Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Региональный конкурс «Слово через призму родного языка»



 

 

ГАУ ДПО «СОИРО»

Региональный конкурс «Слово через призму родного языка»

Конкурс уроков

Урок –исследование в 6 классе. Исследование слова Россия. Презентация написанных учениками сочинений.

  Автор : Нестеренко С.Ж., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 1 г.Новоузеснка Саратовской области»

2020 г.

Цели: дать целостное, комплексное представление о слове; развивать умение «думать о словах», способствовать формированию интереса к слову и языку в целом; самораскрытие учащихся через презентацию написанных работ; формирование умения выступать перед аудиторией, говорить на лингвистические темы.

Методы:поисковый, проблемный, объяснительно – иллюстративный.

Принципы:доступности, сознательности и активности, наглядности.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: исследование.

Оборудование: сборник русских загадок, пословиц и поговорок; компьютер, иллюстрации с изображением природы России, тексты для разбора.

 

СЦЕНАРИЙ УРОКА

I. Организационный момент. 

II. Подготовка к восприятию темы урока в ходе беседы.

- Есть ли у вас любимое слово, назовите его.

- А любимая книга у вас есть? Вид спорта? Цвет? Песня? (дети называют то, что они любят)

III.  Оказывается, все в окружающем нас мире делится на любимое и нелюбимое. Все, кроме слов. Мы об этом не задумываемся по той причине, что привыкаем к словам, своей способности говорить, воспринимаем слова, как нечто естественное, вечное. Иногда то или иное произнесенное, прочитанное или написанное слово вызывает в нашей душе некоторые воспоминания, какие-то впечатления, ассоциации. Ассоциации – это связи, возникающие в нашем сознании при восприятии слов.

Проведем ассоциативный эксперимент. Я называю слово, вы быстро записываете то слово, которое пришло вам на ум первым, когда вы услышали произнесенное слово. Слово «Россия» (учащиеся быстро, молча записывают ассоциации на слово-стимул).

IV. Зачитаем ваши ассоциации. Ассоциации к слову «государство», «страна». Сравните и сделайте вывод о том, почему вы записали именно такие ассоциации. С чем в вашем сознании связаны эти слова?

V. Работа со словом.
- Учитель выразительно читает стихотворение Л. Татьяничевой «Я у старого дуба спросила…»

Я у старого дуба спросила,
Долгожителя отчих полей:
- Кто распевное имя Россия
Дал отчизне твоей и моей?
Дуб ответил,
Вершину склоня:
- Это было ещё до меня…

Отыскала я древний курган:
-Хочешь, в ноги тебе поклонюсь,
Ты скажи мне, степной великан,
Кто придумал название – Русь?
Услыхала я тихий ответ:
-Здесь стою с незапамятных лет,
Но не помню рожденья Руси.
Ты об этом у Волги спроси!

Я пришла предрассветной порой
На откос, где растёт краснотал.
-Волга-матушка, тайну открой,
Кто Россию Россией назвал?
Волга звёзды качает в горсти.
А в глазах – доброта,
Не упрёк:
- Дал могучее имя Руси
Тот, кто Волгою Волгу нарёк!

- Так кто же дал имя России?
- А почему именно так назвали: Россия, Русь?

- Какие однокоренные слова можно подобрать к данному слову?

- Какие синонимы можно подобрать к слову?

 

VI. Ассоциации поэтов, писателей к слову.

- Поэты, писатели представляют Россию с помощью красок.

Прочитаем отрывки стихотворений.

 

С. Есенин

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

 

М. Пришвин

Так вечерело, но голубые вечерние звезды не показались в Москве: все небо оставалось голубым и медленно синело. На этом новом голубом фоне в домах там и тут вспыхивали лампы с разноцветными абажурами; никогда этих абажуров в сумерках не увидишь зимой.

 

З.Гиппиус

Она не погибнет, - знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, - верьте!
Поля её золотые.
И мы не погибнем, - верьте!
Но что нам наше спасенье:
Россия спасётся, - знайте!
И близко её воскресенье.

 

Ю.Соловьев
Я родился РУССКИМ.
В целом мире нет родней и краше,
для меня, чем земля,
что молоком вскормила,
- Русь голубоглазая моя.

 

М.Ю. Лермонтов

Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка.

 

- Какие цвета вам встретились в отрывках? (голубой, золотой)

- Цветовая гамма в ассоциации слова «Россия» ограничена. В основном у писателей встречается цвет золотой, голубой, синий.

Выпишите из отрывка стихотворения С. Есенина все языковые средства, которые в нем встретились.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.