|
||||
Региональный конкурс «Слово через призму родного языка»Стр 1 из 2Следующая ⇒
ГАУ ДПО «СОИРО» Региональный конкурс «Слово через призму родного языка» Конкурс уроков Урок –исследование в 6 классе. Исследование слова Россия. Презентация написанных учениками сочинений.
2020 г. Цели: дать целостное, комплексное представление о слове; развивать умение «думать о словах», способствовать формированию интереса к слову и языку в целом; самораскрытие учащихся через презентацию написанных работ; формирование умения выступать перед аудиторией, говорить на лингвистические темы. Методы:поисковый, проблемный, объяснительно – иллюстративный. Принципы:доступности, сознательности и активности, наглядности. Тип урока: комбинированный. Форма урока: исследование. Оборудование: сборник русских загадок, пословиц и поговорок; компьютер, иллюстрации с изображением природы России, тексты для разбора.
СЦЕНАРИЙ УРОКА I. Организационный момент. II. Подготовка к восприятию темы урока в ходе беседы. - Есть ли у вас любимое слово, назовите его. - А любимая книга у вас есть? Вид спорта? Цвет? Песня? (дети называют то, что они любят) III. Оказывается, все в окружающем нас мире делится на любимое и нелюбимое. Все, кроме слов. Мы об этом не задумываемся по той причине, что привыкаем к словам, своей способности говорить, воспринимаем слова, как нечто естественное, вечное. Иногда то или иное произнесенное, прочитанное или написанное слово вызывает в нашей душе некоторые воспоминания, какие-то впечатления, ассоциации. Ассоциации – это связи, возникающие в нашем сознании при восприятии слов. Проведем ассоциативный эксперимент. Я называю слово, вы быстро записываете то слово, которое пришло вам на ум первым, когда вы услышали произнесенное слово. Слово «Россия» (учащиеся быстро, молча записывают ассоциации на слово-стимул). IV. Зачитаем ваши ассоциации. Ассоциации к слову «государство», «страна». Сравните и сделайте вывод о том, почему вы записали именно такие ассоциации. С чем в вашем сознании связаны эти слова? V. Работа со словом. Я у старого дуба спросила, Отыскала я древний курган: Я пришла предрассветной порой - Так кто же дал имя России? - Какие однокоренные слова можно подобрать к данному слову? - Какие синонимы можно подобрать к слову?
VI. Ассоциации поэтов, писателей к слову. - Поэты, писатели представляют Россию с помощью красок. Прочитаем отрывки стихотворений.
С. Есенин Я покинул родимый дом, Золотою лягушкой луна
М. Пришвин Так вечерело, но голубые вечерние звезды не показались в Москве: все небо оставалось голубым и медленно синело. На этом новом голубом фоне в домах там и тут вспыхивали лампы с разноцветными абажурами; никогда этих абажуров в сумерках не увидишь зимой.
З.Гиппиус Она не погибнет, - знайте!
Ю.Соловьев
М.Ю. Лермонтов Когда волнуется желтеющая нива
- Какие цвета вам встретились в отрывках? (голубой, золотой) - Цветовая гамма в ассоциации слова «Россия» ограничена. В основном у писателей встречается цвет золотой, голубой, синий. Выпишите из отрывка стихотворения С. Есенина все языковые средства, которые в нем встретились.
|
||||
|