Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Адрес,. телефон. Структура заплат: какую долю в структуре зарплат педработников должен составлять должностной оклад – должна быть закреплена на федеральном уровне в виде обязательного к исполнению (а не рекомендательного, как сейчас) законодательного акта



 

Ваше обращение зарегистрировано за № ПГ-МП-38926 от 24-08-2020. Телефон для справок: +7 (495) 539-55-19

В подразделение Минпросвещения России, вырабатывающее

Предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогических работников

от Ирины Канторович и более 80 тысяч подписчиков  Петиции

«Измените законы, провоцирующие бедность работников и «оптимизацию» бюджетных средств»

Адрес,

телефон

 

Премьер-министр РФ поручил к 1 ноября 2020 г. Минпросвещения России представить предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогических работников.

Просим рассмотреть возможность включения в предложения следующие пункты (вносимые предложения не потребуют никаких дополнительных денежных ассигнований на зарплаты учителей, их осуществление будет лишь способствовать разумному, справедливому распределению уже выделяемых на зарплатные выплаты денег, исключающему произвол работодателя). При чтении просим обязательно познакомиться с Приложениями: они очень важны.

1. Правительству РФ необходимо установить «Базовые должностные оклады» по ПКГ, так как согласно п.2 Ст. 144 ТК это только его полномочия. (Аргументы – Приложение 1).

Конфедерация труда Росси см. здесь п.2 http://ktr.su/content/news/detail.php?ID=6875 также за это предложение:

"Сторона профсоюзов отметила, что считает концепцию законопроекта обоснованной, указав на необходимость решения следующих вопросов:

- установление базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп».

2. Предлагаемые базовые должностные оклады (= минимальные) для учителей за ставку работы (18 уроков в неделю) должны составить так же, как это было ранее, согласно ЕТС - 2,2 – 2,6 МРОТ (в зависимости от категории). В «богатых» регионах необходимо внести обязательные, принятые на федеральном уровне не в качестве рекомендации, а именно в качестве обязательного к исполнению закона, коэффициенты к базовым должностным окладам – с тем, чтобы оклады в регионах соответствовали «майским указам» Президента РФ.

 

3. Структура заплат: какую долю в структуре зарплат педработников должен составлять должностной оклад – должна быть закреплена на федеральном уровне в виде обязательного к исполнению (а не рекомендательного, как сейчас) законодательного акта.

 Очень важно: практически каждый ключевой аспект начисления зарплат учителям (и всем бюджетникам) регулируется сейчас двумя несогласованными, а то и прямо противоположными по смыслу законными актами, что дает законное право манипулировать деньгами, выделенными госучреждениям на зарплаты.

 Согласно «Единым рекомендациям по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год» (как и на последующие годы до настоящего времени) рекомендуемые доли выплат по должностным окладам в структуре заработной платы для работников учреждений образования не ниже 70 процентов.

Но эта пропорция почти нигде не соблюдается. Например, на Всероссийском совещании региональных министров, О.Ю.Васильева пояснила  (см. статью РИА «Новости» от 26 июня 2019 г. «Васильева разъяснила, как считаются зарплаты учителям»): "Однако такая пропорция не соблюдается в большинстве регионов. Доходит до того, что гарантированная часть составляет 10%".

С юридической точки зрения «Единые рекомендации…» носят именно рекомендательный характер, их выполнять совершенно не обязательно, так как за их невыполнение невозможно привлечь к ответственности. Региональные же власти издают законы, обязательные к исполнению, совершенно не соблюдающие нормы этих «Единых рекомендаций». Познакомимся, какую структуру зарплат государственных образовательных учреждений предписывает, например, действующее Постановление Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года N 431 (с изменениями на 15 апреля 2019 года):  «Фонд оплаты труда работников образовательного учреждения состоит из: базовой части в размере 52,835% от фонда оплаты труда; специальной части в размере 1,902% от фонда оплаты труда; стимулирующей части в размере 45,263% от фонда оплаты труда».

Как видим, 70 процентов базовой части тут и близко нет. Но нет никакой уверенности, что и 52,835 процентов соблюдаются в госучреждениях: кто это контролирует? Тут сам черт ногу сломит, чтобы разобраться сейчас в системах зарплат, в каждом учреждении разных, поскольку по 144 Статье ТК они формируются в результате решений Коллективного договора, а на основании региональных законов (об этом см. Приложение 2) – назначаются руководителем госучреждения.

В Москве аналогичный закон вообще прямо противоположен «Единым рекомендациям»: постановлением Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. N 619-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 N 932-ПП) предписывается: «4. Считать приоритетной задачей формирование стимулирующей части фонда оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы в размере не менее 30 процентов от фонда оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы». То есть совершенно законно стимулирующая часть может быть и 90 процентов, а базовая 10 (как раз такая цифра была названа О.Ю.Васильевой).

 

Таким образом, в вопросе доли оклада в зарплате сейчас наблюдается «война законов». Чтобы ее исключить нужно на федеральном уровне издать обязательный к исполнению во всех регионах закон, закрепляющий обязательную (а не рекомендательную) норму доли выплат по должностным окладам в структуре заработной платы для работников учреждений образования.

4.Оформленные сейчас как «Единые рекомендации…» рекомендуемые доли выплат по должностным окладам в структуре заработной платы для работников учреждений образования не ниже 70 процентов, как представляется, нуждаются в корректировке. Что касается учителей, то норма 70 процентов приводит на практике к тому, что учителя для получения «баллов» стимулирования сосредоточивают свои усилия именно на внеурочной, «дополнительной» деятельности – на подготовке отдельных учащихся к конкурсам, на публикациях в методических журналах и т.п. Многое из этого делается именно «для галочки» (для стимулирования) и снижает качество уроков. Поэтому, представляется, что базовая часть оплаты учителя должна составлять не менее 90 процентов. Это позволит учителю заниматься именно уроками, лучше к ним готовиться и т.п.

5.Законодательно закрепить не в виде рекомендации, а в виде обязательного к исполнению закона – какую часть от всего зарплатного фонда образовательного учреждения (складывающегося как из бюджетных и муниципальных поступлений, так и из заработанных учреждением денег), должны составлять деньги, состоящие именно из окладов (гарантированной части выплат) учителей и других педработников (не администрации).

При этом необходимо, чтобы профсоюзная организация образовательного учреждения получила доступ к финансовой информации и контролировала: чтобы именно 90 процентов всего зарплатного фонда учителей распределялась именно на оклады. Также профсоюзная организация должна иметь доступ к финансовой информации о всем зарплатном фонде организации, а также о выплачиваемых работникам зарплатах (члены профкома, имеют право это знать, не нарушая закона о персональных данных – ведь бухгалтер и руководитель учреждения сейчас это заведомо знают, не нарушая данного закона).

6.Очень важно законодательно закрепить для обязательного, а не рекомендательного исполнения на федеральном уровне, чтобы структура зарплаты (70 (база) плюс 30 (стимулирующие), или 90 (база) плюс 10 (стимулирующие), как мы предлагаем) соблюдалась в зарплатных выплатах не в целом пофонду оплаты труда работников государственных учреждений, а в структуре зарплатных выплат одного конкретного работника. Чтобы работодатель не имел возможности, как сейчас, большинству работникам вообще не платить стимулирующие, а отдельным, «приближенным», платить превышающие оклад в десятки раз стимулирующие (см. Приложение 3).

7.Для создания справедливой системы оплаты труда и ликвидации «оптимизации» (= антисоциального сокращения бесплатных услуг государства) нужно осуществить еще ряд изменений в законодательстве. Главные названы в доступных в интернете Российской инициативе «Отменить закон, провоцирующий «оптимизацию» и в Петиции «Измените законы, провоцирующие бедность работников и «оптимизацию» бюджетных средств».

24.08.2020

И.В.Канторович, гражданский активист,

к. ист.наук, автор школьных учебников «Из истории Москвы»

 

Приложение 1

Базовые должностные оклады – это оклады, ниже которых не могут быть оклады работников различных категорий, - Правительством РФ до сих пор не установлены, несмотря на то, что Единая Тарифная сетка (ЕТС), игравшая эту роль в РФ, ликвидирована еще в 2011 году.

По ЕТС оклад, гарантированная часть зарплаты, составлял основную часть зарплаты, был у квалифицированного работника в разы больше МРОТ. Часто зарплата равнялась окладу и это не вызывало социального напряжения. Так, согласно статьи «ЕТС» в Википедии, в 2009 г. оклад учителя (11-13 разряд) составлял примерно 2,2 – 2, 6 МРОТ (сейчас учительский оклад ниже МРОТ, как правило).

Согласно п.2 Ст.144 установление базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых тарифных ставок является полномочием Правительства РФ. Еще в 2012 г. Правительство распорядилось: разработка и внесение в Правительство Российской Федерации предложений по базовым окладам по профессиональным квалификационным группам работников должна была быть осуществлена Минтрудом к 2015 году (Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, приложение 2, пункт 19 ), но это не сделано до сих пор (!). Минтруд в апреле 2019 года ответил, что Правительство не будет устанавливать базовые должностные оклады, так как это «в настоящее время не целесообразно»; вот соответствующий фрагмент ответа Минтруда:

 

       Минтруд РФ отвечает, что базовые оклады «будут актуальны только для нескольких регионов». Это миллионы работников, но Минтруд ничего делать не собирается, хотя базовые должностные оклады – это минимальные. Их установление, «актуальное для нескольких регионов», никак не помешало бы сохранить действующую систему окладов в «богатых» регионах. Аудиозапись личного приема https://www.youtube.com/watch?v=PldFN-3U2x4&t=967s

сотрудниками Департамента Минтруда РФ, ответственного за зарплаты работников бюджетной сферы и за разработку проектов базовых окладов, свидетельствует, что они видят свою задачу в одном – переваливать необходимость реформ на другие органы и делать вид, что на федеральном уровне трудового законодательства ничего менять не надо (чтобы самим ничего не делать). Между тем очевидно, что в ТК РФ необходимо вернуть изъятые Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ базовые положения любого цивилизованного Трудового законодательства:

 - п. 4 ст 133 ТК (о том, что оклад не может быть ниже МРОТ),

 - традиционное, принятое в мировой практике, определение МРОТ (что это оплата неквалифицированного труда), ранее присутствующее в 129 ст. ТК РФ, изъятие которого позволяет сейчас законно платить МРОТ квалифицированным работникам.

     Самое же главное, чего не делает Минтруд, - не представляет в правительство проект базовых должностных окладов, основы формирования зарплат работников бюджетной сферы. То есть ЕТС ликвидировали, а вместо нее на федеральном уровне – Зеро. При этом хотя правительство РФ базовые должностные оклады не назначило, но откуда-то они на практике берутся. Они возникают двумя способами:

1) Либо их незаконно назначают региональные власти (это не их полномочия);

2) Либо региональные же власти формулируют не имеющие законодательного основания «примерные системы оплаты труда», фактически играющие роль «базовых должностных окладов».

Например, согласно Постановлению губернатора Владимирской области №544 (с изменениями на 18 февраля 2019 года) размеры актуальных базовых должностных окладов работников сферы образования колеблются от 2807 — 8185 рублей (Пункт 1.6; при этом у профессорско-преподавательского состава он 7666 рублей). При этом губернатор не имеет права назначать базовые должностные оклады, это не его полномочия.

Это подтвердили чиновники Минтруда РФ Анжела Фролова и Руслан Исмаилов в ходе личного приема гражданского активиста Ирины Канторович, состоявшегося в апреле 2019 года. (В сети имеется видеоролик «Чиновница минтруда: «Вся страна получает нормальные зарплаты!», сделанный на основе аудиозаписи приема, а также ее текстовая расшифровка.) Когда заместителю руководителя Департамента оплаты труда Анжеле Фроловой продемонстрировали названное Постановление Владимирского губернатора, А. Фролова ответила: «Базовые оклады в регионах не устанавливают, там могут установить систему окладов примерную, не более» (16:10). Р. Исмаилов, начальник отдела указанного Департамента, подтвердил (16:47): «Базовый оклад по Трудовому Кодексу может устанавливать только Правительство Российской Федерации. Но при этом регионы в пределах своих полномочий делают свою систему оплаты труда не совсем иногда корректно, скажем так, при этом. Ну есть такие нарушения, есть…»

То есть, согласно разъяснениям Минтруда, если региональные власти сформулируют документ с названием вроде «Примерная системы оплаты труда…» – это будет законно. И именно эта «филькина грамота», не имеющая никаких законных оснований, в которой " с потолка" назначают базовые должностные оклады менее 10 тысяч рублей лежит у нас сейчас в основе формирования окладной части зарплат бюджетников.

Назначая мизерные оклады работникам бюджетной сферы, региональные власти постоянно повышают зарплату «приближенным» (отдельным) госслужащим. Например, Законом Владимирской области от 27 августа 2004 года N 136-ОЗ (с изменениями на 07.05.2018) предписывается: «Статья 6, п.1. При формировании фонда оплаты труда гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):…6) ежемесячного денежного поощрения - в размере 30 должностных окладов…».

То есть по сути региональные власти, незаконно назначая или законно рекомендуя в не имеющей законодательной основы форме «Примерная система оплаты труда» непредставимо низкие базовые должностные оклады, провоцируют руководителя госучреждения назначать работникам мизерные оклады ниже МРОТ, и это повсеместно сейчас распространено.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.