|
|||
Карл Х. Клауди 4 страница
Возможно, в Лондоне в то время существовали и другие ложи, и неизвестно, сами они не пожелали присоединиться к четырем историческим ложам – основательницам Великой Ложи, или их просто никто не приглашал. Об этих четырех первых ложам нам достаточно немного известно. В 1729 г. был опубликован список всех старинных лож, и Ложа Гусь и решетка № 1 (позднее, Ложа Древность) датируется по времени основания 1691 годом. Когда ее Мастером стал Уильям Престон, ложа вступила в конфликт с руководством Великой Ложи, но это настолько частный и сложный вопрос, что рассмотрением его здесь мы заниматься не будем.
Ложа № 2 из числа основателей Великой Ложи – при таверне «Корона» - была вычеркнута из списков в 1740 г. Сам первый Великий Мастер Материнской Великой Ложи джентльмен Энтони Сэйер принадлежал к третьей из лож-основательниц, ложе при таверне «Яблоня», о ней нам также более ничего не известно. Все эти ложи были немногочисленны и занимались, как умозрительной, так и вполне практической оперативной работой. А вот четвертая ложа из числа основательниц – «Кубок и виноград» в Вестминстере – была не только самой многолюдной (17 членов), но и «самой спекулятивной» и «самой светской», если судить по общественному положению ее членов. Там состояли не только люди высокого общественного статуса - лорды, графы и рыцари, но также доктор Дезагюлье[17] и Джеймс Андерсон[18] – двое братьев, которые очень многое сделали (особенно Андерсон) для возрождения масонства и которым мы по гроб жизни обязаны существованием нашего Ордена в его нынешнем виде.
По нашему мнению, Великая Ложа настолько же необходима масонству, насколько народам необходимо централизованное федеральное правительство. Для 1717 г. Это была совершенно новая оригинальная идея, как и многие другие масонские идеи. Кто-то из древних сказал, что, дабы старинная организация не умерла вовсе, в нее необходимо вдохнуть новую жизнь посредством внедрения новой организационной структуры. Определенно, на создателей Материнской Великой Ложи оказали влияние руководители шотландской Материнской ложи Килвиннинга[19], которая присвоила себе и часто использовала центральную власть в отношении своих дочерних лож, в названия каждой из которых обязательно входило название «Килвиннинг» и которые во всем ей подчинялись.
Вновь сформированная Великая Ложа решила идти до конца. Она пообещала взять под свой контроль все местные ложи, и так и сделала. Она пересекла изначально заявленные границы своей юрисдикции «в радиусе десяти миль от Лондона» и вторглась своей властью в провинцию. Она наделила Великого Мастера практически абсолютной властью. Она своей властью запретила посвящать в степень Мастера в отдельных ложах, сохранив привилегию посвящения в этот градус только за древними ежегодными Ассамблеями[20]. Она своей властью разделила символическое масонство на степени Ученика и Подмастерья. Она потребовала от лож отказа от обсуждения вопросов политики как «никогда не приносивших ложам блага и не способных его никогда им принести». Это было крайне важное заявление для Англии того времени, когда практически любая организация занималась политикой, в особенности непременно участвовала с той или другой стороны в борьбе якобитов с правящим Ганноверским Домом. Действительно, Великий Мастер, герцог Уортонский (1722 г.) выступил против Великой Ложи и Братства в целом, когда они отказались помогать ему в его политических предприятиях, и поддержал Общество Гормогонов, своеобразную карикатуру на Орден Вольных Каменщиков, которое стремилось уничтожить последнее путем насмешек над ним. К счастью для нас всех, издевка – каким бы мощным оружием она ни была, - никогда не могла выстоять против истины. Гормогоны, как и подобные им более поздние организации, например, Ничтожные Певуны[21], отжили и умерли, а масонство процветало и росло.
И наконец, Великая Ложа отказалась от обязательства «быть верной Богу и Святой Церкви», заменив его обязательством, уже цитировавшимся ранее.
Этот факт имел колоссальное значение: он привел к формированию новых Великих Лож и расколу масонства. Но поскольку в конечном счете такое решение оказалось принятым во благо, ибо в настоящее время спекулятивное масонство основывается на фундаментальном принципе веротерпимости и братстве всех верующих в Единого Отца, вне зависимости от того, под каким Именем они Ему поклоняются, членами какой именно церкви себя считают и каким ритуалам в поклонении Ему следуют, - масонство и стало тем, чем стало, а сам принцип этот лег в основу учения Ордена.
В 1717 – 1751 гг. масонство развивалось и распространялось, причем, не только в Англии, но и в Европе, и в колониях, особенно в Америке, где его развитию способствовало буквально все: время, люди, условия, политическое развитие. Однако несмотря на развитие, на фактически новую жизнь Братства, на мудрые советы опытных братьев ограничить власть, если не полномочия Великой Ложи, все было не так просто. В Братстве постоянно возникали разногласия и противоречия. Причины их были немногочисленны, но серьезны и существенны. Основным вопросом продолжало оставаться отношение к религии: наверняка в то время братьям этот вопрос казался столь же серьезным, сколь кажется нам сейчас решение Великого Востока Франции[22] убрать с Алтаря Приношения Клятв Книгу Священного Закона. В издании Конституций 1738 г. мы видим главу «О Боге и религии», текст которой был изменен следующим образом: «В древности Каменщики-христиане обязаны были исполнять все христианские обычаи тех стран, в которых трудились и по которым путешествовали».
Другой причиной разногласий была жесткая позиция Великой Ложи в отношении посвящения профанов в Орден. Слишком многие ложи не проявляли должного усердия в соблюдении условий приема и церемониала; слишком много появилось групп, самолично присвоивших право собираться как ложи и посвящать в масонство приятелей своих членов; слишком небрежно относились местные ложи к сбору членских взносов и выплате обязательной доли в фонд Великой Ложи. Для искоренения подобной практики Великая Ложа изменила некоторые формулировки в ритуалах градусов, и это вызвало в то время не меньший фурор, чем имеющие место в настоящее время попытки привнести изменения в ритуал. Наверное, даже вопрос отношения к религии не вызывал таких споров, как вопрос единства ритуала. В то время – как и сейчас, - масонами были многие священнослужители, которые тоже – как и сейчас, - считали, что отсутствие в нашем ритуале упоминаний о Сыне Плотника из Назарета не свидетельствует о нашем отрицании Его, равно как и иудейские раввины не считают нас безбожниками потому только, что мы не упоминаем Имени Иеговы, а буддистские ламы не проклинают нас за неиспользование имени Будды. Однако в то время гораздо большее количество священников требовали большей христианизации ритуала, и пускай это было не основной причиной раскола, тем не менее, различное отношение братьев к этому вопросу поддерживало в Великой Ложе постоянное напряжение.
В 1738 г. Великая Ложа преобразовала свою часть ритуала степени Мастера в то, что мы сейчас понимаем под термином «ритуал третьего градуса». Ранее посвящение в эту степень также проводилось - неизвестно, как давно, - но не под эгидой Великой Ложи. Для многих братьев такое разрешение было «отступничеством от древних заповедей» и обычаев «незапамятных времен». Оно нанесло еще один удар единству Братства.
Эти и другие, менее значимые причины привели к расколу, пик которого пришелся на 1751 г., когда в Англии появилась вторая Великая Ложа. Она сразу сделала очень грамотный и продуманный рекламный шаг, назвавшись «Древнейшим и Достойным Братством Вольных и Принятых Каменщиков» (The Most Antient and Honorable Fraternity of Free and Accepted Masons).
Назвавшись «Древней», она тем самым «присвоила» первой Великой Ложе титул «Современной» (Modern), немедленно привлекая в свои ряды огромное количество новых кандидатов, которым не было дела до того, как обстоят дела в действительности и которые довольствовались тем, что видят в буквах названия. Поэтому терминология в этом вопросе так и запутана: более древняя Великая Ложа называлась «Современной», а новая – «Древней»[23].
Эту примечательную историю о создании «Древней» Великой Ложи должен прочесть каждый масон, потому что она оказала огромное влияние на развитие Братства в целом. Стоит быть снисходительными к тем, кому приятнее думать, что они участвовали в революции, а не в бунте. Например, наша страна родилась в результате Революции, которую роялисты в 1776 г. Называли бунтом.
«Древней» Великой Ложе невероятно повезло, потому что вскоре к ней присоединился, выйдя из «Современной» Великой Ложи, Лоуренс Дермотт. Дермотт был ирландцем, борцом за свободу Ирландии; он был настоящим масоном, душой Братства, и хотя многие из его действий в то время могут показаться нам спорными, именно благодаря ему, тем не менее, масонское движение и добилось успеха. В 1771 г., когда Великим Мастером «Древней» Великой Ложи стал герцог Атолла, в ее составе числилось более двухсот отдельных местных лож.
Дермотт не давал затихнуть спорам относительно религиозного вопроса. В глазах общества он сделал «Современную» Великую Ложу чуть ли не прибежищем безбожников. «Древнюю» Великую Ложу он наоборот, сделал исключительно христианской и даже включил в ее Конституцию и иные документы ссылки на христианский характер организации.
Тогда же возникли и еще несколько Великих Лож. Они так никогда и не выросли и не приобрели веса, однако заслуженно заняли свое место в мировой истории масонства: Всеанглийская Великая Ложа (The Grand Lodge of All England), «Великая Ложа Англии к Югу от Реки Трент» (The Grand Lodge of England South of the River Trent), «Верховная Великая Ложа» (The Supreme Grand Lodge), - все они требовали признания главенствующими масонскими институтами, проживали свою краткую жизнь и умирали, оставив свой след в истории, но не в силах соперничать с «Древней» и «Современной» Великими Ложами.
Соперничество между Великими Ложами того времени, как представляется сейчас, принесло больше пользы, чем вреда. Братство увидело, что соперничество между братьями приносит один только вред. Но в то время, стоило одной из Великих Лож начать учреждать ложи на боевых кораблях – другая тут же разворачивала сеть своих организаций в армии; стоило одной открыть школу для девочек – другая отвечала открытием школы для мальчиков; стоило одной расширить свое присутствие в английской провинции – другая обращала свое внимание на Шотландию и Ирландию. Обе они активно участвовали в формировании масонских структур в Американских колониях.
Споры, ссоры, соревнование и борьба между «Древней» и «Современной» Великими Ложами, - пусть в них и проявлялось гораздо меньше братской любви, нежели того хотелось бы, - тем не менее, побуждали братьев обоих послушаний к активной работе. А без такого побуждения вряд ли Братство разрослось бы так широко и так быстро. Как Соединенные Штаты превратились в гораздо более единое и сплоченное государство после войны 1861 – 1865 гг., так и масонство в конце концов слилось в гораздо более тесный, могучий и гармоничный союз, когда представители обеих соперничающих Великих Лож собрались вместе, рассмотрели и обсудили свои разногласия, решили предать забвению свои ссоры и пожали друг другу руки над алтарем Объединенной Великой Ложи Англии.
Их объединение было так же поразительно и таинственно, как давний раскол. Ясно, что одной из причин объединения Великих Лож стала смерть Дермотта, отошедшего к праотцам в 1791 г., потому что именно он стоял насмерть за независимость «Древней» Великой Ложи; с другой стороны, очевидно также и то, что ко времени объединения «Древняя» Великая Ложа была гораздо многочисленнее «Современной» и по общему количеству братьев, и по количеству лож, она была лучше представлена в колониях, имела больший вес в политической и общественной жизни страны, - так что «Современная» Великая Ложа наверняка не возражала против такого союза; и наконец, известно, что время лечит все раны, и те противоречия, которые привели к расколу в 1751 г., через пятьдесят лет уже не казались такими уж существенными ни одной из сторон.
Но что кажется самым странным и необычным, после всех этих лет, наполненных раздорами, взаимными обвинениями, созданием специальных комитетов по расследованию, наконец официальным расколом, противоборством и конкуренцией, - при объединении «Древняя» Великая Ложа согласилась поступиться практически всеми положениями своих Конституции и Общего Регламента, за которые так отчаянно боролась! Точно дух соперничества, столь редко встречающийся в гармоническом сообществе Вольных Каменщиков, утомился и наполнил сердца братьев столь же сильным стремлением понять и простить, сколь сильна была ранее их вражда.
Каким бы духом ни было это вызвано, окончательное примирение состоялось в Лондоне в помещении Фримейсонс Холла в день Св. Иоанна, 27 декабря 1813 г. Представители обеих Великих Лож собрались в одном зале; были зачитаны условия Соглашения, и герцог Кентский сложил с себя полномочия Великого Мастера в пользу герцога Сассекского, возглавившего Объединенную Великую Ложу Англии.
Здесь необходимо отметить два важных момента. Вторая статья Соглашения гласит: «Мы утверждаем и полагаем, что древнее и чистое масонство состоит из трех градусов, и не более; это степени Ученика, Подмастерья и Мастера (включая Верховный Орден Священной Королевской Арки)». А в 1815 г. новое издание Книги Конституций еще раз подтвердило неприверженность масонского Ордена какой-либо отдельной религии или конфессии. Глава «О Боге и религии» с тех пор гласит: «Вне зависимости от веры или религиозной принадлежности человека он не может быть исключен из Ордена, при условии, что он верует во Всевышнего Строителя неба и земли и следует нравственному долгу».
Ньютон писал об этом: «Определенно, смысл этого высказывания достаточно широк, достаточно возвышен, и нам всенепременно следует сопоставить с ним заявление Великого Мастера, герцога Сассекского, сделанное им в Кенсингтонском дворце в 1842 г., в котором говорится, что масонство не отождествляет себя ни с какой одной религией в ущерб прочим, а жители Индии, отвечающие всем требованиям к кандидатам и исповедующие веру в Бога Живого – будь они индуисты или магометане, - имеют полное право подавать петицию в Орден. Такова в наше время всемирно признанная масонская практика, и можно быть полностью уверенными в том, что с этих позиций масонство никогда уже не сойдет».
***
©Перевод с английского Е.Л. Кузьмишина, 2002 г.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Уильям Престон (1742-1818) – известнейший английский франкмасон, живший и работавший в период образований Великой Ложи. Посвящен в Братство в 1762 г. и позже побывал Досточтимым Мастером нескольких лож. Он настолько интересовался франкмасонством, что тщательнейшим образом изучал его, результатом чего стали «Иллюстрации франкмасонства», книга, к которой во все времена обращались практически все исследователи вопроса. В ходе своих исследований он также написал символические наставления нескольких градусов, за что был награжден Великой Ложей, Заместителем Великого Секретаря которой впоследствии был назначен. Работы Престона была позже в США несколько подредактированы Томасом Смитом Уэббом (1771-1819). Последний был избран Великим Мастером Великой Ложи Род Айленда, но в истории масонства остался, в первую очередь, все же как автор «Спутника франкмасона» и соавтора «Иллюстраций франкмасонства». Большинство печатных ритуалов в США являются или точными, или слегка измененными копиями ритуала, опубликованного Уэббом в 1797 г.
[2] Нерегулярный – непризнанный, незаконный. Даже в нашей стране существуют несколько нерегулярных Великих Лож и подчиненных им Символических Лож, члены которых называют себя масонами, однако их организации не были учреждены регулярными ложами или Великими Ложами, поэтому они не признаны масонским миром.
[3] Например, без сомнения, в случае если к США будет присоединен новый штат, в нем будет организована собственная Великая Ложа.
[4] Инсталляция – особый ритуал облечения Офицера Ложи его полномочиями, следующий после избрания или назначения на пост.
[5] По должности (лат.) – Прим. перев.
[6] В Символических Ложах Великобритании и Америки такова роль Первого Стюарда, каковой офицерской должности не существует в структуре ВЛР. – Прим. перев.
[7] Франкмасоны США официально отказались от употребления спиртного в Ложах во время братской агапы во времена «сухого закона». – Прим. перев.
[8] Во времена основания Великой Материнской Ложи в Англии (1717 г.) степень Подмастерья была высшей, а Мастером именовался только Досточтимый Мастер Ложи.
[9] Хелен Келлер (27.6.1880 - 1968) - американка, в младенчестве потерявшая из-за болезни зрение и слух. Судьба, казалось обреченной девочки, сделала ее одной из самых известных женщин в мировой истории. В марте 1887 года она стала ученицей Анны Салливан. Вскоре Хелен научилась алфавиту глухонемых, стала читать и даже говорить. Ее обучение было столь успешным, что она смогла окончить школу, а затем и с отличием колледж. Потом она сама занималась обучением слепых и глухонемых людей. – Прим. перев.
[10] Англ.: Sunday, Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday. – Прим. перев.
[11] "Foreign Countries," 1925.
[12] Альберт Пайк (1809 – 1891) – величайший гений мировой масонской науки. О нем говорили, что он «нашел Шотландский Устав в жалкой хибаре и оставил его в прекрасном дворце». Он был мистиком, символистом и наставником в потаеннейших масонских истинах. Масонство навечно перед ним в неоплатном долгу. Поэт, масон, философ, гений, оказавший огромное влияние на Братство в целом, он был основателем и самым видным из всех деятелей Древнего и Принятого Шотландского Устава всех времен.
[13] Офицерская должность в некоторых ложах, помощник Обрядоначальника. В современном российском масонстве чаще всего исполняется Экспертом. – Прим. перев.
[14] Псалом 18:2. Автор имеет в виду иное толкование буквы «G» - «God» (Бог). – Прим. перев.
[15] А также французской и российской. – Прим. перев.
[16] Харлеанский манускрипт относится приблизительно к середине XVII в. и изначально находился во владении Роберта Харли, графа Оксфордского.
[17] Джон Теофил Дезагюлье, доктор Права, член Королевской Академии (1683 – 1744) – иногда его называют отцом современного спекулятивного масонства; он был третьим Великим Мастером первой Великой Ложи, а затем на протяжении трех сроков – Заместителем Великого Мастера. Он вдохновил Андерсона на создание Конституций и предоставлял ему во время работы над ними многие материалы.
[18] Джеймс Андерсон – создатель первых печатных Конституций, увидевших свет в 1723 г., в которых содержатся Древние Заповеди, Общий Регламент и поражающая воображение, захватывающая, но в основном вымышленная история масонства.
[19] Килвиннинг – небольшой шотландский городок, по традиции считающийся местом рождения масонства как организации в Стране Чертополоха (Шотландии – Прим. перев.), как Йорк был и остается местом проведения первой Ассамблеи Вольных Каменщиков в Англии. Ложа Килвиннинга, по всеобщему согласию именуемая Материнской, в свое время откололась от Материнской Великой Ложи и продолжала выдавать новым ложам хартии на основание и ведение работ (в частности, одной ложе в Виргиии в 1785 г.), пользуясь своим «наследным правом».
[20]Ассамблея – также «Генеральная Ассамлея», «Общая Ассамблея», «Ежегодная Ассамблея» - название всеобщего собрания Вольных Каменщиков в древности, в оперативные времена, то же самое, что современное понятие заседания ложи. В Йоркском Манускрипте приблизительно 1600 г. говорится: «Еdwin procured of ye King his father a charter and commission to holde every yeare an assembly wheresoever they would within ye realm of England» - «Эдвин получил от короля, отца своего, хартию и право проводить любые собрания где угодно в границах Англии». В Харлеанском же Манускрипте 1660 г говорится: «... every Master and Fellow come to the Assembly, if it be within five miles shout him, if he have any warning» - «… каждый Мастер и Подмастерье в радиусе пяти миль да придет на ассаблею, буде заранее предупрежден».
[21] Ничтожные Певуны (Scald Miserables) – карикатурно-масонская процессия, прошедшая в Лондоне в 1741 г. Враги Ордена в то время то и дело организовывали такие шуточные процессии, зачастую они состояли из тех, кому было отказано в приеме в Братство. Для истории Ордена – тем более, для его современности, - эти процессии не имеют фактически никакого значения, разве только именно ими был мотивирован запрет на проведение Орденом публичных процессий, за исключением церемоний похорон, заложения первого камня зданий и их последующего освещения. До волны пародий масонские процессии членов Великой Ложи происходили достаточно часто.
[22] Великий Восток Франции – ранее масонская организация, лишившаяся признания Великих Лож Англии, США и большинства других в мире. Она постановила исключить из своей Конституции упоминание о работах во Славу Великого Строителя Вселенной, вслед за чем немедленно последовал отзыв признания Великой Ложей Англии (1878) и многими другими Великими Ложами. Великий Восток Франции до сих пор остается непризнанным большинством Великих юрисдикций мира.
[23] Великие Ложи США называют себя по-разному: F. and A.M. (Free and Accepted Masons); A.F. and A.M. (Antient Free and Accepted Masons), а также помещают в различных местах аббревиатуры амперсанд (&) вместо слова “and”. Великая Ложа округа Колумбия до сих пор пользуется сочетанием «F.A.A.M.» - «Free and Accepted Masons», рискуя быть непонятой, что означает вторая буква «А» - «and» или «Antient». Происходит такое смешение от того, что одни из этих Великих Лож были основаны под эгидой «Современной» Великой Ложи, а другие – «Древней»; или же от того, что кто-то из их основателей просто неверно расслышал аббревиатуры и неверно же их потом записал. Однако вне зависимости от комбинации слов, все Великие Ложи штатов США регулярны, то есть признаны как законные Великие юрисдикции Объединенной Великой Ложей Англии.
|
|||
|