Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Физкультминутка.



Физкультминутка.

Дерево кончается
Где-то в облаках,
Облака качаются
На его руках.
Эти руки сильные
Рвутся в вышину,
Держат небо синее,
Звезды и луну.

 

 VII. Работа с текстом.

Прочитайте текст.

Короткое — в один слог всего! — а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами…

Русь. Русские. Россия. Россияне.

Может быть, слова эти родственны словам: русло, то есть ложе реки, по которому она течет.

Русалка – сказочная обитательница рек и озер с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

Роса и производное от него слово росяница – обильная роса, лежащая поутру на травах и деревьях.

Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у реки.

Есть у слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:

— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвёл!

— На русь? — ахнул я.

— На русь, — подтвердила хозяйка.

— Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу.

У меня слёзы из глаз от радости.

Русь — светлое место!

Русь — страна света.

Милая светоносная моя Русь,

Родина, Родительница моя!

Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя! Мне всегда виделся невечерний свет в имени твоем, коротком, как вдох счастья.

 

- Какие ассоциации связаны у автора текста со словом «Россия»?

- Какое новое значение слова раскрыто в этом тексте?

 

VIII. Работа со словосочетаниями.

Слово Россия сочетается не с любыми словами, а избирательно.

Давайте поиграем в игру «Кто больше?» (задание дается по группам: нуно составить словосочетания: 1гр.- сущ.+прил., 2 гр. – сущ.+сущ., 3 гр. – сущ.+гл.)

 

IX. Работа с пословицами о родине. Работа в парах.

 

Восстановите из слов пословицы.

Человек без Родины – За Родину-мать Нет на свете ничего краше, Своя земля Родная сторона – мать, чем Родина наша. и в горести мила. а чужая – мачеха. не страшно умирать. что соловей без песни.

X. В заключение урока прочитаю стихотворение.

Что Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Та вот что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Всё, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

ХI. Итог урока. Оценки.

 

Д\З: Выполнение творческой работы: написать сочинение- миниатюру на одну из тем: «Рассказ о слове «Россия», «Россия – моя родина», «Мир слова Россия». Подготовить рассказ о своих впечатлениях от работы со словом. Сделать иллюстрации (по выбору)

На следующем уроке – презентация сочинений, выступление учащихся

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.