Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 4 страница



151. Недельная учебная нагрузка не должна превышать максимально допустимую учебную нагрузку согласно таблице 1 для соответствующих типов общеобразовательных учреждений.

152. Недельная учебная нагрузка общеобразовательных учреждений распределяется на 5 или 6 календарных дней

Гимназии (классы) и лицеи (классы), классы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях или специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности, с профильным обучением работают по 6-дневной учебной неделе, за исключением 1 классов.

По согласованию с территориальными органами и учреждениями госсаннадзора при условии выполнения требований п.п. 145, 149 настоящих Санитарных правил и норм допускается организация уроков с учащимися 1 - 4 классов в классах с изучением иностранного языка на повышенном уровне и в классах с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической и спортивной направленности в режиме 5-дневной учебной недели.


 

                                                                                           Таблица 1

Классы

Максимально допустимая недельная учебная нагрузка, (час)

 

Общеобразовательные школы, школы-интернаты

Для лицеев (классов), гимназий (классов), школ (классов) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях

Для классов с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности

По государственному компоненту учебного плана* С учетом школьного компонента**

при 5-дневной учебной неделе

 

 

при 5-дневной учебной неделе

 

при 6-дневной учебной неделе

11-12

 

Примечания.

       * Государственный компонент является обязательным для учащихся всех типов общеобразовательных учреждений.

       **Школьный компонент определяет количество часов, которые дополнительно могут использоваться учреждением для изучения отдельных предметов на повышенном и (или) углубленном уровне, курсов по выбору, организации поддерживающих, стимулирующих и факультативных занятий, проведения общественно полезного труда. Школьный компонент не является обязательным для учащихся.

     Обучение учащихся в гимназиях осуществляется с 5 по 12 класс, в лицеях – с 11 по 12 класс, в классах с углубленным уровнями изучения иностранного языка – с 1 по 12 класс, отдельных учебных предметов – с 8 по 11 класс, специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности – с 1 по 12 класс.


       153. Занятия по школьному компоненту в 1 - 5 классах организовываются при наличии заявлений родителей, в остальных классах – заявлений учащихся.

При обучении в общеобразовательных  учреждениях по 5-дневной учебной неделе, а также при 6-дневной в классах с изучением специальных предметов художественно-эстетической направленности, между обязательными уроками и занятиями по школьному компоненту должен предусматриваться перерыв (не менее 30 минут) на обед и отдых.

В классах с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической и спортивной направленности на повышенным и (или) углубленном уровнях за счет часов школьного компонента, часть из них может проводиться в сетке расписания уроков по государственному компоненту за счет часов физической культуры и здоровья, музыки, отечественной и мировой художественной культуры и др.

154. В санаторных школах-интернатах школьный компонент должен составлять не более 1 часа в неделю в каждом классе. Занятия по школьному компоненту, коррекционно-реабилитационному компоненту (лечебная физкультура, лечебное плавание, музыкально-ритмические занятия) проводятся вне сетки учебных занятий. Часть коррекционно-реабилитационных занятий может проводиться за счет часов физической культуры и здоровья  и трудового обучения, предусмотренных государственным компонентом учебного плана.

155. Учебная нагрузка должна быть рационально распределена по дням недели. Расписание уроков должно составляться с учетом ранговой шкалы трудности предметов согласно приложению 12. Максимальная учебная нагрузка должна быть в дни наибольшей физиологической работоспособности: вторник, среда – при 6-дневной учебной недели, вторник, среда или пятница (вторник, среда – в начальных классах) – при 5-дневной учебной неделе. Не следует планировать проведение уроков по учебным предметам, требующим большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, физика, химия и т.п.), в понедельник и субботу.

156. В расписании уроков в течение учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного и статического напряжения (математика, письмо) с учебными предметами, включающими двигательные и динамические компоненты (физическая культура и здоровье, танец, музыка, изобразительное искусство и т.п.).

Уроки, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания не следует проводить на первом и последнем уроках.

157. Допускается объединение двух уроков:

трудового обучения (технология), информатики, а также уроков физической культуры и здоровья при выполнении программы по лыжной подготовке;

при изучении учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях в 8-12 классах (кроме уроков физической культуры и здоровья);

при изучении учебных предметов в объеме 1 часа в неделю в 11 - 12 классах;

при проведении лабораторных и контрольных работ.

158. Контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем общеобразовательного учреждения, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе в часы наивысшей работоспособности. Не рекомендуется проводить контрольные работы в понедельник и субботу. Запрещается проведение контрольных работ на последних уроках.

159. Продолжительность перемен между уроками во всех классах должна быть не менее 10 мин, после второго урока - 30 мин (вместо одной большой перемены допускается после второго и третьего уроков устраивать перемены по 20 мин). При организации занятий во вторую смену допускается сокращение большой перемены до 20 мин. Длительность перерыва между сменами должна быть не менее 20 -30 мин.

В санаторных школах (школах-интернатах) во время большой перемены должны быть организованы 20-30 минутные прогулки на открытом воздухе; уроки по устным предметам рекомендуется проводить на открытом воздухе (при температуре не ниже +10ºС).

В середине каждого урока (кроме уроков физической культуры и здоровья, танцев, музыки) должны проводиться физкультурные паузы, физкультминутки, комплексы упражнений по профилактике утомления органа зрения. С целью профилактики утомления органа зрения следует проводить комплексы упражнений для глаз (или офтальмотренажи) по методикам согласно приложениям 7, 8 и другим, рекомендованным Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

160. Уроки информатики должны проводиться в специально оборудованных кабинетах, открытых по согласованию с территориальными органами и учреждениями госсаннадзора.

Занятия с видеотерминалами должны быть организованы в соответствии с СанПиН 9-131 РБ 2000.

161. Двигательный режим учащихся должен обеспечиваться системой взаимосвязанных, направленных на удовлетворение биологической потребности в движениях, организационных форм физического воспитания, которые включают:

уроки физической культуры и здоровья;

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня, в том числе занятия ритмикой;

внеклассные формы занятий физической культурой и спортом;

внешкольную спортивно-массовую работу;

самостоятельные занятия физическими упражнениями и подвижными играми в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах и в парках.

Физическое воспитание учащихся должно осуществляться в соответствии с образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и программами.

162. Уроки физической культуры и здоровья необходимо проводить в благоприятных условиях окружающей среды.

Целесообразно проведение уроков по физической культуре и здоровью на открытом воздухе при температуре воздуха не ниже -15ºС и скорости движения воздуха 1-3 м/сек.

163. Распределение учащихся на группы (основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры) на уроках физической культуры и здоровья должно проводиться на основании состояния здоровья детей до 15 сентября ежегодно.

Учащиеся, не прошедшие медицинский осмотр, к занятиям по физической культуре не допускаются.

164. Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной группе, проводятся вместе с основной группой согласно рекомендации врача.

165. Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной группе, должны проводиться отдельно от уроков по физической культуры и здоровья  педагогическими работниками, прошедшими специальную подготовку. Наполняемость специальной группы должна быть 8-12 учащихся.

166. Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к группе лечебной физкультуры (ЛФК), должны проводиться медицинским работником, прошедшим специализацию, в оборудованных для этих целей залах поликлиник, общеобразовательных учреждений.

167. К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача, к туристским походам - с разрешения медицинского работника общеобразовательного учреждения.

168. Медицинский работник совместно с руководителем общеобразовательного учреждения или его заместителем систематически, не реже 1 раза в месяц, осуществляют контроль за организацией и проведением всех форм физического обучения и воспитания учащихся.

При правильной организации урока физической культуры и здоровья частота пульса у детей после подготовительной части должна увеличиться на 50-60% от исходного, в основной части - на 70-90% , после заключительной части - на 10-15% и восстанавливаться через 3-5 минут после окончания урока. Гигиеническая оценка организации физического воспитания в учреждениях образования проводится специалистами по врачебному контролю диспансеров спортивной медицины, медицинскими работниками, специалистами центров гигиены и эпидемиологии в соответствии с Методическими указаниями «Гигиенический контроль за организацией двигательного режима школьников» № 122-0010, утвержденными Главным государственным санитарным врачом 13 октября 2000г.

169. Не допускается проведение уроков физической культуры и здоровья в одном классе в течение трех дней подряд, более одного раза в неделю первыми и последними уроками; в общеобразовательных учреждениях сельских населенных пунктов - первыми и последними уроками (при отсутствии подвоза учащихся).

170. При организации трудового обучения (технологии) общая продолжительность практической работы для учащихся 1 - 2 классов не должна превышать 20-25 мин урока, 2-3 классов - 30-35 мин.

Объединение двух уроков трудового обучения (технологии) допускается с 5 классов.

171. Оптимальная плотность основной и вспомогательной работы учащихся 4-6 классов на занятиях техническим трудом не должна превышать 80%, на уроках швейного дела - 50-70%.

172. Учащиеся допускаются к трудовой деятельности только после прохождения медицинских осмотров и при отсутствии противопоказаний.

173. Общественно полезный, производительный труд учащихся во внеурочное время должен проводиться не ранее чем через 30 мин после окончания уроков.

174. В общеобразовательных учреждениях домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения во втором классе – до 1,2 часов, 3-4 классах – 1,5 часов, 5-6 классах – 2 часов, 7-8 классах – 2,5 часов, 9-12 классах – 3 часов. В санаторных школах-интернатах (школах) продолжительность выполнения домашних заданий по каждой из вышеуказанных групп классов должна быть на 30 минут меньше.

175. Группы продленного дня для учащихся должны организовываться при наличии отдельного помещения, организации дневного сна учащихся 6 летнего возраста и с ослабленным здоровьем, 2-3-х разового питания в зависимости от длительности пребывания учащихся, пребывание на свежем воздухе не менее 1,5 часов.

176. В распорядке дня общеобразовательных школ-интернатов должно быть предусмотрено пребывание учащихся на свежем воздухе не менее 2,5 часов в день, в группах продленного дня - не менее 1,5 часов, в санаторных школах-интернатах (школах) для учащихся 2-4 классов - не менее 4-5 часов, 5-6 классов - от 3 до 4,5 часов, 7-12 классов - 3 часов в день.

177. В течение учебного года должны устанавливаться каникулы общей продолжительностью не менее 30 дней, в том числе зимние - не менее 14 дней. Для учащихся 1-2 классов в феврале (третья неделя месяца) устанавливаются дополнительные каникулы продолжительностью 1 неделя. Продолжительность летних каникул – не менее 8 недель.

Учащимся общеобразовательных учреждений, расположенных на территориях, загрязненных радионуклидами, должны предоставляться во втором полугодии дополнительные каникулы продолжительностью 7 дней. Целесообразно проведение каникул продолжительностью 7 дней через каждые шесть учебных недель.

178. Общеобразовательные учреждения комплектуются квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров. В общеобразовательных учреждениях должен проводиться комплекс мероприятий по охране здоровья учащихся, в том числе имеющих отклонения в состоянии здоровья.

 

ГЛАВА 10

Гигиеническое обучение и воспитание учащихся

179. Гигиеническое обучение и воспитание учащихся должно осуществляться на уроках в виде обязательной учебной работы, предусмотренной учебными  программами (уроках русского и белорусского языков, биологии, химии, анатомии, человек и мир, на уроках физической культуры и здоровья, трудового обучения, основ безопасности жизнедеятельности и др.) и во внеклассной деятельности.

180. Основной формой гигиенического обучения и воспитания учащихся являются занятия по специальным курсам, на которых:

с учащимися 1-4 классов в доступной форме изучаются основы и осваиваются навыки рационального режима дня и питания, личной и общественной гигиены, охраны зрения и слуха, физической культуры и здоровья, организации рабочего места ученика, профилактики инфекционных болезней, предупреждения формирования вредных привычек, несчастных случаев и т.д.;

с учащимися 5-12 классов больше внимания уделяется изучению вопросов здорового образа жизни (вредные привычки, профилактика стресса, инфекционных заболеваний, СПИДа, половое воспитание и др.).

181. Работа по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся проводится педагогическими и медицинскими работниками общеобразовательного учреждения с привлечением территориальных органов и учреждений госсаннадзора и других организаций здравоохранения, первичных организаций Красного Креста.

182. Педагогический персонал обязан требовать от учащихся выполнения установленного санитарно-противоэпидемического режима, поддержание чистоты помещений и участка, своевременного проветривания учебных помещений, опрятности одежды и обуви, регулярного мытья рук, а также правильной посадки за партами (столами).

183. Вопросы состояния здоровья учащихся, обеспечения санитарно-эпидемического благополучия в учреждении должны постоянно контролироваться руководителем и медицинскими работниками общеобразовательного учреждения, систематически рассматриваться на заседаниях педагогических советов.

ГЛАВА 11

Ответственность за Нарушение настоящих

санитарных правил и норм

184. Ответственность за несоблюдение требований настоящих Санитарных правил в соответствии с законодательством Республики Беларусь возлагается на руководителя общеобразовательного учреждения, а также на других работников общеобразовательного учреждения в объеме, определенном их должностными обязанностями.

185. Руководитель общеобразовательного учреждения осуществляет повседневный контроль за выполнением настоящих Санитарных правил. Специалисты территориальных учреждений госсаннадзора осуществляют периодический надзор за выполнением настоящих Санитарных правил.

Итоги проверок заносятся в санитарный журнал учреждения, который должен быть прошнурован и пронумерован.


Приложение 1

к Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»

 

ОРИЕНТАЦИЯ ОКОН УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

 

 

Учебные помещения

Ориентация окон учебных помещений в зданиях общеобразовательных учреждений по сторонам горизонта

оптимальная допустимая
Классы   от 65 до 200º от 200 до 295º: не более 25%учебных помещений 1-4 классов и не более 50% помещений 5-12 классов
Учебные кабинеты, лаборатории (кроме указанных в п.п.3,4 настоящей таблицы) от 65 до 200º от 200 до 65º - не более 75 %  
Кабинет изобразительного искусства, кабинет информатики и электронно-вычислительной техники от 300 до 60º от 266 до 60º
Лаборатория биологии от 150 до 210º от 90 до 270º
Спальные помещения в школах-интернатах и интернатах при общеобразовательных учреждениях, спальные - игровые в общеобразовательных учреждениях

от 50 до 310º

 


 

Приложение 2

к Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»

Гигиенические нормативы искусственной освещенности в помещениях общеобразовательных учреждений

(извлечение из СНБ 2.04.05-98)

 

Наименование помещений

 

Плоскость

Г - горизонтальная,

В – вертикальная высота над полом

Уровень искусственной освещенности в люксах (лк)

При освещении лампами накаливания При освещении люминесцентными лампами
Классные комнаты, учебные кабинеты, лаборатории В – на середине доски, Г – 0,8м на рабочих столах и партах    
Кабинеты информатики и вычислительной техники В – 1,2м - экран дисплея, Г – 0,8 м    
Кабинеты изобразительного искусства В - на доске, Г – 0,8м
Мастерские по обработке металла и древесины, инструментальная Г – 0,8м     -"-        
Читальный зал Г – 0,8м
Лингофонные кабинеты Г – 0,8м  
Кабинеты обслуживающего труда: а) обработка ткани                           300                           500                           80                   32 б) кулинария Г – 0,8м          
Спортивный зал Пол, В – 2м от пола с обеих сторон на продольной оси помещения
Снарядные, инвентарные, хозяйственные  кладовые Г – 0,8 м
Библиотека В – фронт карточек
Крытый плавательный бассейн Г – на поверхности воды
Кабинет врача Г –0,8 м
Учительская, кабинет директора, кабинеты и комнаты преподавателей Г –0,8 м
Спальные помещения Г –0,8 м
Обеденный зал, буфет Г – 0,8м  
Актовый зал, эстрада актового зала Г –0,8 м В – 1,5 м
Рекреации Пол
Вестибюли, гардеробные Пол
Коридоры, проходы Пол
Санитарные узлы Пол
Лестницы Пол (площадки, ступеньки)

 

Примечания:

1. В учебных и производственных мастерских, кроме общего освещения, должно быть оборудовано местное электроосвещение у станков.

2. При наличии в общеобразовательном учреждении других мастерских по отдельным специальностям величина освещенности на рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с характером и точностью (разрядом) проводимых работ по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности, нормируемой для учебных помещений. 


Приложение 3

к Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»

 

 

Осветительный календарь

 

Месяц Числа Часы
Сентябрь 1-15 16-30 после 16.30 после 17.00
Октябрь 1-15 16-31 до 8, после 16 до 8, после 16
Ноябрь 1-15 16-30 до 9.30, после 14.30 до 9, после 15
Декабрь 1-31 до 10, после 14
Январь 1-15 16-31 до 10, после 15 до 9.30, после 14.30
Февраль 1-15 16-28 до 9, после 16 до 9, после 15
Март 1-15 16-31 после 17 до 8, после 16.30
Апрель 1-30 после 18.30
Май 1-15 16-31 после 17.30 после 18.30

 


 

Приложение 4

к Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА

В ПОМЕЩЕНИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

(Извлечение из СНБ 4.02.01-03)

 

 

Наименование помещений Температура воздуха в помещениях
Учебные помещения, лаборатории  +18- +20ºС
Спортивный зал +15- +18º С
Раздевальные при спортивном зале +19- +23º С;
Кабинет врача +21- +23º С
Спальные помещения +18- +20º С
Умывальные помещения +20- +23º С
Санузлы +19- +21º С
Душевые не ниже +25ºС
Актовый зал, лекционные аудитории, киноаудитории не ниже +17-+20ºС
Помещения детского творчества +18- +20ºС

 


Приложение 5

к Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»

 

Длительность проветривания

 

Наружная

температура

воздуха

Длительность проветривания помещений (в мин)

 

в малые перемены в большие перемены и между сменами
от +10 до + 6ºС 4-10 25-35
от +5 до 0º С 3-7 20-30
от 0 до -5º С 2-5 15-25
от -5 до –10º С 1-3 10-15
ниже -10º С 1-1,5 5-10

 


Приложение 6

к Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»

 

 

Основные размеры школьной мебели

 

Номер

мебели

Цвет маркировки школьной мебели

Рост учащегося, мм

Размеры школьной мебели

Высота ученических столов (парт), мм Высота ученических стульев, мм
Оранжевый от 1000 до 1150
Фиолетовый от 1150 до 1300
Желтый от 1300 до 1450
Красный от 1450 до 1600
Зеленый от 1600 до 1750

 

Приложение 7

к Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»

 

УСТРОЙСТВО ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕРОВ (ЭЛЕКТРООФТАЛЬМОТРЕНАЖЕРОВ) И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕЙ по В.Ф. Базарному

 

Методики проведения офтальмотренажей в режиме учебного дня предназначены для профилактики зрительного утомления и профилактики нарушений осанки и зрения учащихся. Методики офтальмотренажей сокращают в 2 раза продолжительность статического напряжения, возникающего при длительном сидении за партой (позволяют периодически отвлекать взор учащихся от книг, тетрадей, вовлекают в двигательную активность комплекс мышц глаз и шеи), а зрительно-игровой характер методики стимулирует заинтересованность учащихся в выполнении офтальмотренажей.

 

1. Методика сенсорно-координаторных тренажей.

1.1. Устройство тренажеров.

В четырех верхних углах класса фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные картинки (сюжеты-иллюстрации из народных сказок, известных произведений, космической, военно-патриотической тематики, дорожные знаки госавтоинспекции; сюжеты-пейзажи из природы, из жизни животных и т.д.), в логической последовательности составляющие в пределах одного класса единый зрительно-игровой сюжет. Например: «водитель и дорога», «пешеход и улица» (рис.1). Обязательно под каждой иллюстрацией помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4.

Средние размеры картинок - от половины до одного стандартного печатного листа формата А4. Изображение на картинке должно быть четко различимо с наиболее удаленной парты (стола) учащимися, не имеющими зрительных нарушений. Картинки рекомендуется менять не реже одного раза в две недели.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.