Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица 2



Таблица 2

Направление Комментарий от ФИПИ Аспекты Примерные темы Список произведений
Забвению не подлежит Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передаётся от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы. 1.История, знаменательные даты. Историческое сознание. Память (историческая, культурная). Преемственность поколений. Забвение и ответственность.   2.Война: горькие уроки прошлого, тема подвига, память о подвигах наших предков.   3.Люди, изменившие мир. Великие учители человечества. Подвиг в науке.   4.Наука, культура, искусство (музыка, литература, архитектура и др.). Памятники культуры как духовная основа общества. 1.О каких событиях людям нельзя забывать? 2.Почему прошлое важно для будущего?                           3.Что дают человеку уроки прошлого? 4.Какие подвиги никогда не забудутся? 5.Почему тема войны не уходит из литературы? 6.Согласны ли вы со словами А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно»? 7.Какова роль исторической памяти в жизни общества? 8.Как судьба человека связана с историей народа? 9.Какие люди остаются в истории? 10.Согласны ли вы со словами Валери: «В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое»? 11.Как вы понимаете выражение «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречён на то, что оно повторится»? 12.Всегда ли общество ценит своих героев? 13.Какова роль исторических памятников в жизни человека и общества? 1.Б. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился» 2.М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Наука ненависти» 3.Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» 4.А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная книга» 5.В. Закруткин «Матерь человеческая» «Слово о полку Игореве» 6.М. Лермонтов «Бородино» 7.Л. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир» 8.А. Толстой «Петр I» 9.А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Моцарт и Сальери» 10.А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» 11.А. Ахматова «Реквием» 12.В. Шаламов «Колымские рассказы» 13.А. Твардовский «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…»
Я и другие При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему. 1.Человек и общество. Влияние общества на человека. Роль человека в обществе.   2.Формы человеческих взаимоотношений: взаимопонимание, конкуренция, конфликт.   3.Причины конфликтов, пути их разрешения.   4.Поиск взаимопонимания, согласия. Диалог людей, культур.   5.Межличностные отношения, отношение человека к «другому»: зависть, милосердие, ненависть, любовь и др. 1.Что объединяет людей? 2. Может ли человек жить вне общества? 3. Может ли человек ставить себя выше общества? 4.Может ли один человек противостоять окружающему обществу? 5.Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде? 6.Какова роль дружбы в жизни человека? 7.Когда человек становится личностью? 8.Каковы причины возникновения конфликтов между людьми? 9.Важно ли понимание души другого человека? 10.Чем опасно равнодушие? 11.Какими качествами обладает настоящий друг? 12.Какими должны быть отношения между родителями и детьми? 1.А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Евгений Онегин». 2. М. Ю. Лермонтов «Мцыри», «Герой нашего времени».                                 3.И. С. Тургенев «Отцы и дети». 4.И. А. Гончаров «Обыкновенная история», «Обломов». 5.Л. Н. Толстой «Война и мир». 6.Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». 7.А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Человек в футляре», «О любви», «Ионыч». 8.М. Горький «Старуха Изергиль». 9.Е. И. Замятин «Мы». 10.М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». 11.А. С. Грин «Алые паруса». 12.А. П. Платонов «Юшка», «Котлован». 13.М. А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон». 14.А.И. Солженицын «Матренин двор» 15.В. К. Железников «Чучело». 16.Б. П. Екимов «Ночь исцеления».
Время перемен В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями. 1.Внутренние и внешние перемены в жизни человека, их причины и последствия. Взросление, становление, старение человека.   2.Человек в эпоху перемен. Боязнь перемен, стремление к переменам. Поведение человека во время душевных, социальных и политических изменений, нравственный выбор.   3.Искусство и наука как отражение культурных перемен. Влияние культурных, исторических, политических перемен на искусство, науку. 1.Какие люди не боятся перемен? 2.Может ли человек жить без перемен? 3.Какие жизненные перемены могут быть важны для человека? 4.Как перемены в обществе влияют на жизнь человека? 5.Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека? 6.Должен ли человек нести ответственность за свои действия? 7.Как меняется человек, когда он влюблен. 8.Как противостоять ударам судьбы? 9.Что помогает человеку взрослеть? 10.Нужно ли анализировать свои ошибки? 11.Какими качествами должен быть наделён человек, способный пожертвовать собой ради науки? 12.Выбор, который меняет человека. 1.А. С. Грибоедов «Горе от ума». 2.А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник». 3.Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель». 4.И. А. Гончаров. «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история». 5.М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». 6.И. С. Тургенев. «Отцы и дети». 7.Л. Н. Толстой. «После бала», «Война и мир». 8.А. П. Чехов. «Ионыч», «Чайка», «Вишнёвый сад». 9.М. Горький. «На дне», «Фома Гордеев». 10.М. А. Булгаков. «Собачье сердце», «Белая гвардия». 11.М. А. Шолохов. «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека», «Донские рассказы». 12.В. Ф. Тендряков. «Весенние перевёртыши». 13. Б. Л. Васильев. «Не стреляйте белых лебедей». 14.С. А. Алексиевич. «Чернобыльская молитва».
Разговор с собой Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задаёт сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике. 1.Что значит быть / оставаться «самим собой».   2. Внутренняя гармония и душевный разлад.   3.Самопознание, самоопределение и самоанализ как путь к самосовершенствованию. Попытки понять себя, свое место в мире, предназначение, смысл жизни.   4.Выявление сильных и слабых сторон собственной личности. Нормы морали.   5.Личный опыт и осмысление опыта других людей (в том числе, литературных героев). 1.Что значит быть самим собой? 2.Как найти «свой путь»? 3.Для чего человеку нужна совесть? 4.К чему приводит душевный разлад? 5.Что помогает человеку совершенствовать себя? 6.Что влияет на формирование внутреннего мира человека? 7.Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести? 8.Всегда ли внутренний мир человека соответствует его внешнему облику? 9.Каждый ли человек ищет смысл жизни? 10.Что значит быть честным с самим собой? 1.А. С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка». 2.М. Ю. Лермонтов «Мцыри». 3.А. Н. Островский «Гроза». 4.И. А. Гончаров «Обломов». 5.И.С. Тургенев «Отцы и дети». 6.Л. Н. Толстой «Война и мир». 7.Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». 8.М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть». 9.А. И. Куприн «Гранатовый браслет», «Чудесный доктор». 10.М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». 11.М. А. Шолохов «Тихий Дон». 12.Л. Н. Андреев «Гостинец». 13.В. В. Быков «Журавлиный крик». 14.В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой», «Гимн жизни». 15.А. И. Солженицын «Раковый корпус». 16.Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».
Между прошлым и будущим Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, о его литературных пристрастиях, влиянии молодого поколения на формирование будущего мира жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодёжи, её места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, учёные, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что даёт возможность высказать своё мнение в рамках обозначенной проблематики. 1.Молодой человек и общество.   2.Самоопределение молодого человека, формирование жизненной позиции, духовных ценностей и нравственных ориентиров.   3.Взаимоотношения поколений: конфликт, поиск взаимопонимания. 1.Какого человека можно назвать героем своего времени? 2. О чём мечтает моё поколение? 3. Кто является героем для молодёжи? 4. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху? 5. Каков он: портрет современного человека? 6. Как формируются нравственные ориентиры современного человека? 7. Почему так важно сохранять связь между поколениями? 8. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути? 9. Какие вопросы волнуют людей в любую эпоху? 10. Чего хотят добиться мои сверстники? 11. Какие духовные ценности у молодёжи нашего времени? 12. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь? 13. Как влияет время на выбор профессии? 14. Как молодёжь XXI века относится к родине? 1.А.Абдрашитова «Портрет моего поколения».                     2.С.Коллинз «Голодные игры».                                                    3.В.Рот «Дивергент».                   4.Д.Дэшнер «Бегущий в лабиринте».                                   5.Н.Баранов «Каникулы онлайн»

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.