|
||||
Физкультминутка. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Физкультминутка. Дерево кончается
VII. Работа с текстом. Прочитайте текст. Короткое — в один слог всего! — а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами… Русь. Русские. Россия. Россияне. Может быть, слова эти родственны словам: русло, то есть ложе реки, по которому она течет. Русалка – сказочная обитательница рек и озер с прекрасным лицом и рыбьим хвостом. Роса и производное от него слово росяница – обильная роса, лежащая поутру на травах и деревьях. Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у реки. Есть у слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: — Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвёл! — На русь? — ахнул я. — На русь, — подтвердила хозяйка. — Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда? Я слова вымолвить не могу. У меня слёзы из глаз от радости. Русь — светлое место! Русь — страна света. Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя! Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя! Мне всегда виделся невечерний свет в имени твоем, коротком, как вдох счастья.
- Какие ассоциации связаны у автора текста со словом «Россия»? - Какое новое значение слова раскрыто в этом тексте?
VIII. Работа со словосочетаниями. Слово Россия сочетается не с любыми словами, а избирательно. Давайте поиграем в игру «Кто больше?» (задание дается по группам: нуно составить словосочетания: 1гр.- сущ.+прил., 2 гр. – сущ.+сущ., 3 гр. – сущ.+гл.)
IX. Работа с пословицами о родине. Работа в парах.
Восстановите из слов пословицы.
X. В заключение урока прочитаю стихотворение. Что Родиной моей зовётся? Себе я задаю вопрос. Река, что за домами вьётся, Иль куст кудрявых красных роз? Вон та осенняя берёзка? Или весенняя капель? А может радуги полоска? Или морозный зимний день? Всё то, что с детства рядом было? Но это станет всё пустяк Без маминой заботы милой, И без друзей мне все не так. Та вот что Родиной зовётся! Чтоб были рядышком всегда Всё, кто поддержит, улыбнётся, Кому нужна и я сама! ХI. Итог урока. Оценки.
Д\З: Выполнение творческой работы: написать сочинение- миниатюру на одну из тем: «Рассказ о слове «Россия», «Россия – моя родина», «Мир слова Россия». Подготовить рассказ о своих впечатлениях от работы со словом. Сделать иллюстрации (по выбору) На следующем уроке – презентация сочинений, выступление учащихся
|
||||
|