![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОГЛАВЛЕНИЕ 5 страницаРис.1. Пример сюжетных образно-зрительных картинок, используемых в методике сенсорно-координаторных тренажей. 1.2. Методика выполнения тренажа. Один - два раза за урок все учащиеся, стоя, под команду учителя 1-2-3-4 ...1-2-3-4 и т.д. начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. При этом они совершают синхронно-сочетанные движения глазами, головой и туловищем. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнений составляет в среднем 0,5 секунды. Через 2-3 недели учащиеся должны за одну секунду не просто механически «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все четыре картинки (сюжет). Данный момент является принципиальным. Порядок счета через 30 секунд меняется на противоположный: 4-3-2-1 ...4-3-2-1. В заключительной части тренажа (опять-таки, продолжительностью 30-40 секунд) порядок счета задается в случайной последовательности, например: 1-3-4-2, 2-1-3-4 и т.д. Общая продолжительность всего тренажа занимает в среднем 1,5 минуты. Количество тренажей зависит от характера урока. При зрительно-напряженном (либо умственно-напряженном) уроке, и, особенно, при занятиях за компьютерами, их целесообразно выполнять не реже 2-3-х раз за 45 минут. 2. Автоматизированная система сенсорно-координаторного тренажа. 2.1. Устройство тренажеров. В отличие от вышеописанной методики, автоматизированная система сенсорно-координаторного тренажа предусматривает монтаж в каждом классе в 4-х углах потолка специальной технической системы, включающей 4 сигнальные электролампы (рис. 2) и позволяющей обеспечить их поочередное вспыхивание (эффект «бегущего огонька»). Рис. 2. Размещение сигнальных электроламп при оборудовании в классе автоматизированных сенсорно-координаторных тренажеров Эффект «бегущего огонька» создается за счет общего на школу (или отдельно на несколько классов) пульта управления, к которому с помощью электрической разводки подключается система каждого класса. Электролампы прикрываются плафонами закрытого типа и настенного крепления, окрашенными в яркие цвета. Например: красный, желтый, зеленый (цвета светофора). Более увлекательный зрительно-игровой характер данной методике можно придать за счет использования ярких цветных просвечивающихся рисунков на плафонах (или специально изготовленных сменных пленок с рисунками). В других вариантах система включает и музыкально-звуковой ритм, подаваемый синхронно со световым. 2.2. Методика выполнения тренажа. В середине каждого урока автоматизировано по школе (пультом управления) во всех классах зажигается одна из сигнальных электролампы. Через 10-5 секунд гаснет первая и быстро поочередно зажигаются вторая, третья, четвертая электролампы. Педагог обращает внимание, чтобы учащиеся, стоя, внимательно следили за «бегущим огоньком», выполняли при этом интенсивные ритмичные движения головой, глазами и туловищем. Направление высвечивания сигнальных лампочек меняется автоматически (30-40 по ходу движения часовой стрелки и 30- 40 против). Средняя скорость движения - 1 полный цикл в секунду. Продолжительность упражнений - 1,5-2 минуты. Отключение - автоматическое. Упражнения наиболее целесообразно выполнить в середине каждого урока. 3. Методика зрительно-координаторных тренажей с использованием схемы универсальных символов. 3.1. Устройство тренажеров. На потолке выбирается поле, на которое наносится схема универсальных символов максимально возможных размеров, выполненная в виде зрительно-двигательных траекторий (далее - схема). Необходимо стремиться, чтобы траектории схемы проходили с наружных сторон светильников. Для этого вначале выбирается поперечный размер овала, продольный его размер рассчитывается путем умножения поперечного размера на 1,41 (рис.3). Рис. 3. Схема зрительно-двигательных траекторий При этом цвета должны соответствовать следующим требованиям: «восьмерка» изображается ярко-голубым цветом; «крест» - коричнево-золотистым: наружный овал - красным; внутренний овал - зеленым. 3.2. Методики выполнения тренажа: Вариант 1. Учащиеся становятся в центре под схемой-тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, при этом выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и туловищем 10-15 раз по каждой траектории (по «овалам», по «восьмерке» и по «кресту») по порядку номеров. Частота выполнения таких тренажей зависит от характера зрительной работы. Например, в процессе выполнения тонко-координированных зрительных операций (чтение, рисование, письмо) рекомендуется выполнять упражнения через каждые 15-20 минут. Вариант 2. Учащиеся, фиксируя взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), вначале учатся «обходить» схемы-траектории, а затем «оббегать». Такие упражнения рекомендуем выполнять примерно через каждые 1-1,5 часа.
Приложение 8 к Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»
МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ Комплекс упражнений гимнастики для глаз для учащихся 1-4 классов: 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо. Вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз. 5. Исходное положение (далее – И.П.) – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4 – 5 раз. Комплекс упражнений гимнастики для глаз для учащихся 5-12 классов: 1. И.П. – сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5 – 6 раз. 2. И.П. – сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 – 6 раз. 3. И.П. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5 – 6 раз. 4. И.П. – сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5 – 6 раз. 5. И.П. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4 – 5 раз. 6. И.П. – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 – 3 сек., перенести взор на кончик носа на 3 – 5 сек. Повторить 6 – 8 раз. 7. И.П. – сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. Массировать веки кончиками указательных пальцев.
Приложение 9 к Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»
Рекомендуемый объем пищи на один прием
Приложение 10 к Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»
Форма журнала по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный журнал)
____________________________________________ Примечание. 1. В графе «Оценка выполнения меню» проставляется медицинским работником выход каждого готового блюда (фактический). 2. В графе «Подпись» расписывается медицинским работник и другие члены бракеражной комиссии, участвовавшие в бракераже готовой пищи.
Приложение 11 к Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»
Форма журнала «Здоровье»
__________________________________________ Примечание: контроль за ведением журнала осуществляет медицинский работник (при отсутствии - руководитель учреждения), который ежедневно ставит свою роспись Приложение 12 к Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО РАНГОВОЙ ШКАЛЕ ТРУДНОСТИ Ранговая шкала трудности предметов для учащихся 1-4 классов (Тиринова О.И., Кузнецова Л.Ф., Фарино Н.Ф., 2003г.) Таблица 1
Ранговая шкала трудности предметов для учащихся 5-10 классов (Фарино Н.Ф., Малахова А.А., Маевская В.Л., 2006г.). Таблица 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Санитарные правила и нормы 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. Настоящие Санитарные правила и нормы разработаны ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» (Гринь В.В., Малахова А.А., Таракан И.А., Хмара Е.М.). 2. Настоящие Санитарные правила и нормы подготовлены с учетом изменений и дополнений в ранее действующие Санитарные правила и нормы 14-46-96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь от 11 декабря 1996г. с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 20 декабря 2002г. №112, рецензированных Министерством образования Республики Беларусь (исх.№06-13/3478 от 29 сентября 2006г.), ГУ «Республиканский научно-практический центр гигиены», Белорусским государственным медицинским университетом, Белорусской медицинской академией последипломного образования, областными центрами гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, ГУ «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии»; согласованных Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (исх.№02-3-06/5275 от 17 октября 2006г.). 3. Введены взамен Санитарных правил и норм 14-46-96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь от 11 декабря 1996г. с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 20 декабря 2002г. №112. 4. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь 22 ноября 2006г. №160.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|