Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БЛАНК ОТВЕТОВ. Обработка



БЛАНК ОТВЕТОВ

Фамилия, имя_______________________________________________________________________

Класс ___________________________________     

 

Скоро она зашла в самую чащу_________________. Ни одна__________________________

не залетала сюда, ни единый __________________________________  не проникал сквозь ___________________ ветви. Высокие стволы ____________________________ плотными

рядами, точно стены. Кругом было так___________________________________, что Элиза

_____________________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого

сухого_________________________ , попадавшего ей___________________________ноги.

Никогда еще Элиза_________________________ в такой глуши.

Обработка

Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.

Ключ к тесту навыка чтения:

1 - леса

2 - птица, птичка

3 - луч света, лучик, луч, звук

4 - густые

5 - стояли, деревьев стояли, встали

6 - тихо

7 - слышала

8 - листа, листочка, листика

9 - под

10 - не бывала, не была, не ходила

За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум - 10), которая сравнивается с нормативными данными (Приложение 1) для определения уров­ня (зоны) развития навыка чтения. Каждая из выделенных зон ха­рактеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка.

Зона патологии по чтению не выделяется. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).

Зона 2. Слабый уровень сформированности навыка чте­ния.Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. Может правильно восприни­мать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз, написанных крупным шрифтом, и по объему не пре не читает не только книги, но и тексты в учебниках. Когда его заставляют это делать, то он, видя перед собой большие по объе­му тексты, и не пытается их медленно разбирать, а пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу и опуская второстепенные части, обычно суффиксы и окончания. Предлоги с их управляю­щей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все пред­ложение может пониматься неверно. Смысл длинных предло­жений оказывается недоступен ребенку еще и потому, что, до­бираясь до их конца, он уже не помнит слов, с которых они начи­нались. Мелкий шрифт осложняет понимание, так как восприя­тие слов осуществляется по элементам (по слогам и по буквам), а зрительное их выделение оказывается затруднительным. Если ребенок не ведет пальцем по тексту, то вообще не может вос­принимать последовательность букв, так как они зрительно сли­ваются в неподдающиеся узнаванию комплексы, выпадающие из поля внимания. При слабом уровне сформированности на­выка чтения ребенок пишет настолько неграмотно, что обычно получает диагноз «дисграфия». Много ошибок делает при спи­сывании текстов, так как не может пользоваться смысловым кон­тролем, а использует только визуальный, диктанты же, изложе­ния и сочинения не может писать совсем.

Зона 3. Навык чтения сформирован не полностью.Еди­ницей восприятия текста является словосочетание. Смысл пред­ложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывает из двух-трех частей. При медленном чтении может разобрать любые тек­сты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает лег­ко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» их читать медленно. Длин­ные, стилистически усложненные предложения ребенок понимает с большим трудом. Для проработки больших объемов использу­ет свой «метод» быстрого чтения, суть которого состоит в том, что ребенок «просматривает» текст и пытается угадать его содер­жание, «подставляя» стандартные речевые обороты и штампы (не­соответствие «подстановки» и реального текста он обычно не за­мечает). Поскольку ребенок обладает весьма ограниченным набо­ром речевых шаблонов, смысл текста может восприниматься весьма приблизительно или вообще искажаться. При чтении литератур­ных произведений ребенок с удовольствием ограничивается «кус­ками», где излагаются события или герои ведут диалоги, и опус­кает распространенные описания природы или философские рас­суждения. Большие по объему книги он обычно не читает, так как из-за «фрагментарного» восприятия у него не возникает целост­ного представления о содержании, и книга становится неинтерес­ной. Толстые книги способны читать только дети, склонные к фан­тазированию. В этом случае то, что вычитывает ребенок в книге, выступает только как основа для его собственных представлений и фантазий, часто имеющих мало общего с реальным содержани­ем: не идентифицируется время и место событий, культурная и национальная принадлежность героев, особенности родственных и эмоциональных отношений. В основном воспринимаются толь­ко события и разговоры. Общий фон не вполне осознано опреде­ляется ребенком как «про нас, здесь и теперь» (возможны вариан­ты: «про заграницу, про Америку») вне зависимости от того, где и когда происходят события, описываемые в книге. Письмо также страдает специфической неграмотностью. Стилистические и пун­ктуационные ошибки неискоренимы. Может быть много ошибок в окончаниях, если надо согласовывать отдельные части сложно по­строенного предложения. Такие ошибки ребенок может допускать и при списывании, так как сознательно он может контролировать только словосочетания, отдельные части предложения, но не все предложение целиком. Могут встречаться описки (даже в диктан­тах), когда ребенок вместо реального текста «подставляет» при­вычный ему речевой штамп (например, учитель диктует: «боль­шой, красивый воздушный шар», а ребенок пишет: «большой, кра­сивый, красный шар»). Относительно грамотного письма ребенок может добиться только в том случае, если будет пользоваться простыми, короткими фразами.

Зона 4. Навык чтения развит хорошо.Единицей воспри­ятия текста является целое предложение, смысл которого ребе­нок схватывает сразу. Читает ребенок обычно много и с удоволь­ствием, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пони­манием могут возникать только из-за ограниченного словарно­го запаса и недостаточной общей осведомленности. Но поскольку ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведом­ленность быстро расширяются и проблемы исчезают. При хоро­шем развитии навыка чтения возможны стилистические ошибки при письме, в остальном оно может быть вполне грамотным. Если ребенок пишет неграмотно, то надо искать другие причины.

Зона 5. Навык чтения развит очень хорошо.Чтение бег­лое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литератур­ные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты. При чтении ребенок не только легко воспринимает содержание, но и невольно отмечает особенности литературного языка, ха­рактерные для того или иного автора. Закладывается база гума­нитарных и лингвистических способностей, формируется лите­ратурный вкус, развивается эстетическое восприятие. Грамот­ность может быть абсолютной. Если ребенок все же пишет негра­мотно, то тому имеются другие причины.

Следует помнить, что для отработки и укрепления навыка чтения требуются годы. Даже при постоянном и интенсивном чте­нии он автоматизируется только к 6-7 классу. Если ребенок в средней школе (когда его уже не заставляют родители) перестает читать, то не устоявшийся навык может деградировать. В этом случае и тестирование показывает более низкие результаты, чем были у ребенка в начальных классах. Разрушение навыка чтения будет порождать проблемы, соответствующие тому уровню, до кото­рого он опустится.

Для исправления дефективного навыка чтения в первую оче­редь должно быть обеспечено понимание того, что ребенок чи­тает. Следовательно, тексты должны быть короткими (три-четы­ре предложения), фразы простыми, слова знакомыми, шрифт крупным, желательно наличие картинки, из которой можно по­нять содержание текста. Сам текст должен быть для ребенка ин­тересен. Всеми этими качествами обладают только комиксы и рекламные проспекты, на которых лучше всего и учатся дети пра­вильно читать. Не следует предлагать «букварные» тексты или литературную классику, так как первые скучны, а вторые непонят­ны. Не следует предлагать стилизованные «псевдорусские» ко­миксы, так как лубочные иллюстрации детям тоже непонятны. Они должны получать те комиксы, которые им хотелось бы прочесть, главное, чтобы они читали как можно больше. Не надо вставать в позу и говорить, что таким образом мы формируем у ребенка дурной литературный вкус. Если он сейчас не научится читать, то в жизни не возьмет в руки ни одной книги, и тогда ни о каком литературном вкусе вообще говорить не придется.

Что бы детям ни приходилось читать (тексты параграфов в учебнике, условия задачки, подписи под картинками в комиксах), нельзя требовать от них громкого чтения вслух. Нужно предоста­вить возможность читать молча, «глазами», или пришептывая, как кому удобно. Дело в том, что озвучивание (чтение вслух) и осмысливание (понимание написанного текста) - две независи­мые, параллельно осуществляемые операции. При беглом чте­нии они «сливаются», и кажется, что понимание происходит од­новременно с произношением. (Но попробуйте громко вслух прочесть газетную передовицу или незнакомый научный текст. Пересказать смысл прочитанного будет очень сложно. Он как бы ускользает. Вам придется еще раз пробежать текст глазами, что­бы выделить в нем основные смысловые моменты. Чтение про себя позволяет сразу понимать смысл, и затруднений с переска­зом не возникает.) Когда ребенка заставляют читать вслух, то ему не удается распределять внимание и параллельно осуществлять обе операции, и он выполняет только ту, которую от него требу­ют. Ребенок обучается озвучиванию без понимания. Когда его просят рассказать, о чем он прочитал, он оказывается не в со­стоянии этого сделать. (Ребенок обычно искренне возмущается, ведь он уже прочитал, что же еще можно требовать.)

Мы предлагаем использовать следующий метод коррекции навыка чтения. С ребенком можно заключить соглашение: роди­тели обязуются читать ему то, что требуется по школьной про­грамме, если он будет читать то, что ему интересно, но обяза­тельно каждый день и чтобы суммарный объем был не меньше половины страницы (в первые дни, а постепенно и больше). Пусть ребенок выберет что-нибудь попроще и покороче (те же комик­сы) и разбирает молча и медленно, лишь бы дошел до смысла Пусть спрашивает, и ему следует объяснять, что обозначают слова, которые ему непонятны. Когда он объявит, что все прочитал не надо заставлять пересказывать или читать вслух. Если он что-то захочет рассказать, пусть расскажет. Если нет, то задайте про­стейшие вопросы (кто это был, что делал, куда пошел, кого встретил и т. п.) и, обсудив таким образом прочитанный текст, убедитесь, что ребенок его понял. В день он должен разбирать несколько комиксов, при этом его надо обязательно хвалить. В нашей прак­тике дети обучались полноценному чтению, то есть пониманию печатных текстов, в течение двух недель. После этого они сами переходили к чтению учебников. Литературные тексты еще какое-то время должны им читать родители, но дети в это время обяза­ны читать почти равноценные объемы того, что им нравится.

Если для ребенка характерна перестановка слогов и букв, когда последующие слоги он произносит раньше, чем те, кото­рые идут сначала, то нужно разрешить ему водить пальцем по тексту при чтении (несмотря на то, что он учится уже в 3 или в 5 классе) до тех пор, пока он сам от этого не откажется. Читать при этом, тем не менее, нужно молча или тихо шепотом и не торо­питься. Такие перестановки часто характерны для плохо читаю­щего ребенка, если он левша или переученный левша. Причина подобных странностей чтения в том, что для левши удобно и при­вычно производить действия справа налево (а не слева направо, как для «правши»). При зрительном восприятии человеческий глаз не движется плавно по тексту, а перемещается скачками, и в поле восприятия одномоментно оказывается несколько слогов или слово, которые и анализируются. Тексты нам всем приходится читать слева направо. Те, кто привык «действовать слева напра­во», никаких неудобств не ощущают и продолжают совершать ана­лиз в привычном для них направлении. Левша же в выделенном для анализа «куске» может, не отдавая себе в этом отчета, совер­шать привычные для него микродвижения, но они имеют направ­ленность обратную тому, как надо читать текст.

После того, как ребенок будет легко понимать то, что он чи­тает, можно переходить к исправлению неграмотности. Для это­го двухнедельного срока будет уже недостаточно. На обучение грамотному письму в школе отводится 8 лет. Поэтому в данном пособии мы и не будем пытаться приводить какие-либо частич­ные рекомендации. Родители должны быть готовы к тому, что исправить неграмотное письмо значительно сложнее, чем обу­чить грамоте. Когда ребенок научится читать, у него появится хотя бы надежда на успех.

Одна из сложностей при исправлении неграмотности зак­лючается в том, что если ребенок в течение нескольких лет пишет «как получается», то у него формируются визуально-графичес­кие шаблоны и двигательные автоматизмы неправильного напи­сания слов, избавиться от которых бывает очень сложно, поскольку они имеют тенденцию проявляться как бы сами собой, как только снижается сознательный контроль. Иногда неправильные напи­сания становятся настолько привычными, что ребенку даже в го­лову не приходит проверить, так ли на самом деле пишется.

Можно еще несколько слов сказать о традиционном методе преодоления неграмотности посредством переписывания тек­стов. Его обычно рекомендуют и логопеды, и педагоги. Следует помнить, что он может принести некоторую пользу только в том случае, если ребенок умеет бегло читать (а не просто озвучивать тексты, не понимая их смысла) и сам хочет преодолеть негра­мотность. Если его заставляют переписывать книжки «из-под палки», положительного результата не будет. Внутреннее неприя­тие, отвержение работы приводят к тому, что, выполняя ее меха­нически и с отвращением, ребенок как бы вообще не восприни­мает то, что он делает, и поэтому у него не фиксируется и не за­поминается грамотное написание слов.

Если ребенок не умеет (или почти не умеет) читать, но усер­дно переписывает тексты, то может натренироваться не допус­кать ошибок при списывании. Однако грамотно писать диктан­ты, изложения или сочинения он все равно не сможет. В нашей практике бывали такие случаи, когда дети в целом учились хоро­шо, грамотно выполняли письменные работы на иностранном язы­ке, и только с русским языком у них были проблемы. Постарав­шись, они довольно быстро добивались безошибочного копи­рования, но это нисколько не помогало им при написании дик­тантов и изложений - в этих случаях безграмотность оставалась абсолютной. Учителям и родителям не приходило в голову, что причиной проблем является несформированный, неполноценный навык чтения. Преодоление неграмотности оказывалось возможным только в том случае, если удавалось обучить ребенка бегло­му чтению. Когда он сам начинал с удовольствием читать книги, то укрепление безошибочного письма шло быстрее. Важно и от­ношение ребенка к русскому языку: если это отношение пренеб­режительное, как к второстепенному предмету, то грамотность оказывается недостижимой, даже когда навык чтения становится полноценным.

Нормативная таблица

Показатель

Зоны

Навык чтения - 0-4 5-7 8-9

Для оформления уровневой таблицы необходимо перевести полученные данные в следующие уровневые показатели:

- 1 уровень – 0 -4 балла;

- 2 уровень – 5 – 7 баллов;

- 3 уровень – 8 – 10 баллов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.