Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ответ:1, 2, 4, 6, 8, 10, 11, 13(а,б,в), 14.



Ответ:1, 2, 4, 6, 8, 10, 11, 13(а,б,в), 14.

Задание 2. Опираясь на материал лекции «Культура речи делового человека», ответьте на вопросы, представленные в первом столбике. Ответы должны быть лаконичными и по существу!!!!!

 

Вопросы

Ответы

1. Понятие «культура речи» в научно-методической литературе трактуется неоднозначно. Обоснуйте данный тезис.

«Культура речи» может иметь: 1. нормативный аспект – владение языковыми нормами (ударение, построение фраз и т.п.); 2. Коммуникативный аспект – умение отбирать и употреблять языковые средства; 3. этический компонент – владение речевыми формулами приветствия, просьбы и т.д.

2. Что необходимо осмыслить, понять, работая над текстом, чтобы речь была содержательной, информативной?

Чтобы речь была содержательной, информативной работая над текстом необходимо осмыслить: 1. какие положения будут развиты; 2. что нового вносится в решение вопроса; 3.что остается спорным и требует дальнейших размышлений; 4.насколько высказываемые мысли аргументированы; 5. какова авторская позиция.

3. От чего зависит такое качество речи, как точность словоупотребления?

Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

4. В автобусе (троллейбусе, трамвае) Вы на следующей останов­ке выходите (сходите)? Закончите фразу.

5. Какие слова называются паронимами? Приведите примеры.

Паронимы – это близкие по звучанию и написанию слова, но разные по значению.

Например: Контракт – контакт, описка – отписка

6. Может ли употребление в речи омонимов привести к смысловой неточности, двузначности высказывания? Если да, приведите примеры.

Да, может.

Например: «Экипаж находился в отличном состоянии»

Экипаж – это повозка (карета) или команда.

Брак – это супружество или испорченная продукция.

 

7. Что означает такое качество речи, как чистота речи?

Чистота речи - отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов.

Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

8. Назовите основные условия, от которых зависит выразительность речи человека.

Основные условия, от которых зависит выразительность речи человека:

1. самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи;

2. неравнодушие;

3. хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

4. хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей;

5. систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.

9. В каких источниках отражено лексическое богатство русского языка?

Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях.

Например: «Словарь церковнославянского и русского языка», «Словарь живого великорусского языка», «Толковый словарь русского языка»

10. Какие умения формируются у тех людей, кто стремится излагать свои мысли кратко?

Тот, кто стремится излагать свои мысли кратко, формирует умения:

• умение вычленять главное;

•умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию;

• умение сокращать текст.

11. Уместность речи охватывает разные уровни языка. Какие виды уместности различают в связи с этим?

Виды уместности:

- стилевую,

- контекстуальную,

- ситуативную,

- личностно-психологическую

12. Как бы вы объяснили, что такое личностно-психологическая уместность?

К личностно-психологической уместности можно отнести вежливость, отзывчивость, тактичность, заботу к собеседнику, умение определять его настроение.

13. Что такое языковые нормы?

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) – это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Языковая норма – это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

     

 

 

Задание 3.Распределите слова по трём столбикам: в 1-й – слова с ударением на 1-й слог, во 2-й – с ударением на второй слог, в 3-й – с ударением на 3-й слог.

 

С ударением на 1-й слог С ударением на 2-й слог С ударением на 3-й слог С ударением на 4-й слог
средства, щавель, Жалюзи премировать
бармен балованный каталог газопровод
торты столяр договор ворожея
шарфы откупорить поняла  
сливовый ходатайство облегчить  
банты корысть сироты  
кухонный красивее диспансер  
отрочество квартал    
завидно    
досуг    
включит    
эксперт    

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.