами). Он, несомненно, был энтузиастом в области экспериментальной психологии – лаборатория была оборудована исключительно на средства Холла, а среди получивших в ней подготовку, были такие известные психологи, как Кэттэл и Дьюи.

Холл был исключительно удачливым издателем журналов – три из основанных им изданий: «Американский журнал психологии» (1887 г.), «Педагогический семинар» (в современном варианте «Журнал генетической психологии») и «Журнал прикладной психологии» (1891 г.), издаются по сей день, и пользуются заслуженной репутацией в научных кругах. Основанный Холлом «Журнал религиозной психологии» (1904 – 1915 гг.) в течение десятилетия не без успеха пропагандировал идеи психологии религии. Деятельный интерес к религии Холл реализовал также основанием Школы религиозной психологии Кларка и книгой под названием «Иисус Христос в свете психологии» (1917 г.). Образ Иисуса, представленного в книге «сверхчеловеком», не встретил, впрочем, должного понимания у представителей церкви.

Холл возглавил в качестве президента Университет Кларка (Вустер, Массачусетс) (1888 – 1920 гг.) и 32 года успешно руководил им. Именно Холл пригласил Фрейда и Юнга (1909 г.) в США с лекциями, положившими начало американскому психоанализу. С участием Холла была организована Американская психологическая ассоциация (АПА) (1892 г.), и он же ее возглавил. Холл первым использовал опросники (порядка 200 шт.) для исследования детской психики. Полученные с помощью опросников результаты Холл проанализировал и изложил в своем наиболее известном фундаментальном труде «Юность» (1904 г.), насчитывающем порядка полутора тысяч страниц. К исследованию детской психики Холл применил принцип «рекапитуляции» (сокращенное повторение в онтогенезе филогенеза). Работа Холла «Старость» является первой работой в области геронтологии. Известны также две автобиографии Холла: «Воспоминания психолога» (1920 г.) и «Исповедь психолога» (1923 г.), представляющие ценность с точки зрения становления психологии, как науки, а также работа «Проблемы воспитания» (1911 г.). Холл продолжал писать практически до самой смерти (1924 г.).

Холл был энтузиастом и первооткрывателем во многих областях, но он так и не создал собственной оригинальной научной теории и научной школы. Между тем, он, без сомнения, вписал свою собственную, оригинальную, страницу в историю психологии. Холл первым указал на связь, существующую между историческим развитием человеческого вида и индивидуальным развитием человека.

Становление психики в детском возрасте, считал Холл, наглядно демонстрирует переход человеческого рода от низших ступеней развития к высшим. В детских играх Холл видел проигрывание и «изживание» первобытных человеческих инстинктов: охотничьих, собирательских, завоевательских и др. В играх подростков Холл видел отражение племенной стадии в жизни человечества: иерархические отношения и отношения сотрудничества в диких племенах. Холл считал игру естественным механизмом перехода от одной стадии развития к другой и призывал не мешать детям свободно и беспрепятственно «проживать» примитивные стадии личностного развития, считая их успешное прохождение залогом будущей социальной адекватности и здорового психологического развития.

Основываясь на описанных Холлом стадиях развития и его понятии «рекапитуляции», ученик Холла Гетчинсон составил следующую возрастную периодизацию, состоящую из пяти фаз, не имеющих жесткого временного совпадения и частично перекрывающих друг друга:

1) рождение – 5 лет – стадия рытья и копания (игры с песком, манипуляции с ведерком и совочком);

2) 5 – 11 лет – стадия охоты и захвата (боязнь чужих, проявление агрессивности, жестокости, стремление отгородиться от взрослых и побуждение к утаиванию);

3) 8 – 12 лет – пастушеская стадия (стремление иметь свой угол, страсть к укрытиям (преимущественно во дворах, в поле, в лесу, но не в доме), любовь к домашним животным и стремление их иметь, заботиться о них, стремление к ласке и нежности (особенно у девочек));

4) 11 – 15 лет – земледельческая стадия (интерес к природе, погоде, садоводству, цветоводству, появление наблюдательности и осмотрительности);

5) 14 – 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека (осознание роли денег, значения точных наук, стремление обмениваться вещами);

Гетчинсон, вслед за Холлом, считал, что с пастушеской стадии (8 – 12 лет) наступает эра цивилизованного человека, и именно с этого возраста дети психологически готовы к систематическому обучению, что невозможно в полной мере на предыдущих этапах психического развития ребенка. Гетчинсон исходил из идеи Холла, согласно которой обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для дальнейшего обучения.

Разработанное Холлом понятие «рекапитуляции», возможно, несколько устарело на сегодняшний день, но оно верно передает основную идею: индивидуальное психологическое развитие в символической форме демонстрирует эволюционный путь культурного и религиозного развития человечества. Согласно Холлу, религиозное развитие человека в такой же мере подчиняется закону рекапитуляции, как и общепсихологическое развитие: в онтогенезе каждая особь в свернутом «тезисном» виде проходит путь филогенеза.

Анализируя собственные исследования детского и юношеского возраста, Холл сделал предположение о том, что развитие религиозного чувства берет начало в младенческой любви, доверии и благодарности ребенка к матери, которые значительно позже трансформируются в отношение к Богу. Таким образом, Холл относит начало зарождения религиозного чувства у человека к периоду его младенчества. Первичное примитивное религиозное чувство, построенное на заботливом уходе и любящем отношении матери, в период начала осознанной жизни претерпевает ряд последовательных трансформаций, соответствующих различным стадиям религиозного развития общества, а, следовательно, различным формам религии: фетишизму, пантеизму, и другим формам, которые Холл отнес к категории «идолопоклоннических». Задачу просвещения общества Холл видел в том, чтобы не отрицать «истинность» других религиозных традиций, а относиться к ним как к «истинным» в своем эволюционном контексте и нужным для решения специфических задач конкретного этапа религиозного развития. Холл призывал относиться к другим религиям по примеру Христа, который говорил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, а исполнить» (Мф, 5:17), но, в то же время, привнес новый смысл в религиозные верования древних евреев, исповедовавших учения Моисея и Давида. Христос ознаменовал новый этап в жизни человечества, новую стадию эволюционного развития, поэтому смена вероучения произошла естественным образом.

Холл предостерегал против попыток форсировать религиозное развитие ребенка. Как для правильного психического развития, ребенок должен естественным образом последовательно пройти через все стадии психологического созревания, так и для нормального религиозного развития, он должен проделать весь необходимый путь. Нельзя ускорять или задерживать естественный интерес ребенка к религиозным вопросам. Родители, учителя и воспитатели должны смириться с необходимостью приспосабливаться к возрастным возможностям ребенка, т.к. развитие «преждевременной набожности» Холл считал существенной проблемой для дальнейшего развития религиозного образования ребенка. Религиозное воспитание должно учитывать сложный процесс быстро изменяющихся интересов и потребностей растущего ребенка для того, чтобы не привести к развитию религиозного инфантилизма, который с точки зрения Холла, является следствием преждевременного религиозного образования и трудно поддается коррекции. Так же опасно задерживать естественный интерес и потребность ребенка в вере, поскольку такая задержка может стать непреодолимым препятствием для дальнейшего полноценного религиозного образования.

Холл призывал к предельной аккуратности в вопросах веры. Как для любого народа любовь к природе является первой религией, так и для ребенка на первом этапе религиозного образования необходимо развитие его познавательного интереса и почтительного отношения к природе во всех ее проявлениях. На первом этапе, считал Холл, сказки, легенды и мифы народов мира могут принести не меньше пользы для религиозного и психического развития ребенка, нежели библейские рассказы или истории из жизни святых. Важно стимулировать в ребенке развитие таких важных качеств, как воображение, сочувствие, почтение и уважительное отношение ко всему живому. Для ребенка природа в такой же мере, как и социальная или духовная жизнь, наполнена драматизмом, оптимизмом, страхами и любовью. Важно, чтобы воспитатель смог в понятных для ребенка образах природы и представляющих ее живых существ донести нравственный смысл, не прибегая к «насильственному вскармливанию» абстрактными догматическими идеями.

Возраст отрочества отличается своими специфическими задачами. Для взрослеющего человека наступает этап отождествления себя с героями и кумирами. Это сложный возраст экстраверсивной направленности на мир, овладения сложным арсеналом «взрослых» эмоций и чувств: гнева, ревности, зависти, конкурентных отношений, страхов и агрессивных побуждений. Холл считал, что на данном возрастном этапе наибольшую пользу может оказать мощное воспитательное средство, представленное ветхозаветными историями с его подчеркиванием идеи законопослушания и правосудия и «пантеоном» героев своего времени. Важно на этом этапе религиозного развития сформировать у ребенка чувство почтения и благоговейного страха перед величием Бога и его воплощением в идее Закона.

Между тем, настоящий глубокий религиозный опыт, с точки зрения Холла, возможен только с наступлением юности. Юношеский возраст Холл считал наиболее благоприятным временем для развития религиозного чувства, т.к. годы отрочества являются лишь подготовительными для зрелого религиозного чувства, а молодые годы в большей степени наполнены интересом к формальной стороне религии (доктрина, история религии, догматы веры, обряд). Свою точку зрения Холл подкрепил многочисленными экспериментальными данными, согласно которым, пик духовного роста приходится на годы сексуального созревания. Об этом также свидетельствовали данные, полученные другими исследователями, занимавшимися динамикой религиозности, в частности, ее возрастным аспектом.

Холл подчеркивал, что связь между сексуальностью и религиозностью очевидна даже для человека, не имеющего дело ни с психологией, ни со статистикой. Эта связь просвечивает даже в языке: религиозный язык мистиков и теологов, язык песнопений и религиозных гимнов – это язык любви. Холл объясняет данный феномен принципом «сходства и различия». Сходными являются весьма существенные черты, отличающие человека, испытывающего сильное религиозное чувство, и влюбленного:

– неубывающий интерес, фанатичная приверженность предмету поклонения;

– выражение преданности предмету поклонения всеми возможными средствами;

– широкий диапазон переживаемых чувств – от уныния до экстатического состояния счастья;

– колебания между самоутверждением и самоуничижением;

– выработка и соблюдение определенного церемониала;

– наличие элементов идолопоклонничества и фетишизма;

– преувеличенное внимание к предмету поклонения и гипертрофированное эмоциональное реагирование на все, связанное с ним.

Холл указал на всего лишь одно, но весьма важное отличие между сексуальностью и религиозностью – трансцендентный объект религиозного поклонения никогда не выступает в роли объекта реаль­ного сексуального желания.

В юности человек решает психологическую задачу обращения к обществу – он совершает поворот от изначального инфантильного эгоцентризма к осознанию социальной ценности альтруизма. Значительные психологические перемены происходят на почве естественных физиологических процессов созревания, что с одной стороны, усложняет психологическую динамику, а с другой стороны, подталкивает ее. Холл указал на своевременную и важную роль религии на этом жизненном этапе – религиозное чувство позволяет облагородить и возвысить любовное чувство, подчеркнуть и выделить его духовную, чувственную составляющую, затенив физиологическую. Кроме того, в юношеском возрасте, критическом с точки зрения переоценки ценностей, временной утраты жизненных ориентиров, несформированности целей и моральных критериев, религия выполняет направляющую и предостерегающую роль маяка в предрассветном тумане. По мнению Холла, целью жизни являются любовь и заинтересованность в тех вещах, «которые наиболее достойны любви и интереса». Холл указывает на Новый Завет, как на руководство не только в вопросах жизни в целом, но и любви, в частности. Поэтому, с точки зрения Холла, Новый Завет должен быть целенаправленно и глубоко изучаем в юношеском возрасте, поскольку, как полагал Холл, этот текст написан и адресован в первую очередь тем, кто еще не достиг двадцатилетнего возраста. Именно в юношеском возрасте Новый Завет и Библия в целом (Ветхий Завет, Новый Завет, Деяния Апостолов, Послания Апостолов, Псалтырь), считал Холл, могут максимально оказать на психику человека свое благотворное влияние. Холл считал, что Библия в символической форме отражает весь процесс эволюции человеческой души и содержит ответы на все вопросы, с которыми сталкивается человек на всех стадиях психического развития.

Для дальнейшего продвижения по пути духовного созревания Холл настоятельно рекомендовал не останавливаться на изучении Библии. Он считал, что святоотеческая литература, история церкви, история религиозных традиций, философия, этика и психология религии позволят более полно и глубоко постичь сокровенный смысл религиозного предания, его мистическую сторону, наполнить духовную жизнь полнокровным жизнеспособным содержанием. С точки зрения Холла, догматизм и слепое следование ортодоксальной букве церковного Закона губит живое зерно веры.

Холл полагал, что человечество в своем религиозном развитии сохраняет опыт всех предыдущих стадий. Холл уподобляет этот «младенческий» незрелый опыт рудиментарным органам в человеческом организме. Не важно, считал Холл, как далеко мы продвинулись в своем религиозном образовании и развитии, мы все равно сохраняем способность воспринимать религию непосредственно, безоценочно, доверительно, как делали это, когда были детьми. Ошибка – полагать, что более успешному религиозному развитию человека необходимо формальное обучение вере, построенное на использовании готовых рецептов и формул. Напротив, продвижение в вере невозможно без доверия – доверия к себе, собственному религиозному опыту, и к Богу – вспомним евангельское: «Будьте как дети».

Холл был удивительно разносторонне одаренной личностью. Возможно, религиозность как раз и была той направляющей и поддерживающей силой, которая вела его по жизни. Для Холла внутренняя душевная и духовная жизнь всегда была главной, определяющей реальностью, а религиозность – средством осуществления полноценной осмысленной жизни. Холл внес собственный оригинальный вклад в исследование психологических аспектов религиозности. Он сумел, создав новый идеал строгой академической психологической науки, сохранить в нем живые человеческие ценности. Его научная концепция открыла новое направление для теоретических разработок и экспериментальных исследований в области религиозного опыта. Идеи Холла относительно схожести религиозных представлений детей с религиозными представлениями первобытных обществ внесли свой вклад в переосмысление принципов религиозного воспитания. Многие положения педологической концепции Холла со временем были пересмотрены, но педология была популярной во всем мире наукой практически до середины XX в. И хотя в настоящий момент термин «педология» заменен кристенсовским «child study» («исследование ребенка»), теория Холла стала необходимым эволюционным звеном в комплексном изучении детской психики.

 

 

Литература:

1. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532с.,ил.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.