Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стихотворения.. Ход урока.



Стихотворения.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний .

Цели урока: 1. Познакомить с биографией и творческим стилем поэта; продолжить обучение конспектированию;

2. Развивать навыки выразительного чтения наизусть; критическое мышление; навыки самостоятельной работы с материалом учебника;

3. Воспитывать нравственные качества человека: уважение к матери, сострадание к людям, настойчивость, великодушие, любовь к Родине.

 

Методы обучения: репродуктивный, метод творческого чтения, частично-поисковый.

Методические приёмы: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, обучение выразительному чтению стихотворений, задание по раздаточным материалам, ответы на вопросы.

Виды учебной деятельности учащихся: активное слушание художественного чтения, заучивание наизусть, письменные ответы на вопросы, устные ответы по материалу лекции.

Средства обучения:портрет Н.А.Некрасова, портрет В.Г.Белинского, фотовыставка.

Формы обучения: общегрупповая, индивидуальная.

 

 

Ход урока.

1. Орг. момент.

Сегодня мы начинаем знакомиться с жизнью и творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова Тема нашего урока: «Н.А.Некрасов. Сведения из биографии». Цель урока: познакомиться с биографией и творчеством поэта.

 

Эпиграфом нашего урока послужат слова Белинского (….), когда и почему критик так сказал о Некрасове нам предстоит узнать на уроке.

 

I. Запись темы, эпиграфа.

Да знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный?

 

В.Г.Белинский.

 

 

II. Знакомство с Н.А.Некрасовым. Слово учителя.

Наша работа на уроке будет построена следующим образом: часть информации буду сообщать вам я, а с другой частью вы будете знакомиться самостоятельно. Для этого у вас на столах лежат листочки с краткой биографией поэта.

 

«То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…». Эту мысль Некрасов по-разному повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить Родину и желать ей счастья – значит ненавидеть всё, что её позорит.

 

Где и когда родился Некрасов, где он провёл детские годы? Найдите ответ на ваших листочках и запишите в тетрадь. (Один ученик отвечает на вопрос, затем все записывают).

 

В 1821 г. в местечке Немирово (Украина), в семье отставного майора родился Н.А.Некрасов. Детские годы провёл в селе Грешнево на берегу Волги, близ Ярославля.

Некрасов вырос в обстановке, которая могла загубить в человеке все лучшие стороны души. (Выразительное чтение наизусть учителем):

 

И вот они опять, знакомы места,

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства.

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов,

Где было суждено мне божий свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть,

Но ненависть в душе постыдно притая,

Где иногда бывал помещиком и я…

 

(Чванство – тщеславная гордость, важничанье)

 

Я прочитала вам отрывок из стихотворения «Родина». Какие чувства возникли у вас, когда вы услышали это стихотворение? (Чувства жалости, грусти оттого, что жизнь людей хуже, чем жизнь собак. Чувства ненависти к угнетателям простого народа).

 

Это стихотворение звучит как исповедь, написанная, по словам одного из друзей Некрасова, не чернилами, а кровью. Запишите его название и год написания. («Родина» 1846 г.)

 

Стихотворение «Родина», как и другие стихи, отразившие события жизни Некрасова, не следует считать просто воспоминаниями: они раскрывают общее во многих человеческих судьбах. Но их автобиографическую точность и правдивость засвидетельствовали многие современники поэта.

 

Кто был отцом Некрасова, вы узнаете самостоятельно и запишете в тетрадь.

 

Отец будущего поэта, Алексей Сергеевич, отставной армейский офицер, помещик, был убежденным крепостником.

Главный жизненный интерес отца Некрасова составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные равно страдали от его жестокости, от его тяжёлого характера.

В стихотворении «Родина» Некрасов нарисовал образ страдалицы-матери, чью жизнь сгубил «угрюмый невежда»:

 

(Читает наизусть заранее подготовленный ученик):

 

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Кто жизнь твою сгубил…о! знаю, знаю я!..

Навеки отдана угрюмому невежде,

Не предавалась ты несбыточной надежде –

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна,

Она была горда, упорна и прекрасна…

 

Как звали мать поэта, как ей жилось в доме мужа? Найдите ответ на этот вопрос и запишите.

 

Мать поэта, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостной.

Она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.

 

Когда Некрасов написал свои первые стихи и кому он их посвятил?

 

Свои первые стихи Некрасов написал в 7 лет и преподнёс их «любезной маменьке». Любовью к ней озарено все его поэтическое творчество.

Вспоминая прошлое, Некрасов написал незадолго до смерти в поэме «Мать» (1877) такие строки: (читает наизусть подготовленный ученик)

 

И если я легко стряхнул с годами

С души моей тлетворные следы

Поправшей всё разумное ногами,

Гордившейся невежеством среды,

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты –

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

 

Стихи, отрывки из которых вы сейчас услышали, посвящены матери. Какие чувства выразил Некрасов в этих строках?

(Некрасов выражает чувства любви и благодарности к матери за то, что она воспитала его добрым, справедливым. Он испытывает чувства жалости и боли, оттого что его мать его плачет и страдает по вине отца).

Под влиянием матери Некрасов стал мечтать о литературной деятельности. Учась в Ярославской гимназии (1832-1837), он писал «сатиры» на одноклассников и лирические стихи.

(Сатира – художественное произведение, остро обличающее явления действительности. лирика – поэтическое произведение, выражающее чувства и переживания).

 

Но отец не хотел, чтобы Некрасов стал поэтом.

- О какой карьере сына мечтал его отец?

 

Отец избрал для сына военную карьеру и в 1838 году отправил его в Петербург для определения в Дворянский полк.

 

- А как поступил Некрасов? Послушался он отца или нет?

 

Некрасов ослушался отца – подал документы в университет. За это непокорный сын был лишён материальной поддержки.

 

«Восемь лат я боролся с нищетой, видал лицом к лицу голодную смерть… Уму непостижимо, сколько я работал!» - вспоминал поэт. Учиться ему уже не пришлось. Он ютился в петербургских трущобах, бывало, не имел ни пальто, ни сапог, писал лежа на полу – мебель отсутствовала в его подвале – и все-таки не бросал литературных занятий, не отказывался от надежды стать писателем. Он сочинял стихи, рассказы, пьесы; иногда получал за них в журналах грошовую плату.

В эти годы Некрасову стал близок Петербург «чердаков и подвалов», город тружеников и бедняков. Некрасов увидел и показал Петербург глазами голодного разночинца.

(Разночинец – в дорев. России – выходец из непривилегированных сословий, мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом, обычно носитель демократической идеологии). Стихотворение читает наизусть подготовленный ученик:

 

В нашей улице жизнь трудовая;

Начинают ни свет ни заря

Свой ужасный концерт, припевая,

Токари, резчики, слесаря,

А в ответ им гремит мостовая!..

Всё сливается, стонет, гудёт,

Как-то глухо и грозно рокочет,

Словно цепи куют на несчастный народ,

Словно город обрушиться хочет.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.