|
|||
Стихотворения.. Ход урока.Стихотворения. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний . Цели урока: 1. Познакомить с биографией и творческим стилем поэта; продолжить обучение конспектированию; 2. Развивать навыки выразительного чтения наизусть; критическое мышление; навыки самостоятельной работы с материалом учебника; 3. Воспитывать нравственные качества человека: уважение к матери, сострадание к людям, настойчивость, великодушие, любовь к Родине.
Методы обучения: репродуктивный, метод творческого чтения, частично-поисковый. Методические приёмы: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, обучение выразительному чтению стихотворений, задание по раздаточным материалам, ответы на вопросы. Виды учебной деятельности учащихся: активное слушание художественного чтения, заучивание наизусть, письменные ответы на вопросы, устные ответы по материалу лекции. Средства обучения:портрет Н.А.Некрасова, портрет В.Г.Белинского, фотовыставка. Формы обучения: общегрупповая, индивидуальная.
Ход урока. 1. Орг. момент. Сегодня мы начинаем знакомиться с жизнью и творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова Тема нашего урока: «Н.А.Некрасов. Сведения из биографии». Цель урока: познакомиться с биографией и творчеством поэта.
Эпиграфом нашего урока послужат слова Белинского (….), когда и почему критик так сказал о Некрасове нам предстоит узнать на уроке.
I. Запись темы, эпиграфа. Да знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный?
В.Г.Белинский.
II. Знакомство с Н.А.Некрасовым. Слово учителя. Наша работа на уроке будет построена следующим образом: часть информации буду сообщать вам я, а с другой частью вы будете знакомиться самостоятельно. Для этого у вас на столах лежат листочки с краткой биографией поэта.
«То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…». Эту мысль Некрасов по-разному повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить Родину и желать ей счастья – значит ненавидеть всё, что её позорит.
Где и когда родился Некрасов, где он провёл детские годы? Найдите ответ на ваших листочках и запишите в тетрадь. (Один ученик отвечает на вопрос, затем все записывают).
В 1821 г. в местечке Немирово (Украина), в семье отставного майора родился Н.А.Некрасов. Детские годы провёл в селе Грешнево на берегу Волги, близ Ярославля. Некрасов вырос в обстановке, которая могла загубить в человеке все лучшие стороны души. (Выразительное чтение наизусть учителем):
И вот они опять, знакомы места, Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства. Где рой подавленных и трепетных рабов Завидовал житью последних барских псов, Где было суждено мне божий свет увидеть, Где научился я терпеть и ненавидеть, Но ненависть в душе постыдно притая, Где иногда бывал помещиком и я…
(Чванство – тщеславная гордость, важничанье)
Я прочитала вам отрывок из стихотворения «Родина». Какие чувства возникли у вас, когда вы услышали это стихотворение? (Чувства жалости, грусти оттого, что жизнь людей хуже, чем жизнь собак. Чувства ненависти к угнетателям простого народа).
Это стихотворение звучит как исповедь, написанная, по словам одного из друзей Некрасова, не чернилами, а кровью. Запишите его название и год написания. («Родина» 1846 г.)
Стихотворение «Родина», как и другие стихи, отразившие события жизни Некрасова, не следует считать просто воспоминаниями: они раскрывают общее во многих человеческих судьбах. Но их автобиографическую точность и правдивость засвидетельствовали многие современники поэта.
Кто был отцом Некрасова, вы узнаете самостоятельно и запишете в тетрадь.
Отец будущего поэта, Алексей Сергеевич, отставной армейский офицер, помещик, был убежденным крепостником. Главный жизненный интерес отца Некрасова составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные равно страдали от его жестокости, от его тяжёлого характера. В стихотворении «Родина» Некрасов нарисовал образ страдалицы-матери, чью жизнь сгубил «угрюмый невежда»:
(Читает наизусть заранее подготовленный ученик):
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя! Кто жизнь твою сгубил…о! знаю, знаю я!.. Навеки отдана угрюмому невежде, Не предавалась ты несбыточной надежде – Тебя пугала мысль восстать против судьбы, Ты жребий свой несла в молчании рабы… Но знаю: не была душа твоя бесстрастна, Она была горда, упорна и прекрасна…
Как звали мать поэта, как ей жилось в доме мужа? Найдите ответ на этот вопрос и запишите.
Мать поэта, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостной. Она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.
Когда Некрасов написал свои первые стихи и кому он их посвятил?
Свои первые стихи Некрасов написал в 7 лет и преподнёс их «любезной маменьке». Любовью к ней озарено все его поэтическое творчество. Вспоминая прошлое, Некрасов написал незадолго до смерти в поэме «Мать» (1877) такие строки: (читает наизусть подготовленный ученик)
И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей всё разумное ногами, Гордившейся невежеством среды, И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты, И носит песнь, слагаемая мною, Живой любви глубокие черты – О мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты!
Стихи, отрывки из которых вы сейчас услышали, посвящены матери. Какие чувства выразил Некрасов в этих строках? (Некрасов выражает чувства любви и благодарности к матери за то, что она воспитала его добрым, справедливым. Он испытывает чувства жалости и боли, оттого что его мать его плачет и страдает по вине отца). Под влиянием матери Некрасов стал мечтать о литературной деятельности. Учась в Ярославской гимназии (1832-1837), он писал «сатиры» на одноклассников и лирические стихи. (Сатира – художественное произведение, остро обличающее явления действительности. лирика – поэтическое произведение, выражающее чувства и переживания).
Но отец не хотел, чтобы Некрасов стал поэтом. - О какой карьере сына мечтал его отец?
Отец избрал для сына военную карьеру и в 1838 году отправил его в Петербург для определения в Дворянский полк.
- А как поступил Некрасов? Послушался он отца или нет?
Некрасов ослушался отца – подал документы в университет. За это непокорный сын был лишён материальной поддержки.
«Восемь лат я боролся с нищетой, видал лицом к лицу голодную смерть… Уму непостижимо, сколько я работал!» - вспоминал поэт. Учиться ему уже не пришлось. Он ютился в петербургских трущобах, бывало, не имел ни пальто, ни сапог, писал лежа на полу – мебель отсутствовала в его подвале – и все-таки не бросал литературных занятий, не отказывался от надежды стать писателем. Он сочинял стихи, рассказы, пьесы; иногда получал за них в журналах грошовую плату. В эти годы Некрасову стал близок Петербург «чердаков и подвалов», город тружеников и бедняков. Некрасов увидел и показал Петербург глазами голодного разночинца. (Разночинец – в дорев. России – выходец из непривилегированных сословий, мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом, обычно носитель демократической идеологии). Стихотворение читает наизусть подготовленный ученик:
В нашей улице жизнь трудовая; Начинают ни свет ни заря Свой ужасный концерт, припевая, Токари, резчики, слесаря, А в ответ им гремит мостовая!.. Всё сливается, стонет, гудёт, Как-то глухо и грозно рокочет, Словно цепи куют на несчастный народ, Словно город обрушиться хочет.
|
|||
|