Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Музыка протеста: пять самых известных бунтарей рок-музыки.



 

Мы продолжаем тему «Музыка в общественной и политической жизни»и сегодня поговорим о рок-музыкантах и послушаем рок-музыку.

Рок-музыка как форма существования родилась именно из песен протеста, собственно, она и была задумана как музыка протеста - против существующего положения, политики и политиков, социальной и мировой несправедливости, насилия и терроризма, мещанского уклада жизни и вообще всего, что закрепощает человека, делает из него раба и вытравливает из него личность.

НАЧАЛОСЬ все это, конечно, давно и не у нас. Еще в 1938 г. Билли Холидей спела песню под названием «Странный фрукт» - о линчевании негров в Миссисипи, когда на деревьях вместо яблок и апельсинов висели чернокожие. Негритянский блюз - вообще музыка грустная, и ничего особенно нового в этот раз сказано не было, но ее отказались не то что выпускать, но даже записывать. Билли Холидей пришлось делать это подпольно, на независимой студии, но, в конце концов, песня стала популярной, попала в лучшую двадцатку США, послужила началом движения против преследования негров.

Песни против расизма еще долго пользовались популярностью в Америке, их исполняли и Боб Дилан, и Стиви Уандер, и Боб Марли... Ну а в Европе свои проблемы - война в Ольстере (U2), на Фолклендских островах (Роберт Уайетт), голод в Африке (Боб Гелдоф и его фестиваль "Live Aid"), кругом бездомные, бесправные и безработные (об этом поют все музыканты через одного). К рок- и фолк-певцам стали присоединяться рэпперы и даже поп-музыканты. Поп-музыканты выражались скромнее, но не менее душевно, намекая на утрату экологического равновесия планеты (Майкл Джексон), нестабильность времен холодной войны (Modern Talking), участившиеся смертные случаи среди детей (Soul Asylum) и животных (Сандра). И вообще, диапазон тем для протеста настолько широк, что даже вегетарианство (как одна из форм протеста) не было оставлено в стороне, а группа The Smiths со своим лозунгом «Мясо - это убийство» возглавила целое мировое движение против мясоедения.

В последние годы музыканты как-то меньше стали протестовать, и сам протест вылился в форму несколько иронично-издевательскую. Группа U2 смеется над идеей объединения Европы и сравнивает ее с огромным зоопарком в мировых масштабах. Оззи Осборн поет, что с такой ситуацией в мире нас не спасут ни марши протеста, ни какие другие акции - разве что супердетектив Перри Мейсон, да и то вряд ли. А группа Soundgarden в открытую издевается над американским укладом жизни, в котором маньяки и убийцы - нормальное явление, и простым человеческим чувствам уже нет места в этом мире.

РОЖДЕНИЕ русского рока в конце 70-х также неминуемо было связано с протестом. Правда, протест этот вначале не носил характера массовых акций против произвола властей, а скорее был локальным. Рокеры боролись за свое право играть рок, носить длинные волосы и серьгу в ухе (помните Африку из фильма "Асса"?). Более широкие цели русскоязычные рок-музыканты стали преследовать уже в начале перестройки, борясь уже не столько за свое существование, сколько за свободу концертных выступлений и полноценное зарабатывание на жизнь своей музыкой.

Революционный во всех отношениях город Ленинград взрастил в своей колыбели целую плеяду групп, творчество которых было очень социальным: «Телевизор», «Алиса», «Аукцыон», позднее к ним примкнули свердловская группа «Наутилус Помпилиус» и уфимская «ДДТ». Тематику их социальных произведений можно разделить на три категории: а) борьба за мир во всем мире, б) протест против существующего строя и в) внутренняя борьба со своими недостатками (почти как у Чехова - по капле выдавливать из себя раба).

Рокерские песни за мир уже были не такими слащавыми, как во времена застоя, а «весомыми», «грубыми» и «зримыми». Настоящим гимном борцов за мир стала песня «Наутилуса» «Шар цвета хаки».

Не удержался от выступлений в защиту мира и мэтр отечественной музыкальной мысли Владимир Кузьмин. В его репертуаре лет десять назад была песенка под названием «Усталость» («Усталость сковала планету, настала такая пора - Земля носить устала ракетные крейсера»).

На заре перестройки представители власти и их окружение, которым отечественные рокеры объявили войну, сразу же получили в песнях смачные эпитеты, как-то: «гады» («Бригада С», «Чайф», «Телевизор»), «мажоры» («ДДТ»), «мясники» («Наутилус») и т. д. Причем поистине революционная борьба в песнях редко проецировалась на реальную жизнь рок-музыкантов. Радикальные тексты, агрессивное пение со сдвинутыми бровями и набыченным лбом плавно отошли на задний план. Музыканты повзрослели, обзавелись семьями и недвижимостью (в виде студий звукозаписи, собственных фирм и т. д.). Повзрослела и публика, которая с большим удовольствием слушает сегодня песни про «осень», про «дождь», про «любовь» и прочую «ерунду», бывшую ранее прерогативой так называемых попсовиков.

Попсовики же, наоборот, устав от слащавых песенок, решили заявить о своей твердой гражданской позиции. Олег Газманов вдруг написал несколько песен о тяжкой судьбе России, «На-на» в момент предвыборной кампании встала под «крышу» «Нашего дома», Юрий Антонов вступил  в ЛДПР, лидер «Дюны» даже спел песню с Жириновским. Социальная тематика выродилась в среде рокеров, но в поп-музыке засияла новыми красками.

Музыка протеста: пять самых известных бунтарей рок-музыки.

Они умели все: зажигать толпу и общество, ломать стулья, взрывать мир резкими высказываниями. Их любили, в том числе, и за это.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.